СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование икт на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

использование на уроках русского языка и литературы презентаций, виртуальных экскурсий, ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Использование икт на уроках русского языка и литературы»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ (август 2013 год)

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Максим Горький в начале XX века сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идет семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, которые предъявляются к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют но – новому построить образовательную систему.

Для меня как для учителя русского языка и литературы главное гуманитарное образование личности ребенка, которое является основой человеческой нравственности и культуры. И информационные технологии становятся хорошим помощником, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.

Не могу не сказать, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требует от учителя много времени, особенно при подготовке к уроку, и терпения, к тому же создают некоторые неудобства организационного характера. При всем этом такие уроки приносят большое удовлетворение учителю и пользу ученику. А если еще и вспомнить суждение Л.Н.Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывая каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю – словеснику заниматься освоением ИКТ, отпадут сами собой.

Использование ИК средств обучения в моей образовательной практике началось с элементарного: демонстрации фильмов – экранизаций произведений русской классики. Дети любят смотреть фильмы, и не только потому, что после просмотра можно не читать книгу. Фильм на уроках литературы – это как эксперимент по физике, лабораторная по химии, прогулка в лес на уроках биологии. «Эффект присутствия» максимальный. На какие – то мгновения изображения на экране становится частью жизни: вместе с Дон Кихотом борешься с мельницами, пишешь письмо Евгению Онегину. Конечно, всегда найдутся те, кто скажет, что дети и так перестали читать, что надо учить, а не развлекать и забавлять. Позволю себе не согласиться, потому что глубоко уверена в том, что хороший фильм, вызывающий неподдельный, настоящий интерес, - это первый шаг к чтению, к тому же нет ни одного фильма, который повторяет один в один произведение. И это, как правило, подталкивает ребенка к чтению и сравнению книги и фильма. Фильм пробуждает чувства, заставляет переживать, будит воображение. Это начало другого, «нешкольного» знания. Знания, в основе которого – ощущения и образы. Современным детям с их «клиповым мышлением» гораздо важнее один раз увидеть… Поэтому задача учителя – показать фильм правильно: то есть постараться выжать все, чем богата хорошая экранизация.

В моей работе фильм, чаще всего, - это начало темы. Просто смотрим фрагмент, небольшую часть, самую интересную, важную, интригующую. Никаких вступлений, наставлений. После просмотра начинаем размышлять, что было до, чем может закончиться, как, по мнению детей, может развиваться сюжет. Благодаря всему этому у обучающихся ненавязчиво формируется внутренняя мотивация к чтению, даже у тех, кто не любят читать. 70% из ста обязательно захотят узнать, оправдались ли их предположения, догадки.

Вариантов работы после просмотра масса: составление плана, пересказ сюжета, подготовка различных вопросов, написание размышлений на различные темы, составление советов режиссеру, актерам, написание или редактирование сценариев, написание рецензии. Все это позволяет во время просмотра фрагментов фильмов отрабатывать у детей ,так называемых, ключевые компетенции: наблюдение – структурирование информации – постановка проблемы – поиск ответов на поставленные вопросы. Это простейшая цепочка исследовательского метода обучения, достоинства которого очевидны.

Вторым этапом овладения мною ИКТ стало использование на уроке презентаций, выполненных при помощи программы Rower Point. Презентация – это последовательность слайдов, на которых могут быть текстовые и визуальные материалы (фотографии, рисунки, диаграммы, видеоролики). Показ слайдов может сопровождаться звуковыми эффектами (музыкой, речью диктора, шумовым оформлением). В презентацию можно вставить все, что только возможно: рисунки, схемы, тексты, видео, тесты, ссылку на другой ЭОР, записать голос. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.

Презентации часто используют при изучении новых тем, проведении лекций. Тогда это будут, прежде всего, визуальные материалы, которые иллюстрируют содержание лекций, докладов, выступлений учителя или учащихся. Здесь нужен строгий дизайн, выдержанность, единый стиль оформления всех слайдов. Возможные анимационные эффекты должны быть строго дозированы. Анимация полезна как способ постепенного появления тезисов лекции на экране. Развлекательный элемент сведен к минимуму. Лектор должен четко структурировать представляемый материал. На слайды нужно помещать только опорные тезисы выступления, которые в ходе лекции следует раскрывать и развивать.

