СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проектной технологии как средство формирования познавательной активности обучающихся по физике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская и проектная деятельность максимально способствует формированию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной технологии как средство формирования познавательной активности обучающихся по физике.»

Использование проектной технологии как средство формирования познавательной активности обучающихся по физике.

Подготовила: Яковлева М.А. учитель физики


Исследовательская и проектная деятельность максимально способствуют формированию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами.
В начале учебного года, начиная работу с учащимися, я ставлю перед собой задачи:

1. создать мотивацию;

2. создать образовательную среду;

3. определить чему должны научиться учащиеся в результате работы;

4. уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

5.представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

6. организовать работу;

7. владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, аргументирования выводов;

8. консультировать;

9. иметь критерии объективной оценки.

                    Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение конференций, предметных недель на которых можно познакомиться с опытом предшествующих учеников из числа старших учащихся. Участие в таких мероприятиях обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.

                  При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для меня является то,  что нет одинакового рецепта, позволяющего сразу дать однозначное решение различных проблем, которые могут быть предметом проектной деятельности школьников. Как темы проектов, так и предлагаемые варианты  их реализации зачастую варьируются в широком диапазоне различных областей знания.

                   Итак, заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом. Прежде всего, необходимо глубоко вскрыть суть проблемы, выбрать оптимальный путь ее решения, то есть определить продуманную последовательность шагов по реализации некоего принятого самим учащимся решения. Это путь работы в структуре, где творчество опирается на знание основ наук и способствует трудовому и творческому становлению личности.

                    Результативность работы зависит от того, насколько уверенно я могу спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было ни чрезмерно легким, ни чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Я контролирую лишь ключевые моменты выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, оставляя учащемуся  право принятия решений.           

                При использовании метода проектов   в начале учебного года выделяю те темы программы, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания.

           Например: В 10 классе по теме «Кристаллы»; в 11классе «Производство, передача и использование электрической энергии», а так же «Альтернативные источники энергии»; 9 класс «Чудесные свойства воды», «Шум и борьба с ним», 8 класс «Природные явления» др.

                    Внеурочная деятельность школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации и приобщения учащихся к общественно-полезному труду. Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это относится к продолжительным проектам, носящим, как правило, практико-ориентированный характер.

 Этапы работы над проектом.

            1. поисковый – определение проблемы. На этом этапе учащиеся подтверждают свое понимание проблемы, сформулированной мною, и объясняют причины, по которым они приступают к решению этой проблемы. Они описывают ситуацию и указывают свои намерения при работе над проектом. В рамках поискового этапа осуществляется информационный поиск: СМИ, наблюдения, интернет - ресурс и т.д.

             2. аналитический – на этом этапе проектной деятельности учащийся определяет цель и задачи проекта, результат и планируемый продукт своей деятельности, ищет способ достижения поставленной цели, планирует порядок своих действий и необходимые ресурсы. Так же как на поисковом этапе, здесь осуществляется работа учащегося с информацией.

             По окончании этапа учащийся должен четко представлять себе, что именно и как именно он будет делать для достижения цели.  На аналитическом этапе учащийся выполняет все основные шаги по разработке проекта. Мера его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различной.  На основе выявленной проблемы, учащийся ставит цель своего проекта.  Когда учащиеся начинают предлагать тот или иной способ достижения цели, я предлагаю им еще несколько способов, провоцируя их на размышления о наиболее эффективном, пригодном для той или иной ситуации способе достижения цели. Когда ученикам ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач.

             3. практический. На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги.  При работе над проектом осваивают и различные технологии, приобретают умения, не являющиеся обязательным содержанием образования. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся. В ходе обсуждения проекта, я обращаю внимание на грамотное использование учеником физических явлений и закономерностей.

            4. презентационный. Каждый проект предполагает получение, какого – либо продукта.  Это может быть: сочинение, рекомендации, презентация, учебное пособие, отреставрированные физические приборы.                    

            5. контрольный. Содержанием контрольного этапа является осмысление учащимся хода и результатов проектной деятельности и оценочная деятельность.  Думаю постепенно можно отказаться от выполнения функции контроля и организовать ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

           Объектами оценки являются:

     результативность проектной деятельности,

продукт проектной деятельности,

    продвижение учащегося (личностные приращения: узнал, научился, смог, понял, преодолел…)

    уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся.

                      При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Они называют сильные  и слабые стороны  работы над проектом, анализируют причины успехов и неудач в работе, предлагают способы преодоления трудностей. Практика показывает, что дети, способны выполнить достаточно серьезные проекты, при условии личной заинтересованности в работе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!