СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство Византии

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Искусство Византии". Архитектура, живопись.

Просмотр содержимого документа
«Искусство Византии»

Искусство Византии

Искусство Византии

Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой эпохе положил раскол Римской империи на Западную и Восточную, произошедший в 395 г.

Искусство Византии охватывает период с IV по XV вв. Начало этой эпохе положил раскол Римской империи на Западную и Восточную, произошедший в 395 г.

Исторические периоды развития искусства Византии: IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха; VIII-IX вв. – иконоборчество; IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение; XI-XII вв. – Комниновский период); 1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха. Периоды развития искусства Западной Европы: IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен; VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов; VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов); X-XII вв. – эпоха романского стиля; XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.

Исторические периоды развития искусства Византии:

IV-VII вв. – ранневизантийская эпоха;

VIII-IX вв. – иконоборчество;

IX-XII вв. – средневизантийский период (IX-XI вв. – Македонское Возрождение;

XI-XII вв. – Комниновский период);

1261-1453 гг. – поздневизантийская эпоха.

Периоды развития искусства Западной Европы:

IV-V вв. – эпоха переселения народов, развитие культуры варварских племен;

VI-IX вв. – раннехристианское время (VI-VIII вв. - эпоха правления династии Меровингов;

VIII-IX вв. – эпоха правления династии Каролингов);

X-XII вв. – эпоха романского стиля;

XII-XV/XVI вв. – эпоха готического стиля.

Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до ее падения в конце V в. была Равенна. Именно эти два города, наравне с Римом, дали образцы раннехристианской архитектуры.

Столицей Восточной Римской империи был Константинополь, центром развития Западной империи до ее падения в конце V в. была Равенна. Именно эти два города, наравне с Римом, дали образцы раннехристианской архитектуры.

Ранневизантийская архитектура IV-VIII вв.

Ранневизантийская

архитектура IV-VIII вв.

Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с востока на запад, а затем, с установлением архитектурного канона в V в. - с запада на восток (на Иерусалим). Здание возводилось над могилой святого мученика (криптой), выступавшего покровителем данной церкви, объектом притяжения верующих, эталоном христианина.

Раннехристианская базилика представляла собой сооружение, прямоугольное в плане, вытянутое первоначально с востока на запад, а затем, с установлением архитектурного канона в V в. - с запада на восток (на Иерусалим).

Здание возводилось над могилой святого мученика (криптой), выступавшего покровителем данной церкви, объектом притяжения верующих, эталоном христианина.

Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в восточных базиликах), зал для собрания верующих, расчлененный рядами колонн (столбов) на три (пять) нефов, трансепт, пресбитерий, апсида. Перед апсидой, над криптой ставился алтарь. В раннехристианских базиликах трансепт непосредственно примыкал к апсидальному пространству, зачастую достаточно далеко выходил за пределы нефов. В результате для раннехристианских базилик типичен Т-образный план.

Религиозную функцию базилики реализовывало последовательное прохождение следующих помещений: атрий, нартекс (в восточных базиликах), зал для собрания верующих, расчлененный рядами колонн (столбов) на три (пять) нефов, трансепт, пресбитерий, апсида. Перед апсидой, над криптой ставился алтарь.

В раннехристианских базиликах трансепт непосредственно примыкал к апсидальному пространству, зачастую достаточно далеко выходил за пределы нефов. В результате для раннехристианских базилик типичен Т-образный план.

Первые раннехристианские базилики в Риме. Церковь Сан Клементе (392 г.)

Первые раннехристианские базилики в Риме.

Церковь Сан Клементе (392 г.)

Собор Святого Петра в Риме.

Собор Святого Петра в Риме.

Первые раннехристианские базилики в Риме. План базилики Святого Петра, построенной при Константине I Великом

Первые раннехристианские базилики в Риме.

План базилики Святого Петра, построенной при Константине I Великом

Раннехристианская архитектура Равенны. Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

Раннехристианская архитектура Равенны.

Базилика Сан Апполинаре ин Классе (536-549 гг.)

