СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар «Обучая всех – услышу каждого, или Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики».

 

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики.»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Невская И. Ю, учитель математики и информатики

«Обучая всех – услышу каждого, или Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики».

В глубине души учителя осознают, что на карете прошлого далеко не уедешь, тем более, когда рядом педагогическое пространство рассекают современные автомобили.

Е. Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук

«Обучая всех – услышу каждого, или Интерактивное обучение в системе методической работы учителя информатики» - вот тема, над которой я работаю. В своей педагогической деятельности руководствуюсь словами заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, Евгения Ямбурга.

«Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», говорил еще в 4 веке до н. э. римский философ Сенека. На мой взгляд, девизом современной системы образования должны стать перефразированные слова Сенеки: «Не для школы, а для жизни мы учимся».

Несомненно, опыт и традиции отечественной педагогики всегда были обращены к развитию личности ребенка. Но, в то же время, современный социальный заказ государства, реализованный в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения (ФГОС), направлен на социальную самоидентификацию учащихся. Главная задача современного образования не просто дать ученику фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию.

Возникает проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.

Отсюда появляется необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям.

Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов способствуют, по-моему мнению, интерактивные технологии, так как учащиеся сами выступают полноправными участниками процесса обучения, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску. Интерактивная технология обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе познания.

Актуальность этого метода заключается в том, что внедрение интерактивных средств обучения позволяет:

  • сменить пассивную позицию обучающегося на совместную деятельность, сотрудничество;

  • обеспечить развитие у обучающихся более глубокого подхода к обучению;

  • увеличить объем выполненных на уроке заданий;

  • расширить информационные потоки;

  • повысить качество образования.

Данное новшество позволяет превратить порой скучный процесс обучения в интересное исследование. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые активные формы работы с классом.

В области педагогики понятие «интерактивное обучение» уходит своими корнями в термин «активное обучение», которое пропагандировали лучшие представители зарубежной (А. Дистервег, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, др.), русской (Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский) и советской (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) педагогической науки и практики.

Хочу показать, как я использую интерактивные технологии. Их много, поэтому я остановлюсь на двух, которые использую чаще других

Наиболее простая форма группового взаимодействия — «Интерактивная беседа». Приведу пример.

«Мой жизненный опыт». 

Предлагаю решить следующую задачу:

  • расскажите младшему брату или сестре, как положить деньги на телефон через терминал.

Ученики в процессе ответа непроизвольно разбивают свои действия на шаги. Как называется данная последовательность действий (шагов) я зашифровала в виде ребуса. Затем дети разгадывают его. Представьте себя в роли учеников и попробуйте разгадать ребус.





Таким образом, ученики выводят определение понятия алгоритма. Алгоритм – это последовательность шагов, приводящая к нужному результату. В обыденной жизни дети скорее всего не встречаются с понятием алгоритма, но осознают его наличие в различной деятельности человека, о чем важно сообщить детям на первом же уроке и подтвердить это примерами. 

После того как определение введено, задаются вопросы: 

  • Знакомо ли вам это слово?

  • Где вы его слышали?

  • Что оно означает? 

  • Приведите примеры алгоритмов, которыми вы руководствуетесь в повседневной жизни. 

  • Представьте себе, что злоумышленник выдал следующий алгоритм получения кипятка:

    • 1.Налить в чайник воду.

    • 2.Открыть кран газовой горелки.

    • 3.Поставить чайник на плиту.

    • 4.Ждать пока вода не закипит.

    • 5.Поднести спичку к горелке.

    • 6.Зажечь спичку.

    • 7.Выключить газ.

Исправьте допущенные автором ошибка, чтобы предотвратить несчастный случай.  Ученики обсуждают, составляют правильный алгоритм, приходят к выводу, что в алгоритме важен порядок действий.

Интерактивная игра – одна из особо продуктивных форм данной педагогической технологии, создающая оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса.

При введении понятия «исполнитель» предлагаю игру «Я – робот».

