СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Искусство учит нас видеть и чувствовать мир по-новому". Конспект урока по МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит подробный конспект урока по МХК в разделе "Воздействующая сила искусства"

Просмотр содержимого документа
««Искусство учит нас видеть и чувствовать мир по-новому". Конспект урока по МХК»

Тема: «Искусство учит нас видеть и чувствовать мир по-новому»

Цель: Сформировать представление об искусстве как способе познания мира.

Задачи:

Образовательная:

1) Расширить и закрепить знания учащихся по значению различных видов искусства в жизни человека и общества.

2) Показать как через призму искусства человек может видеть и чувствовать мир.

Воспитательная:

1) Продолжить воспитание нравственных качеств личности: честности, справедливости, доброты.

2) Воспитывать эстетические представления о мировом искусстве.

Развивающая:

1) Развивать чувства, эмоции, речь, мышление, выражение, восприятие.

2) Развивать умение применять логические операции: анализ, сравнение, отвлечение.

3) Развивать творческие способности учащихся.


Ход урока:

I. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Владимировна. Нам сегодня с вами предстоит сотрудничать. Мы должны погрузиться в мир эстетических представлений для того, чтобы открыть для себя новые истины и видение мира. Я надеюсь, что наше общение будет интересным и для вас и для меня.

Давайте определимся с темой урока. Я вам предлагаю разгадать небольшой кроссворд, ключевым словом которого и будет наша тема.


Литерату́ра — в широком смысле совокупность любых письменных текстов.


Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.


Музыка - (от греч. musike - букв. - искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.


Скульптура - пространственно - изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.


Архитекту́ра — это род человеческой деятельности, направленный на разработку новых и оптимизацию существующих объемно — планировочных решений окружающей среды необходимых для нормального функционирования человека.


Сейчас мы с вами вспомнили основные виды искусства. Но наша тема не просто искусство, а искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому.

В процессе работы мы должны решить следующие задачи:

1) Проследить, как человек видит и чувствует мир через искусство.

2) Познакомиться, а может быть вспомнить, если вы знаете, с творчеством некоторых зарубежных поэтов-философов, художников, композиторов.

3) Показать свои умения анализировать произведения искусства.


II Начнем с литературы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение одного из зарубежных поэтов-философов.


Много лет размышлял я над жизнью земной.

Непонятного нет для меня под луной,

Мне известно, что мне ничего не известно! —

Вот последняя правда, открытая мной.


Этот мир — эти горы, долины, моря —

Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря.

Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший внутри фонаря.

Мы источник веселья — и скорби рудник. Мы вместилище скверны — и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир — многолик. Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Были б добрые в силе, а злые слабы — Мы б от тяжких раздумий не хмурили лбы!

Если б в мире законом была справедливость

Не роптали бы мы на превратность судьбы.

Ты едва ли былых мудрецов превзойдешь, Вечной тайны разгадку едва ли найдешь. Чем не рай тебе — эта лужайка земная? После смерти едва ли в другой попадешь...

Недостойно — стремиться к тарелке любой, Словно жадная муха, рискуя собой. Лучше пусть у Хайяма ни крошки не будет, Чем подлец его будет кормить на убой!

Жизнь — мгновенье. Вино — от печали бальзам. День прошел беспечально — хвала небесам! Будь доволен тебе предназначенной долей, Не пытайся ее переделывать сам.

Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся как с данной тебе напрокат.



1. Сможете ли вы назвать автора этого произведения искусства?

2. В чем заключается особенность его стихов?

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества Омара Хайяма (ок. 1048 - после 1122). Прозвище Хайям (Палаточник) связано с профессией его отца. При жизни и до сравнительно недавнего времени Хайям был известен главным образом как выдающийся математик, физик и астроном. Его Алгебра, написанная на арабском языке, была впервые опубликована и переведена на французский Ф.Вепке в 1851. В течение всей своей жизни Хайям писал четверостишия – рубайи. Рубаи-это четверостишья, широко распространенные на ближнем и среднем Востоке. Существуют с 9-10 века. Прародителем служило устное народное творчество иранцев. Вам предстоит проанализировать по предложенной структуре, описанной в листках на ваших столах.

Давайте попробуем проанализировать данное произведение. Для этого вы будете работать в парах по 2 человека. У вас на парте лежат текст стихотворения и вопросы для анализа. Вы должны еще раз прочесть и как можно глубже ответить на вопросы. На данное задание вам дается 3 минуты.

Литература:

1. Какое впечатление производит произведение? (желтый)

2. Какое настроение пытается передать автор? (Зеленый)

3. Какими средствами поэт выделяет главное? (Оранжевый)

4. О каких ценностях идет речь? Подтвердите их строками. (розовый)


Давайте проверим, что у вас получилось?

А я считаю, что в данном произведении искусства Омар Хайям высказывает свои сокровенные мысли о жизни, о человеке, о его знании. В них звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье. Бесценно каждое мгновение. Каждая фраза отличается изяществом, глубиной философской мысли, музыкальностью и ритмичностью. Человек, по мнению Омара Хайяма устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле.

Выводы 1: Давайте сделаем вывод о том, как произведения литературы позволяют видеть и чувствовать мир?

Предполагаемые ответы:

  1. актуальность нравственных ценностей в различные эпохи.

  2. не вечность бытия ( жизнь- мгновение).

  3. принимай и люби жизнь, какая она есть.