В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии . Центрические постройки были небольших размеров, поскольку существовала зависимость между диаметром купола и общими размерами сооружения. Среди центрических сооружений этой эпохи выделяются круглые, четырех-, восьми-, десятиугольные и крестообразные постройки. Необходимую принадлежность центрической архитектуры составляют сводчатые потолки и купольные покрытия середины здания.

В центрической форме возводились мартирии, мавзолеи и баптистерии . Центрические постройки были небольших размеров, поскольку существовала зависимость между диаметром купола и общими размерами сооружения. Среди центрических сооружений этой эпохи выделяются круглые, четырех-, восьми-, десятиугольные и крестообразные постройки.

Необходимую принадлежность центрической архитектуры составляют сводчатые потолки и купольные покрытия середины здания.

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Мавзолей Галлы Плацидии (440 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Мавзолей Теодориха Великого (ок. 525 г.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны. Сан Витале (526-547 гг.)

Центрические постройки. Архитектура Равенны.

Сан Витале (526-547 гг.)

Центрические постройки. Архитектура Рима. Церковь св. Констанции

Центрические постройки. Архитектура Рима.

Церковь св. Констанции

Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

Центрические постройки. Сооружения Константинополя: церковь Сергия и Вакха (527 г.).

В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе совмещения концепций купольного и базиликального сооружений – купольная базилика. Купольная базилика - продольная композиция, где в центре сооружения водружен купол, освещающий центральный неф базилики.

В начале VI в. появились синтезированный архитектурный тип, созданный на основе совмещения концепций купольного и базиликального сооружений – купольная базилика.

Купольная базилика - продольная композиция, где в центре сооружения водружен купол, освещающий центральный неф базилики.

Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Купольные базилики. Церковь св. Ирины (532 г.).

Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Фессалониках (1-я пол. VIII в.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Купольные базилики. Собор св.Софии в Константинополе (532-537 гг.)

Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо опор и преград. Купол собора с двух сторон поддерживают два более низких полукупола, каждый из которых в свою очередь имеет два маленьких полукупола. Таким образом, все пространство средней части храма представляет собой систему плавно переходящих друг в друга сферических форм, устремленных ввысь. Купол держат четыре столба, но ощущения, что он давит на опоры, нет. Между столбами переброшены плавные дуги арок, на верхние точки которых лишь слегка опирается основание купола. Между арками по углам тяжесть сводов принимают на себя паруса — расширяющиеся кверху изогнутые своды, облегчающие давление купола. Сам купол кажется парящим в воздухе, так как у его основания имеется 40 скругленных сверху окон, образующих сияющее световое кольцо. Впечатление глубины и сложности центрального пространства дополняется алтарными нишами в восточной части храма.

Необычная архитектурная конструкция создает образ саморазвивающегося пространства, словно освобожденного от каких-либо опор и преград. Купол собора с двух сторон поддерживают два более низких полукупола, каждый из которых в свою очередь имеет два маленьких полукупола. Таким образом, все пространство средней части храма представляет собой систему плавно переходящих друг в друга сферических форм, устремленных ввысь. Купол держат четыре столба, но ощущения, что он давит на опоры, нет.

Между столбами переброшены плавные дуги арок, на верхние точки которых лишь слегка опирается основание купола. Между арками по углам тяжесть сводов принимают на себя паруса — расширяющиеся кверху изогнутые своды, облегчающие давление купола. Сам купол кажется парящим в воздухе, так как у его основания имеется 40 скругленных сверху окон, образующих сияющее световое кольцо. Впечатление глубины и сложности центрального пространства дополняется алтарными нишами в восточной части храма.

В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св. Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Крест на куполе был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты, мозаики были грубо замазаны известью.

В XV в., когда Византия пала под натиском турок, храм Св. Софии был превращен в мусульманскую мечеть. Крест на куполе был заменен на полумесяц, к церкви пристроили минареты, мозаики были грубо замазаны известью.

Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Ранневизантийское изобразительное искусство V-VIII вв.

Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития художественной культуры стал « золотым веком », эпохой, ставшей недостижимым эталоном, идеалообразующей средой, явившейся неиссякаемым источником для дальнейшего развития искусства и объектом притяжения в силу гармоничности мироотношения данной эпохи. IV-VIII вв. – начальный период становления канона византийского изобразительного искусства, выработки правил изображения священных персонажей и событий. Главные заказчики произведений изобразительного искусства - церковь и двор императора.