Одному из учеников даётся роль робота, другому – роль того, кто им управляет. Задача управляющего – отдавать команды таким образом, чтобы ученик-робот встал со своего места, дошел до доски, написал на ней слова «Я – робот» и вернулся обратно. В ходе игры управляющих можно менять. Задача робота – тщательно следовать инструкциям. Также необходимо следить за тем, чтобы и команды управляющего были четкими и правильными. 

А сейчас расскажу о своих приемах в интерактивном обучении.

Ментальная карта — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, их фиксации, анализа и упорядочивания информации, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления. Мне нравиться использовать ментальные карты для создания опорных конспектов к уроку. На уроках показываю готовые, но часто предлагаю учащимся сделать свои. Знакомлю с информационным ресурсом и объясняю, как им пользоваться. Детям это нравится, и они с удовольствием делают ментальные карты даже по другим предметам. Предлагаю вашему вниманию примеры ментальных карт.




При изучении темы «Способы записи алгоритмов» очень помогает «редактор блок-схем» – программа, предназначенная для создания и редактирования блок-схем.
Блок-схемы дают возможность наглядного представления алгоритма. Это упрощает понимание его структуры и дает возможность его оптимизировать. Данное приложение позволяет не только составить блок-схему, но и импортировать его в исходный текст программы, выполненной на языке программирования. Использование программы очень экономим время.



При проверке домашнего задания использую тренажеры, упражнения и онлайн-тесты. Приведу примеры некоторых из них.

LearningApps.org является приложением для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание урока, а можно такой модуль создавать самим в оперативном режиме в качестве домашнего задания.



Тесты – это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков. На уроках использую следующий информационный ресурс.





Презентации заменила на флипчарты – это интерактивные презентации. Покажу пример.

В качестве рефлексии ученики,используя информационный ресурс, создают «Облако слов».

Интерактивные технологии использую и во внеурочной деятельности. Нашей школе очень повезло: у нас есть свой робот. На кружке мы с учениками осваиваем робототехнику. Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она опирается на такие дисциплины, как электроника, механика, программирование. Собирая настоящих роботов, ребенок узнает, что такое батарейки, двигатели, датчики, зачем они нужны и как работают. Он научится программировать, изобретать и получит множество других навыков, которые окажутся незаменимыми в дальнейшей жизни. Не исключено даже, что после курса робототехники ребенок будет знать больше, чем его родители!

Представленные примеры использования интерактивных методов в обучении показывают, как можно активизировать познавательную деятельность учащихся. Применение этих методов в обучении способствует формированию творческой, активной личности, способной адаптироваться в современном, постоянно изменяющемся мире. В своей работе стараюсь чаще примирять эти методы и вижу уже результаты.





Доля учащихся, вовлеченных в творческую и исследовательскую деятельность

75%

Количество победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике

3

Количество победителей и призеров интеллектуальных соревнований и конкурсов

40

Средний балл ЕГЭ по информатике (6 человек)

64

Максимальный балл ЕГЭ по информатике (6 человек)

80



Мои ученики участвовали в социально значимых проектах: «Компьютерные игры: за и против», «Компьютер –друг или враг?». Неоднократно являлись призерами в муниципальных научных конференциях, таких как «Время», «Вода источник жизни на Земле». Мы - постоянные участники всероссийской акции «Час кода». На муниципальном этапе предметных олимпиад в прошлом году мой ученик Неврюев Александр занял третье место. В прошлом году побывали на областной олимпиаде по робототехнике в г. Саратове, правда, пока в роли зрителей. Но уже весной планируем провести такую олимпиаду между школами района. А потом примем участие и в областной олимпиаде. Ежегодно принимаем участие во Всероссийской олимпиаде по информатике «КИТ». В этом году у нас два первых места по региону. За победу учащиеся награждены дипломами. Участвуем и в международном онлайн конкурсе по безопасному использованию сети интернет «Интернешка». Дети с огромным желанием отвечают на предложение поучаствовать в конкурсе.

Но самым важным результатом я считаю то, что дети благодаря этим новинкам обучения стали меньше времени проводить в социальных сетях, а больше заниматься самообразованием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!