СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование аутентичных прагматических материалов на уроках

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, овладение лексикой и заучивание грамматических правил не являются достаточным для того, чтобы овладеть коммуникативной компетенцией.     Поэтому на современном этапе перед учителями цель: обучение культуре, которая включает как развитие лингвистических способностей, психических процессов и свойств личности ученика, так и:

  • познание культуры;
  • воспитание личности ученика через усвоения общечеловеческих ценностей;
  • овладение языком как средством общения и осознание системы языка.

Познание культуры и осознание его системы возможно только при условии использования аутентичного материала.

Просмотр содержимого документа
«Использование аутентичных прагматических материалов на уроках»

Использование аутентичных прагматических материалов

на уроках


Гошева Т.Н., учитель

МАОУ лицея №10 г.Советска

14.10 2016 г

Как известно, овладение лексикой и заучивание грамматических правил не являются достаточным для того, чтобы овладеть коммуникативной компетенцией. Поэтому на современном этапе перед учителями цель: обучение культуре, которая включает как развитие лингвистических способностей, психических процессов и свойств личности ученика, так и:

  • познание культуры;

  • воспитание личности ученика через усвоения общечеловеческих ценностей;

  • овладение языком как средством общения и осознание системы языка.

Познание культуры и осознание его системы возможно только при условии использования аутентичного материала.

В переводе с английского "аутентичный" означает "естественный". Этот термин чаще всего используют для характеристики текстов, применяемых на уроке. Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Однако понятие "аутентичность" распространяется на другие стороны учебного процесса. К аутентичным материалам авторы относят: личные письма, анекдоты, статьи, отрывки из дневников подростков, реклама, кулинарные рецепты, сказки, интервью, научно – популярные и страноведческие тексты. Они подчеркивают также важность сохранения аутентичности жанра и то, что жанрово – композиционное разнообразие позволит познакомить учащихся с речевыми клише, фразеологией, лексикой, связанными с самыми различными сферами жизни и принадлежащими к различным стилям.

Можно разделить все аутентичные материалы на аутентичные и учебно – аутентичные. Таким образом, аутентичные материалы – это материалы, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены специально для учебных целей, но могут быть использованы при обучении иностранному языку.

Учебно – аутентичные материалы – это материалы, специально разработанные с учетом всех параметров аутентичного учебного процесса и критериев аутентичности и предназначенные для решения конкретных учебных задач.

Необходимо особо подчеркнуть, что обучение естественному, современному иностранному языку возможно лишь при условии использования материалов, взятых из жизни носителей языка, или составленных с учетом особенностей их культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами. Использование подобных аутентичных и учебно – аутентичных материалов, представляющих собой естественное речевое произведение, созданное в методических целях, позволит с большей эффективностью осуществлять обучение всем видам речевой деятельности, формировать иноязычную коммуникативную компетенцию, имитировать погружение в естественную речевую среду на уроках иностранного языка.

Использование аутентичных текстов на среднем этапе обучения языку повышает мотивацию к изучению языка, так как делает процесс обучения более творческим и интересным, и способствует формированию коммуникативной компетенции у подростков.

Методика работы с аутентичным газетным текстом 1 этап. Работа с газетой

Учащимся предлагается просмотреть весь номер газеты.

Задания: посмотри номер и скажи:

  • какие рубрики он содержит

  • какие рубрики (статьи) привлекли твое внимание. Для обсуждения выполненной работы использую опорные схемы.

2 этап. Ознакомительное чтение

На этом этапе учащиеся просматривают ту статью газеты, которая:

  • привлекла их внимание;

  • предлагает учитель;

  • соответствует изучаемой теме.

Упражнения:

1) По иллюстрациям, сопровождающим статью, определи, о чем рассказывается в ней.

2) Прочти заголовок и подзаголовок и скажи, о чем (ком) будет идти речь в данной статье.

3) Прочти первый абзац и скажи, какую информацию передает вся статья.

4) Прочти последний абзац и скажи, какое содержание может предшествовать ему.

5) Прочти первые предложения абзацев и назови те вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

6) Найдите интернациональные слова и по ним определите тему текста.

Задание можно предлагать одновременно всем учащимся, дифференцируя их.

Например: 1) и 2) - менее подготовленным детям; 3) и 6) - более подготовленным. Для проверки выполнения задания использую опорные схемы.

3 этап. Работа с текстом статьи

Поисковое чтение.

Задания:

1) Найди ответ на вопрос:

  • Когда произошло событие?

  • Где оно произошло?

  • В какой стране...?

  • Кто главные участники?

2) В каком абзаце содержится главная мысль текста?


Методика работы с аутентичными иноязычными письмами

С письмами на уроках английского языка работаем следующим образом:

I этап. Аудирование 1. Аудирование с общим пониманием

Прослушав, скажи,

  • от кого письмо;

  • какова тема письма;

  • когда написано и т.д.

2. Аудирование с извлечением частичной информации

Прослушав письмо, скажи, ответь на вопросы.

3. Аудирование с извлечением детальной информации

Прослушав письмо,

  • ответь на вопросы по содержанию текста

  • закончи предложения

  • соотнеси начало и конец фраз

  • скажи верно, или неверно предложение

  • исправь неверные варианты

  • перескажи содержание по цепочке

II этап. Чтение Чтение с общим пониманием

Прочитав письмо, скажи:

  • от кого оно

  • о чем оно и т.д.

Чтение с частичным извлечением информации

Прочитав письмо, ответь на вопрос.

Чтение с полным пониманием

Прочитав письмо:

  • ответь на вопрос по содержанию текста;

  • закончи предложение;

  • скажи верно, или неверно предложение;

  • соотнеси начало и конец предложения;

  • исправь неверные варианты;

  • перескажи письмо.

III этап. Говорение
  • Расскажи о своем друге по переписке.

  • Расспроси товарища о его друге по переписке.

  • Перескажи письмо.

  • Передай содержание письма в косвенной речи.

IV этап. Обучение грамматической стороне речи
  • Выпишите все глаголы, определи видовременную форму.

  • Перескажи в косвенной речи.

  • Задай вопросы к предложению.

  • Выпиши прилагательные, образуй степени сравнения.

  • Исправь ошибки.

  • Найди предложения в определенном времени.

  • Трансформируй предложения в пассивный залог.

  • Перепиши абзац, заменив прилагательные (глаголы) на синонимы.

V этап. Письмо Обучение оформлению письма

Ознакомившись с формами письма, ответь на вопросы:

  • Как начать письмо?

  • Как оформить письмо?

  • Где пишется дата?

  • Какими фразами заканчивается письмо?

  • Допустимы ли сокращения в письме?

  • Чем официальное письмо отличается от неофициального?

  • По какому принципу текст делится на абзацы?

  • Определите характер каждого письма (личное, деловое, проблемное, письмо благодарность, письмо - приглашение, письмо – поздравление)

  • Составьте письмо по предложенному плану.

  • Перепишите письмо в сокращенном варианте (кратко изложите содержание).


Использование аутентичных прагматических материалов на уроках литературы и русского языка в течение многих лет позволяет мне сказать, что применение их способствует повышению мотивации к изучению языка и является эффективным средством формирования языковой культурологической компетенции.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!