СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование передового педагогического опыта в преподавании математики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические приёмы в своей работе используют все учителя. Некоторые приёмы учителя «подсматривают» на уроках коллег, а затем адаптируют под свой предмет, под возраст своих учеников, под себя. Некоторые приёмы учителя находят в педагогической литературе, осмысливают, разбирают, пробуют, а затем или используют в своей работе, или нет. Но самое интересное, что любой учитель создаёт свои собственные педагогические приёмы. Порой у этих приёмов нет названия, но, однако, эти приёмы характеризуют стиль работы данного учителя, его педагогическую технику и показывают уровень мастерства учителя

Просмотр содержимого документа
«Использование передового педагогического опыта в преподавании математики.»

Использование передового педагогического опыта в преподавании математики.

Педагогическая техника - совокупность приёмов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.

Овладение педагогической техникой, позволяет быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Педагогические приёмы в своей работе используют все учителя. Некоторые приёмы учителя «подсматривают» на уроках коллег, а затем адаптируют под свой предмет, под возраст своих учеников, под себя. Некоторые приёмы учителя находят в педагогической литературе, осмысливают, разбирают, пробуют, а затем или используют в своей работе, или нет. Но самое интересное, что любой учитель создаёт свои собственные педагогические приёмы. Порой у этих приёмов нет названия, но, однако, эти приёмы характеризуют стиль работы данного учителя, его педагогическую технику и показывают уровень мастерства учителя

Педагогическая техника включает в себя такие элементы, как умение саморегуляции, в том числе мимика (владение мышцами лица), жесты (владение руками), пантомимика (действия без речи), которые позволяют учителю управлять своими эмоциями в процессе общения с учениками, их родителями и коллегами. Педтехника также является важным компонентом

педмастерства, и, в свою очередь, включает в себя множество взаимосвязанных элементов: актёрское мастерство, культура и техника речи, ораторское искусство, мастерство управления процессом общения.

Я могу выделить несколько компонентов, используемых мною в своей педагогической деятельности.

  1. Варьирование Стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в классе и т.п.).

  2. Привлечение интереса с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.

  3. Педагогически грамотное подведение итогов занятий или его отдельной части.

  4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда мимики, жестов).

  5. Применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

  6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера.

  7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

  8. Использование заданий, стимулирующих творческую активность.

  1. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности учащегося в умственную работу по внешним признакам его поведения.

  2. Использование иллюстраций и примеров.

  3. Использование систематического повторения изученного материала.

12. Использование различных форм проведения уроков (урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-сказка, викторина, КВН математический ит.д.)

  1. Использование игровых форм. Наиболее нравятся игры соревновательного характера «Не ошибись», «Не попади в ловушку», «Ловись рыбка», «Помоги пройти препятствия» ит.д.

  2. Использование КТ (презентации, задания на повторение и закрепление, физкультминутки). Использование компьютера актуально, интересно младшим школьникам, экономит время.

  3. Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. Я практикую такие виды работы:

-Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует времени, но оно окупается.

- Решение задач разными способами. Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем. Но я считаю, что это доступно не всем ученикам, а лишь тем, кто любит математику, имеет особенные математические способности.

-Разные способы анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу.

- Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мнимое участие в этой ситуации. Разбивка текста задачи на значимые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

-Самостоятельное составление задач учениками.

-Составить задачу:

используя слова: больше на столько, меньше в, на столько больше, на столько меньше;

решаемую в 1, 2, 3 действия;

по данному ее плану решения, действиям и ответу;

по выражению и так далее

-Решение задач с отсутствующими или лишними данными.

-Изменение вопроса задачи.

-Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

-Объяснение готового решения задачи.

-Использование приема сравнения задач и их решений.

-Запись двух решений на доске - одного верного, а другого неверного.

-Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

-Закончить решение задачи.

-Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

-Составление аналогичной задачи с измененными данными.

-Решение обратных задач.

-Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятий специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

-Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

-При решении занимательных задач преследуются следующие цели: формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной

задачи служит мотивом к учебной деятельности);

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельности;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

Например: 1 класс.

У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6) Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8. Сколько журналов у него?(7)

2 класс:

На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)

В коробке умещается 10 красных и б синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)

3 класс.

Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)

Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (12 : 2 = 6, значит 3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)

4 класс.

Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ, (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)

К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? (в 111 раз )

Много ценного в познании детей, их семей мне дают целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятельность детей, педагогов и родителей. В отдельных случаях организуется специальная экспериментальная работа с целью выявления каких-либо особенностей в развитии детей.

Изучаю педагогический опыт других учителей (непосредственно наблюдаемый, опубликованный в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.

Конструктивные умения необходимы мне для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей его развития. Важно заметить «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организовать дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями я вношу в их деятельность изменения и усложнения, проектирую материальное оснащение образовательного процесса. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

Коммуникативные умения мои проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией образовательного учреждения. Они также проявляются в установлении мною быстрого контакта с разными людьми в различных ситуациях, нахождении общего с ними языка. Эти умения помогают каждому педагогу расположить к себе, вызвать сопереживание, что важно для сплочения детей, коллектива родителей, педагогического коллектива.

Организаторские умения мои распространяются как на собственную деятельность, так и на деятельность учеников, родителей, коллег. Организаторские умения, даже хорошо сформированные, не дадут желаемого результата, если педагог не умеет увлечь детей и взрослых, заразить их своей энергией.

Специальные умения педагога - это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения и др. Чем больше таких специальных умений в арсенале педагога, тем интереснее и содержательнее жизнь детей в образовательном учреждении. Педагог, много умеющий, вызывает восхищение и гордость воспитанников. Они хотят подражать ему, стремятся большему научиться. В ряду специальных умений у педагога обязательно есть самое любимое занятие, в котором в наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность.

В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:

-формирует у школьников умения и навыки учения;

-формирует у них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;

-воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.

Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.

3



Скачать

© 2017, 440 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!