СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство против власти

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1.      познакомить учащихся с произведениями искусства, в которых нашли свое отражение демократические настроения народа в переломные моменты истории;

2.      познакомить учащихся с творчеством отдельных деятелей искусства, особенно ярко выразивших в своем творчестве протест против ограничения свободы личности. 

УУД:

•        Познавательные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); сравнение разных видов и жанров искусства; создание и классификация гипотез и их обоснование; формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать разные виды  искусства во всем многообразии их жанров, умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

•        Регулятивные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

•        Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

•        Личностные: делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Просмотр содержимого документа
«Искусство против власти»

Искусство против власти

Цель:

1. познакомить учащихся с произведениями искусства, в которых нашли свое отражение демократические настроения народа в переломные моменты истории;

2. познакомить учащихся с творчеством отдельных деятелей искусства, особенно ярко выразивших в своем творчестве протест против ограничения свободы личности.

УУД:

• Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; определение основной и второстепенной информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); сравнение разных видов и жанров искусства; создание и классификация гипотез и их обоснование; формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать разные виды искусства во всем многообразии их жанров, умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

• Регулятивные: обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

• Коммуникативные: обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

• Личностные: делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Мотивация учебной деятельности – размышления над проблемой текста. Читаю текст, предварительно напомнив, для чего мы это делаем.

(1)В 70-е годы XX века иллюзии «социализма с человеческим лицом» исчерпались и началась третья волна эмиграции. (2) Но еще большее число людей ушло во «внутреннюю эмиграцию». (3) Гуманитарии старались сосредоточиться на темах далекого прошлого, чтобы избежать контакта с «великой направляющей силой — Коммунистической партией», или на зарубежной тематике: под видом разоблачения «гнилой буржуазной идеологии» авторы пытались хоть что-то рассказать о зарубежном искусстве и философии.

(4)Я тоже оказалась во внутренней эмиграции: мы, поэты, художники, музыканты, собирались по домам, где устраивались выставки, литературные и музыкальные вечера и обсуждалась текущая жизнь. (5)Обменивались самиздатом и ксерокопиями со всяких запрещенных или недоступных книг. (6)В это число входили вообще все интересные книги. (7)Фильмы смотрели на «спецпросмотрах», куда удавалось протиснуться вместе с кем-нибудь, кто был туда допущен.

(8)В 70-е было понятие «нетленка» , быстро ставшее ироническим.(9)Оно означало то, что было сделано не для заработка, а для «вечности» : книги, писавшиеся «в стол» , фильмы, снимавшиеся «на полку» , картины, которые нельзя было выставить.

(10)Но это время, которое со стороны может показаться невыносимым, имело свои большие плюсы. (11)Сладость запретного плода породила энтузиазм познания: мое поколение в целом образованнее и предыдущих, и последующих. (12)Это благодаря появлению копировальных машин. (13)Каждая попадавшая в Москву книга (а попадали они только в Москву и частично доходили до Ленинграда) распространялась тысячами копий. (14)Так что от Кьеркегора, Ницше, Юнга, Штайнера до Владимира Набокова все было изучено.

(15)Многие учили иностранные языки, с тем чтобы читать тексты, не переведенные на русский. (16)Предыдущие советские поколения были лишены возможности знать что-либо, не попадавшее в официальный набор, последующие, живущие в 90-х, оказались в ситуации лени: когда есть все, делаешь то, что нужно по работе, а в оставшееся от зарабатывания денег время «отрываешься» : клуб, бар, ресторан, шоппинг, телевизор, курорт. (17)На самосовершенствование, постижение смысла жизни, неоплачиваемое творчество не остается ни сил, ни времени.

Какие проблемы ставит автор в этом тексте? Какова его позиция?

  • Проблема взаимоотношения власти и творца. (Т.Г.Щербина считает, что в условиях отсутствия контакта с властью многие творцы уходили во «внутреннюю эмиграцию», продолжая самосовершенствоваться и развиваться).