Ранневизантийский период как для исторической судьбы Византии, так и для развития художественной культуры стал « золотым веком », эпохой, ставшей недостижимым эталоном, идеалообразующей средой, явившейся неиссякаемым источником для дальнейшего развития искусства и объектом притяжения в силу гармоничности мироотношения данной эпохи.

IV-VIII вв. – начальный период становления канона византийского изобразительного искусства, выработки правил изображения священных персонажей и событий.

Главные заказчики произведений изобразительного искусства - церковь и двор императора.

Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства:  вневременность и внепространственность, решаемая через золотой либо синий беспредметный фон,  обратная перспектива, фронтальность постановки фигур,  акцент на изображении ликов персонажей.  Агнец, рыба, крест, монограмма (хризма) зачастую замещают собой иконическое изображение Христа.

Знаки, слагающие язык произведений ранневизантийского изобразительного искусства:

  • вневременность и внепространственность, решаемая через золотой либо синий беспредметный фон,
  • обратная перспектива, фронтальность постановки фигур,
  • акцент на изображении ликов персонажей.
  • Агнец, рыба, крест, монограмма (хризма) зачастую замещают собой иконическое изображение Христа.
Монументальная живопись.

Монументальная живопись.

Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Санта Мария Маджоре. Вид на триумфальные арки храма.

Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.): «Христос Добрый пастырь».

Мозаики Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (440 г.):

«Христос Добрый пастырь».

Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Баптистерия православных в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики Арианского баптистерия в Равенне: «Крещение Христа»

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучеников»

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Процессия мучениц»

Мученицы (фрагмент)

Мученицы (фрагмент)

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария с младенцем Христом»

Мозаики базилики Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (530-е гг.): «Дева Мария с младенцем Христом»

Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе апсиды (VI в.)

Мозаики базилики Сан Апполинаре ин Классе в Равенне: «Преображение» в конхе апсиды (VI в.)

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Христос-Эммануил на сфере»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со свитой»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Император Юстиниан со свитой»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со свитой»

Мозаики церкви Сан Витале в Равенне (546-547 гг.): «Императрица Феодора со свитой»

Иконопись.

Иконопись.

Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем» (VI в.)

Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Икона «Сергий и Вакх» (VI в.)

Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Икона «Епископ Авраам» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем, св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами» (VI в.)

Икона «Богоматерь с младенцем,

св. Феодором, св. Георгием и двумя ангелами» (VI в.)

Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Период иконоборчества в развитии византийского искусства.

Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг. Это – годы уничтожения памятников ранневизантийского классицизма, время императорского запрета на создание икон и поклонение антропоморфным изображениям божественного начала. Период иконоборчества официально начался в 726 г., когда произошло следующее событие: над Халкскими воротами – основным входом в императорский дворец было уничтожено изображение Христа. Его заменили крестом и надписью, которая укрепляла значение императора как борца против икон. А в 730 г. Лев III Исавр (717-741) издал эдикт, согласно которому запрещалось поклоняться иконам. В эпоху иконоборчества практически все монастыри были закрыты, огромное число монахов и художников покинули империю, что послужило появлению образцов византийского искусства на Сицилии, в северной Италии, в империи Карла Великого.

Эпоха иконоборчества охватывает период с 726 по 843 гг.

Это – годы уничтожения памятников ранневизантийского классицизма, время императорского запрета на создание икон и поклонение антропоморфным изображениям божественного начала.

Период иконоборчества официально начался в 726 г., когда произошло следующее событие: над Халкскими воротами – основным входом в императорский дворец было уничтожено изображение Христа. Его заменили крестом и надписью, которая укрепляла значение императора как борца против икон. А в 730 г. Лев III Исавр (717-741) издал эдикт, согласно которому запрещалось поклоняться иконам.

В эпоху иконоборчества практически все монастыри были закрыты, огромное число монахов и художников покинули империю, что послужило появлению образцов византийского искусства на Сицилии, в северной Италии, в империи Карла Великого.

Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить собой Христа. Такой мозаичный крест сохранился до наших дней в церкви св. Ирины в Константинополе.

