СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий на уроках Литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    При конструировании и применении интерактивных технологий должны использоваться различные педагогические принципы. Это принцип воспитывающего обучения, развивающего обучения, обратной связи, регулярного повторения, максимального участия студентов в учебном процессе, объединения педагогов и студентов едиными целями.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий на уроках Литературы»

Использование интерактивных технологий обучения на уроках дисциплины Литература


Преподаватель: Лопатина Ольга Михайловна

ГАПОУ «ПСЭК им. П. Мачнева»


На уроках литературы важно не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая студентов с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса.

При конструировании и применении интерактивных технологий должны использоваться различные педагогические принципы. Это принцип воспитывающего обучения, развивающего обучения, обратной связи, регулярного повторения, максимального участия студентов в учебном процессе, объединения педагогов и студентов едиными целями.

Педагог должен реализовывать внедрение интерактивных технологий через нетрадиционное обучение. Положительно изменить многое в отношении студентов к обучению может творческий подход преподавателей к подготовке и проведению уроков, поэтому в целях активизации студентов, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний актуально вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки.

Новизна учебного процесса будет заключаться в поэтапном внедрении в уроки интерактивных технологий, направленных на активизацию познавательного интереса студентов, формирование их позитивной учебной мотивации, развитие интеллекта, творческого мышления по предметам «Русский язык» и «Литература» с обязательным выходом на результат.

Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки – деловые игры, уроки – пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, театрализованные уроки, уроки-консультации, компьютерные уроки, уроки с групповыми формами работы, уроки творчества, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-зачеты, уроки-сомнения, уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-обобщения, уроки-«суды», уроки-лекции, уроки-диалоги, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки.

Нужно учитывать при подготовке к урокам и то, что первокурсники из школ приходят с разной подготовкой. В группах ППССЗ более подготовленные студенты, умеющие учиться; а в группах ППКРС менее подготовленные, отсюда дифференцированный подход к изучению одних и тех же тем.

Каждую новую тему лучше всего начинать с урока-лекции. Лекция от других методов словесного изложения отличается:

- более строгой структурой;

- логикой изложения нового материала;

- обилием сообщаемой информации;

- системным характером освещения знаний.

Особый интерес для преподавателя и для студентов могут представлять уроки, основанные на опорном конспекте, логической схеме и ассоциативном мышлении. Эти уроки направлены на развитие логического мышления студентов, для актуализации творческого процесса деятельности каждого. Такие уроки хорошо проводить по творчеству Ф.М. Достоевского, например по темам: «Сложность социально-психологического конфликта в романе «Преступление и наказание», «Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире».

На практических занятиях по литературе студенты овладевают различными жанрами устной и письменной речи: интервью, репортажи, очерки, аннотации, эссе.

Организуя уроки – литературные мастерские, преподаватель должен учить студентов не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы, предоставлять студентам средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и свое место в мире, понимать других людей.

Например, мы проводим урок-размышление об авторской песне и творчестве поэтов «А иначе, зачем на земле этой вечной живу» (Б. Окуджава). В ходе подбора материалов к уроку: биографии поэтов, стихов, аудио- и видеозаписей урок может получиться как литературно-музыкальный. Подготовка к такому уроку - настоящее сотворчество преподавателя и его студентов. Талантливые произведения наших бардов при таком подходе мало кого оставят равнодушными.

Уроки-размышления с применением различных технологий можно провести также по творчеству А.И. Солженицына «Не стоит село без праведника», обобщающий урок «Цветы любимому писателю».

Актуальны для преподавателей литературы уроки-семинары. Эта форма наиболее распространена среди нестандартных уроков. Уроки-семинары можно провести по темам: «Жизнь и творчество А.П. Чехова», по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» – «Базаров в системе действующих лиц; черты личности Базарова» и др. Такие уроки потребуют к себе пристального внимания и длительной подготовки. Студенты при подготовке к ним учатся работать самостоятельно с научной и художественной литературой, а в процессе урока – излагать свои мысли.

Познавательные или дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых студентам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы студенты получают в игре, где они выступают активными преобразователями действительности.

Преимуществами использования информационных компьютерных технологий на уроке являются:

- индивидуализация работы;

- возможность получения различных материалов через сеть Интернет;

- мультимедиа – система позволяет пользоваться аудио- и видеофрагментами, что обеспечивает наглядность и интерес;

- возможность включения игрового момента;

- освоение современных информационных технологий.

- презентации к урокам

Основной элемент презентаций – слайд, в который монтируется предварительно отсканированные изображения и авторский текст. В компьютерной программе содержится комплект шаблонов - слайдов со стандартными шрифтами, заголовками, фоном. Для каждого слайда добавляются стандартные анимационные эффекты; рисунки и надписи появляются в избранной последовательности. Перед началом создания презентаций преподаватель предлагает студентам темы, тем самым, дополняя работу на уроках. Можно предложить студентам подготовить презентации на тему: «Поэты серебряного века», презентации-экскурсии: «Островский в Щелково», «Л. Толстой в Ясной Поляне», «Шолохов на хуторе Кружилин». Это даст возможность каждому студенту сконцентрироваться на самом важном моменте и рационально распределить время и усилия. Создание презентации очень привлекает студентов. Интерес к ним намного превосходит традиционные наглядные пособия. Преподаватель же при подготовке к таким урокам использует богатый методический материал: компьютерные обучающие и контролирующие программы, аудиокниги, лицензионные компакт-диски.

Конечно, нестандартные уроки необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся студентам, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем преподавателям.

Используя на уроках интерактивные технологии можно сделать вывод, что такие уроки просто необходимы. Готовя их, преподаватель не только активизирует работу студентов, свою работу, но и создает праздник души, знаний, профессионализма.

1. Проблемную технологию (проблемный вопрос).

2. Проектную технологию (брошюра-газета для интеллект-карты).

3. Технологию «дебаты» (ответить на вопросы по рассказу).

4. Технологию «критического мышления» (сопоставить события в рассказе и историю страны).

5. Технологию развивающего обучения.

Очень важно и ценно, что использование интерактивных технологий на уроках позволяет студентам во время решения любой проблемы использовать свой и чужой опыт. Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно. Интерактивное творчество преподавателя и студента безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.


Интернет-ресурсы


  1. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=651637

  2. http://gigabaza.ru/doc/73031.html

  3. http://shkola5kimovsk.ucoz.ru/dop_k_urokam/russ/karpenko/interaktivnye_tekhnologii.pdf

  4. http://infourok.ru/primenenie_tehnologii_interaktivnogo_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury-452393.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!