  • Проблема стремления к знаниям. (Т.Г.Щербина считает, что запреты и приказы, исходящие от власти, породили энтузиазм познания, идеологическая цензура, которая была в 70-х годах ХХ века, подтолкнула людей к самообразованию).

Мы с вами еще вернемся к этим проблемам, когда вам нужно будет высказать свое отношение, написав минисочинение.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: искусство против власти, как в искусстве отражаются демократические интересы народа.

3. Изучение нового материала: «Демократические настроения народа, отраженные в искусстве»

На прошлом уроке мы с вами знакомились с произведениями искусства, благодаря которым власть укрепляла свой авторитет, мы увидели, что искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев, архитекторы, скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.

Сегодня мы посмотрим, как демократические настроения народа отразились в искусстве.

Как вы думаете, какое право, право на что творцы отстаивали в своих произведениях?

Право на свободу

Почему? (наличие возможности выбора, средство для достижения цели, условие счастья)

- Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

- Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

- Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

Сейчас мы посмотрим, как понятие «свободы» было осмыслено разными творцами.

КСТАТИ, Как вы думаете, какой вид искусства в большей степени используется творцами для борьбы с властью, а какой практически не используется?

Архитектура –долго и трудно, поэтому для стремительного выражения своих мыслей не подходит творцам. Музыка, живопись, литература – самые востребованные для борьбы с властью виды искусства.

Если мы говорим о живописи, то невозможно пройти мимо вот этой вот картины (показываю слайд)

Кто знает, что это за картина и какому событию она посвящена? Сравните ее с вот таким вариантом? О чем? Что вы видите?

«Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах» — картина французского художника Эжена Делакруа. Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё — фригийский колпак (высокий головной убор древних фригийцев; мягкий закруглённый колпак обычно красного цвета со свисающим вперёд верхом; часто снабжался двумя клапанами на ушах; встречается на многих древних статуях (особенно Париса). Послужил образцом для шапочки якобинцев во время Великой французской революции; с тех пор — символ свободы), в правой руке — флаг республиканской Франции, в левой — ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Фигуры вокруг Свободы — рабочий, буржуа, подросток — символизируют единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

Как видите, на «революционной» обложке изображена одна из современных баррикад на Майдане Незалежности и шестеро участников #Евромайдана в «боевой» экипировке. В этой вариации на тему без труда угадывается аллюзия к известной картине Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»). Художник написал это полотно в 1830 году, спустя три месяца после июльской революции во Франции, заодно увековечив на нём и себя.

Почему так привлекательна картина Делакруа для разнообразных кавер-версий? Чем стала Июльская революция или Французская революция 1830 года, Вторая французская революция, «Три славных дня» для всего просвещенного мира Европы?

Июльская революция имела воздействие на всю Европу. Либеральные течения повсеместно обрели уверенность и решимость. В некоторых государствах Германского союза начались беспорядки, вылившиеся в поправки или переиздания действующих конституций. Волнения начались и в некоторых итальянских государствах, в том числе и в Папской области. Однако наибольший эффект Июльская революция произвела на территории Польши, поделенной между Россией, Пруссией и Австрией, вызвав восстание 1830 года (подавить это восстание русским войскам удалось лишь осенью 1831 года). Последствия были и в непосредственном соседстве Франции. Южные Нидерланды восстали против господства севера и провозгласили себя независимым королевством Бельгия. В долгосрочном плане Июльская революция укрепила либеральные и демократические устремления во всей Европе.

Надежда на то, что так же решительно и быстро получится добиться прав и свобод, которые принесла Июльская революция.

Сравните вот эти два полотна, с одним из них мы уже знакомы. Рассмотрите конные портреты, примите на себя роль изображенного, расскажите о себе от имени своего героя.

Как вы думаете, почему получились именно такие рассказы? Добились ли художники той цели, которую ставили перед собой?



Как вы думаете, какие процессы происходят в современной живописи? Вернее даже не так – что пришло на смену живописи, если мы говорим о борьбе с властью? Какой вид искусства, не побоюсь этого слова, стал наиболее народным, приближенным к народу, понятным народу?