Активно использую презентации и при составлении «виртуальных экскурсий» по литературным местам. Такие экскурсии помогают посетить любое место на земном шаре. Именно этот вариант презентации допускает активное использование анимации: выезжающие картинки, вращающиеся фотографии и прочее, чтобы создать максимальный эффект присутствия. Такие презентации наиболее эффективно использовать при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, во время семинарских занятий и практикумов. Если презентация предназначена для самостоятельной работы детей, то ее навигация должна быть хорошо продумана, поскольку управлять презентацией будут дети, а не автор, который знает все нюансы. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом (ЭУМ), при этом она создается учителем именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана, это не переложение печатного документа в электронный вид. Материал должен быть исчерпывающий, чтобы содержание не вызывало вопросов. На эти моменты я всегда обращаю внимание детей, когда предлагаю подготовить им самостоятельно презентацию по той или иной учебной теме. Это, кстати, ещё одна форма использования ИКТ, благодаря которой учащиеся учатся отбирать и структурировать материал большого объема, иллюстрировать свое публичное выступление; получают положительный опыт использования информации, содержащейся в мультимедийных продуктах, для решения задач; развивают эстетический вкус и чувство меры. Выполняя подобного вида задания обучающиеся могут показать глубину и осознанность освоения материала. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков ярко демонстрирует, как ребенок видит , слышит и понимает учебную тему.

В прошлом учебном году я впервые стала использовать в работе электронные образовательные ресурсы (ЭОР). На сегодняшний день рынок ЭОР предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники – прототипы традиционных, электронных пособий – оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу; электронные библиотеки.

Вот примеры таких ЭОР, которые я использую в работе:

ЭОР по русскому языку и литературе серии «Открытые образовательные модульные мультимедиа системы» (ОМС). Это ЭОР нового поколения. Они открывают доступ к высокоинтерактивным, мультимедийно – насыщенным учебным ресурсам, объединяя возможности сетевых открытых систем и полноценных мультимедиа продуктов. Индивидуализируют обучение благодаря решениям, предусматривающим включение в систему работы с ними вариативных (по содержанию, методикам, технологиям исполнения) электронных учебных материалов. ОМС является ЭОР с неограниченным жизненным циклом за счет открытости для дополнений, изменений и автономности составляющих.

Ещё одна разновидность электронных средств обучения – электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники, электронные издания для контроля знаний учащихся. Назову те из них, которые апробированы мной и зарекомендовали себя довольно хорошо:

  • Мультимедиа – комплект «1С: Репетитор. Русский язык»

  • «Программа – тренажер по русскому языку «Фраза»

  • Видеоуроки по русскому языку

  • Видеоуроки по литературе

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

  • Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома

  • Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося

  • В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал, узнать незнакомы термин, воспользовавшись системой «Справочник»

  • Дают возможность обучающему выбрать индивидуальный темп обучения

  • Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к правильному ответу

  • Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением навыков грамотного письма у обучающихся. Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом нам помогают ЭОР.

  • В обучающих программах использованы разнообразные формы наглядности, демонстрируется не только статичная информация, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно – иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

Информатизация образовательного процесса на уроке – это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер. Он в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика, увеличивая скорость овладения им учебным материалом, создавая условия для осуществления ребенком самоконтроля при решении учебных задач, расширяя информационное пространство вокруг него, предоставляя ему право выбора источника учебного информации. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребенка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.

Хочется отметить, что различные формы применения ИКТ могут стать обыденными и привычными для каждого из нас на различных этапах урока:

  • На этапе изучения нового материала

  • На этапе закрепления изученного

  • На этапе контроля знаний

  • При выполнении домашнего задания

  • На этапе подготовки к уроку

Подводя итог, можно сказать, что ИТК – технологии и ЭОР можно использовать при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель перестает быть просто «репродуктором» знаний, он становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, требует высокого уровня методической подготовленности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!