Именно в иконоборческий период изображение креста приобрело значение символа, способного заменить собой Христа.

Такой мозаичный крест сохранился до наших дней в церкви св. Ирины в Константинополе.

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: мозаики мечети Омейядов в Дамаске (VIII в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.) Аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Аллегорическое изображение иконоборчества. «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». Художник комментирует действия иконоборцев, сопоставляя их с евангельскими событиями. Распятие на горе Голгофе; иконоборцы, замазывающие известью икону Христа. Воин справа подносит Христу губку, напитанную уксусом, другой воин пронзает Христа копьём. У подножия горы иконоборцы Иоанн Грамматик и епископ Антоний Силлейский

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.) Вознесение Константин Великий

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Вознесение

Константин Великий

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Произведения изобразительного искусства эпохи иконоборчества: миниатюры Хлудовской Псалтири (первая половина IX в.)

Македонский период Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век. Апостол Фаддей вручает царю Авгарю Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век.

Македонский период

Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век.

Апостол Фаддей вручает царю Авгарю Нерукотворный образ Христа. Створка складня. X век.

Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век.

Архидиакон Лаврентий. Мозаика Софийского собора в Киеве. XI век.

Комниновский период Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

Комниновский период

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

Христос Пантократор Милующий. Мозаичная икона. XII век.

Христос Пантократор Милующий. Мозаичная икона. XII век.

Святитель Григорий Чудотворец. Икона. XII век. Эрмитаж.

Святитель Григорий Чудотворец. Икона. XII век. Эрмитаж.

XIII век Святой Пантелеимон в житии. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

XIII век

Святой Пантелеимон в житии. Икона. XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае.

Христос Пантократор. Икона из монастыря Хиландар. 1260-е гг.

Христос Пантократор. Икона из монастыря Хиландар. 1260-е гг.

Палеологовский ренессанс Икона «Благовещение» из церкви святого Климента в Охриде. XIV век.

Палеологовский ренессанс

Икона «Благовещение» из церкви святого Климента в Охриде. XIV век.

12 апостолов. Пушкинский музей изобразительных искусств

12 апостолов. Пушкинский музей изобразительных искусств

Вторая половина XIV века Донская икона Богоматери. Феофан Грек (?). Конец XIV века. ГТГ.

Вторая половина XIV века

Донская икона Богоматери. Феофан Грек (?). Конец XIV века. ГТГ.

Икона Григория Паламы. Вторая половина XIV века.

Икона Григория Паламы. Вторая половина XIV века.

Богоматерь Перивлепта. Икона второй половины XIV века. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Богоматерь Перивлепта. Икона второй половины XIV века. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Типы икон Богоматери. Оранта Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

Типы икон Богоматери.

Оранта

Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

Елеуса (Умиление) Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век

Елеуса

(Умиление)

Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век

Одигитрия Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

Одигитрия

Смоленская икона

Божией Матери.

Дионисий, 1482 год

Панахранта Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век

Панахранта

Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век

Агиосоритисса Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века

Агиосоритисса

Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века

Неопалимая купина Икона Богородицы Неопалимая Купина из Соловецкого монастыря. Конец XVI века

Неопалимая

купина

Икона Богородицы Неопалимая Купина из Соловецкого монастыря. Конец XVI века

Иконография Иисуса. Спас Эммануил Икона Отечество, «Троица Новозаветная» Новгород, XIV в.

Иконография Иисуса.

Спас Эммануил

Икона Отечество, «Троица Новозаветная» Новгород, XIV в.

Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века) (ГТГ)

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный (новгородская икона

XII века) (ГТГ)

Спас Вседержитель (Пантократор) Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г.

Спас Вседержитель

(Пантократор)

Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. Феофан Грек. 1378 г.

Что такое «Византия»? Какое отношение она имеет к Риму? В чём главное отличие византийской и античной культур? Нарисуйте схему базилики и подпишите её части Перечислите виды изобразительного искусства Византии. Что такое икона? Назовите её художественные особенности.
  • Что такое «Византия»? Какое отношение она имеет к Риму?
  • В чём главное отличие византийской и античной культур?
  • Нарисуйте схему базилики и подпишите её части
  • Перечислите виды изобразительного искусства Византии.
  • Что такое икона? Назовите её художественные особенности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!