Граффити. Как правило, граффити создается художниками-самоучками, которые выступают за идеалы "радикальной демократии" и "глобализации снизу", хотят сделать искусство более социальным. Например, работы мастера граффити Шарика на улицах Симферополя, одного из городов Крыма.

Работы этого мастера сравнивают с работами одного из самых известных аэрографов – Бэнкси.

Но давайте вернемся к борьбе с властью в лице реальных политиков. Так, очень популярно граффити, которое стало символом падения Берлинской стены между ГДР и ФРГ – «Братский поцелуй» Дмитрия Врубеля, российского художника. На граффити изображен момент троекратного поцелуя Леонида Брежнева, лидера СССР, и руководителя ГДР Эриха Хонеккера.

Но не только в живописи политические режимы подвергаются критике. Музыка, песни …. В них тоже всегда отражались настроения народа в переломные моменты истории. «Варшавянка», «Вы жертвою пали», «Интернационал» – вот лишь немногие песни времен революционных изменений в нашей стране на рубеже 19-20 веков. В. И. Ленин писал об «Интернационале»: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейские языки… В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву „Интернационала“».

В 70-е годы, о которых мы читали с вами в тексте Щербиной в начале урока, не все писали в стол. Были творцы, чьи песни, несмотря на запреты, знала вся страна. Так, Высоцкий был не просто всеми любимым артистом. С его именем прочно ассоциируется целая эпоха в истории этой страны — эпоха застоя. Лишь чуть в меньшей степени, чем с именем Леонида Брежнева. Как раз с началом карьеры Высоцкого (середина 1960-х) советские люди внезапно осознали, что коммунизм им не построить, а раз так, то незачем и напрягаться, выполнять план и т. п. В помощь была политика «отпускания гаек» нового генсека и взлетевшие нефтяные цены. Во многом от безделья людей начали интересовать социальные темы, которые в большом количестве и ярче, чем, например, другие барды того времени, освещал Высоцкий в своём творчестве.

Роберт Рождественский. Поэт-шестидесятник пишет предисловие к первой книге Высоцкого - "Нерв". "...У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть, так сказать, "свой собственный Высоцкий"..."

Александр Ципко советский и российский социальный философ и политолог.: Для меня лично и для моих друзей, и вообще для поколения 40-х годов, Высоцкий и его песни давали какое-то ощущение свежести, они как бы выводили нас за рамки системы. Может быть, я не понимаю художественных смыслов его творчества, а вот политический и духовный смыслы были громадны. Если говорить серьезно, практически это был способ вполне легальной оппозиции, которая переносилась на быт и которая давала людям очень многое. Феномен Высоцкого, по-моему, все-таки феномен не столько культурный, сколько политический, состоит в том, что это была "легальная контрреволюция". Романы Валентина Распутина "Прощание с Матерой", "Живи и помни" сыграли такую же разрушительную, может, меньше, конечно, роль, чем поэзия барда Высоцкого.

Вашим домашним заданием было пообщаться с родными старшего возраста и узнать, как они относились к творчеству Высоцкого.

Именно демократизм и в то же время серьезность текстов Высоцкого привлекали внимание, влюбляли в себя.

В наше время также есть неравнодушные исполнители. Например, Вася Обломов. Вторым вашим домашним заданием было посмотреть творчество Обломова и ответить на вопрос – действительно ли его можно назвать рупором современной оппозиции? Давайте сравним два текста , два варианта размышления на тему – с чего начинается Родина?

- Какие положительные стороны жизни на Родине, в СССР, подчеркиваются в песне, которую исполняет Марк Бернес?

- Какие отрицательные стороны нашей с вами жизни выделяет Вася Обломов в своей песне?

Спасибо всем за работу) Действительно, искусство, думающие, творческие люди всегда каким-то образом боролись с властью, выступая против несправедливости, против запретов, регулирующих личную жизнь, критикуя социальные проблемы, ратуя за свободу.

4. Подведение итогов. Обсуждение домашнего задания

Ваше домашнее задание – написать минисочинение и высказать свою позицию по поводу взаимоотношений власти и творца, опираясь на текст Щербиной.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!