  4. многоликость человека, его ничтожество и безмерное величие


  1. Переходим ко второму виду искусства. Вашему вниманию представлена картина. Я не называю художника, её название и время творения.

Ваша задача посмотреть на картину и ответить на вопросы, которые находятся на ваших столах.


Живопись:

  1. Кто (или что) изображен на картин (желтый)

  2. Какое впечатление производит произведение? (Оранжевый)

  3. Какими средствами художник, архитектор, композитор выделяет главное? (Бл желтый)

  4. Попробуйте пересказать сюжет картины. (Зеленый)

5. Как бы вы назвали данную картину? (розовый)


А я думаю по этой картине следующее. Её нужно рассматривать предметно. На пустынном, словно вымершем фоне представлено странное существо, напоминающее останки какого- то морского животного. В нем одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, свисающие с голой ветки оливы и плиты рядом. Вокруг часов —вечный покой неба, гор и мора —символы вечности бытия. Они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Иссохшее дерево красноречиво напоминает о традиционном образе умирания. Человек изобрел механические приборы для измерения времени, но его сущности так и не постиг. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожности сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а потому время остановилось навсегда, «порвалась цепь времен».


Как вы думаете, кто из художников мог нарисовать такую картину?

А что вам о нем известно?

Сальвадо́р Дали́ (11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма.

А вы знаете, что в 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать этикетку чупа-чупса. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, которая и сегодня узнаваема во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки

Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году.

Существует легенда, что Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.


Выводы 1: Давайте сделаем вывод о том, как произведения живописи позволяют видеть и чувствовать мир?

  1. актуальность нравственных ценностей в различные эпохи.

  2. не вечность бытия ( жизнь- мгновение).

  3. принимай и люби жизнь, какая она есть.

  4. многоликость человека, его ничтожество и безмерное величие



  1. При выполнении задания в течении урока звучала музыка. Понравилась ли она вам и помогла ли работать? А кто ее написал? Какие чувства она у вас вызывает?

Весной 1787 г. в двери маленького бедного дома на окраине Вены, где жил знаменитый Моцарт, постучался подросток, одетый в костюм придворного музыканта. Он скромно попросил великого маэстро послушать его умение импровизировать на заданную тему.

Моцарт, поглощенный работой над оперой «Дон Жуан», дал гостю две" строчки полифонического изложения. Мальчик не растерялся и отлично справился с заданием, поразив прославленного композитора своими необычайными способностями. Присутствующим здесь

же друзьям Моцарт сказал: «Обратите внимание на этого юношу, придет время, о нем заговорит весь мир». Эти слова оказались пророческими. Музыку великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена сегодня действительно знает весь мир.

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

14 лунная соната, которую вы прослушали. Она посвящена Джульетте Гвиччарди, неразделенная любовь которой оставила глубокий след в душе Бетховена. Лирическая, мечтательная музыка, передающая настроение глубокой печали, а затем наслаждение красотой мира. «Лунная соната» продолжает жить, волновать людей, ее исполняют выдающиеся музыканты.


Вывод: Сегодня на уроке из всех видов искусства мы рассмотрели всего три. Так как наше время ограничено.

Своё отношение к уроку, и рассмотренным вида искусства, выразить через синквейн. Давайте вспомним, что такое синквейн? Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.



Вернемся к началу урока и посмотрим, выполнили мы задачи или нет.

1) Удалось ли нам проследить, как человек видит и чувствует мир через искусство.

2) Расширился ли у вас кругозор по творчеству некоторых зарубежных поэтов-философов, художников, композиторов.

3) Справились ли вы с анализом произведения искусства.


Я прошу вас, выходя из класса выразить свое мнение о нашем уроке. Если урок понравился -прикрепите красный квадратик, если нет – зелёный.









Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. Какое впечатление производит произведение?



Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. Какое впечатление производит произведение?




Вопрос для анализа произведения литературы:


  1. Какое настроение пытается передать автор?



Вопрос для анализа произведения литературы:


  1. Какое настроение пытается передать автор?




Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. Какими средствами поэт выделяет главное?



Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. Какими средствами поэт выделяет главное?



Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. О каких ценностях идет речь? Подтвердите их строками.

Вопрос для анализа произведения литературы:

  1. О каких ценностях идет речь? Подтвердите их строками.


Вопрос для анализа произведения литературы:

4.О каких ценностях идет речь? Подтвердите их строками.

Вопрос для анализа произведения литературы:

4.О каких ценностях идет речь? Подтвердите их строками.



Вопрос для анализа произведения живописи:

  1. Кто (или что) изображен на картине?



Вопрос для анализа произведения живописи:

  1. Кто (или что) изображен на картине?


Вопрос для анализа произведения живописи:


2. Какое впечатление производит произведение?


Вопрос для анализа произведения живописи:


2. Какое впечатление производит произведение?



Вопрос для анализа произведения живописи:


3.Какими средствами художник, архитектор, композитор выделяет главное?


Вопрос для анализа произведения живописи:


3. Какими средствами художник, архитектор, композитор выделяет главное?



Вопрос для анализа произведения живописи:


4.Попробуйте пересказать сюжет картины


Вопрос для анализа произведения живописи:


4.Попробуйте пересказать сюжет картины





Вопрос для анализа произведения живописи:


5 Как бы вы назвали данную картину?

Вопрос для анализа произведения живописи:


5 Как бы вы назвали данную картину?


Вопрос для анализа произведения живописи:






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!