СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад « Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»

Просмотр содержимого документа
«« Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»»

Саркулова Жанна Жанаисовна,

учитель русского языка и литературы

средняя общеобразовательная школа №18 г. Актобе


Тема: « Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»


В Послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» образование выделено как один из главных разделов социальной политики государства. «Конкурентоспособность нации, в первую очередь, определяется уровнем ее образованности», - отмечается в Послании. Сегодня образование находится в центре внимания казахстанской общественности.

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Происходящая модернизация школьного образования нацелена на профессионализм, творчество и компетентность учителя.

С введением нового государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Особенность современного урока заключается в том, что теоретические знания приобретаются активным путём.

Что же необходимо сделать, чтобы урок русского языка и литературы был интересным и увлекательным, чтобы дети могли выражать собственные мысли и принимать нужные решения?

Необходимо внести изменения в содержание и организацию учебного процесса, процесса обучения.

В этом помогут современные образовательные технологии.

Какие же технологии я использую на своих уроках?

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Здоровьесберегающие технологии

3. Технология проблемного обучения.

4. Групповые технологии

5 Игровые технологии.

1.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Использование компьютерных технологий в современной школе в условиях всеобщей компьютеризации является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса.

. Считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.

Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:

изучение новых знаний и формирование новых умений;

практического применения знаний, умений;

обобщения и систематизации изученного;

контроля и коррекции знаний, умений;

комбинированные (смешанные).

На всех этапах уроков русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования как презентации, тесты.

На уроках русского языка и литературы широко применяю компьютерные программы, разного вида презентации с использованием мультимедийного проектора.

Применение ИКТ на уроках дает следующее:

-развитие умения учиться самостоятельно;

-развитие творческого потенциала личности;

-ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам;

Самостоятельно созданные презентации использую на разных этапах урока:

-при организации словарной работы;

-при изучении нового материала,

-при закреплении;

Урок- презентация – это, прежде всего, урок приобщения школьников к творческой деятельности на учебном материале. Это урок сотрудничества учителя и учеников.

Презентации в течение урока позволяют возвращаться несколько раз к одному и тому же моменту урока, позволяют комбинировать сложность предлагаемых заданий в зависимости от степени усвоения материала учеником.

Особенно удачным считаю использование презентаций при подготовке разработок по литературе. Уроки проходят эмоционально, на высоком уровне. Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля. Такие наработки есть и в моей учительской копилке – «Строки опаленные войной» (Стихотворения поэтов 20 века о Великой Отечественной войне), «По следам мифов Древней Греции» (Мифы Древней Греции) и др.

Стоит отметить и тот момент, что дети и сами создают презентации по предложенным темам. Небольшим и несложным заданием для группы ребят часто становится подготовка нескольких слайдов по биографии того или иного писателя, создание заочных экскурсий в дома—музеи мастеров русского слова («Лермонтов и Кавказ», «Путешествие по Пушкинским местам»)

2. Здоровьесберегающие технологии

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Большое значение имеет организация урока. Строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ.(4-7видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание, списывание, творческие задания и т.д.)

Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках разноуровневых заданий также способствует сохранению здоровья учащихся.

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия) позволяют избежать монотонности на уроке.

Чтобы не было перегрузки учащихся, строго соблюдаю объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы провожу строго по календарно-тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе делаю в течение урока игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (не менее 2-3 минут). Комплекс подбирается в зависимости от вида урока и его содержания. Физкультминутки провожу на начальном этапе утомления. Предпочтение отдаю упражнением для утомленных групп мышц

Стараюсь вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном

3.Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

. На уроках, построенных с использованием проблемной технологии, успеха добиваются даже самые слабые ученики. Они заражаются всеобщим интересом поиска истины и незаметно для себя включаются в коллективный диалог. Изучение нового по технологии проблемного обучения помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала

Этапы постановки учебной проблемы

- Например, камыш…вый, плюш…вый, дворц…вый

-Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:

-Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?

-Ученики: В суффиксах прилагательных

-Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?

-Ученики: за шипящими и ц.

-Учитель: А какая это может быть гласная?

-Ученики: О или Е

Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз: « Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?»

Ученики: Правописание о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся и воспитанников к такому явлению как «проблема».

4.Групповые технологии

Групповые технологии предполагают взаимное обогащение учащихся, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов, осознание общей цели, распределение действий и операций, коммуникацию, обмен способами действия, взаимопонимание, рефлексию.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

-каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

5.Игровые технологии

Педагогическая игра имеет четко поставленную цель обучения и педагогический результат. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На своих уроках я использую такие виды игр:: «Собери фразеологизм»

Как;; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул;; в воду;; ежовых.

«Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

Огромное количество игровых заданий, направленных на отработку орфографических и пунктуационных норм,: «Третий лишний», «Диктант – молчанка», «Цифровой диктант», «По опорным словам», , «Лови ошибку», «Отними букву» и другие.

Особый интерес у учащихся 7-8 классов вызывает игра «Переводчик». Ее задание состоит в том, чтобы быстрее заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.

    1. Доктор прописал пациенту инъекции.

    2. Разъяренная вьюга замела все тропинки.

    3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

    4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.


Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.



Скачать

© 2016 610 16

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!