Интерактивная беседа «Истинные ценности» в 7 классе
Воспитатель. А вот еще одна лестница ценности жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал ее в книге «Лестница». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть свой какой – то недостаток: зависть, гордость, уныние, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это приобретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины?
Ответы детей:
- Это истинные ценности. Они не изменят человеку.
- Вера дает человеку силы на всю жизнь надежду на помощь и защиту у Бога.
- Доброта, милосердие никуда не уходят, они согревают человека. Если он делает добро, вокруг него люди тоже становятся добрее.
- Смирение, горести и неприятности – это такая ценность, которая понятна только верующему человеку. Он принимает все его беды, горести и неприятности посылаются ему свыше для возвышения и очищения души. Смиренный человек никогда не падает в депрессию, в уныние, до конца своих дней будет трудиться, верить и надеяться.
Проект «Лестница к счастью»
Воспитатель. Итак, мы видим, что только истинные ценности смогут сделать человека счастливым.
Посмотрите на доску. Здесь перечислены различные ценности:
• ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку.
• ценности человеческих отношений: благодарность. уважение, сострадание, толерантность;
• ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
- Какие же из них мы можем предложить для ее лестницы счастья?
- Может быть кто – нибудь сможет нарисовать свою» лестницу к счастью?»
Воспитатель вызывает желающих учениц к доске изобразить свои проекты лестниц.
Словарная работа.
Пришла пора уточнить значение слов, которыми мы с такой легкостью оперируем. Разобраться в значениях слов «счастье», «цель», «успех», «цель» и установить логическую связь между ними. В этом нам помогут толковые словари С.И. Ожигова и В.И. Даля.
Ответы учащихся.
- Цель – предмет стремления, то, что надо желательно осуществить.
- Успех – удача в достижении чего – либо, общественное признание, хорошие результаты в чем – либо.
- Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Мы можем установить смысловую связь цель – успех – счастье.
Вывод: Чтобы достигнуть успеха в каком – либо деле, человек ставит перед собой жизненные цели. И достигнув успеха, осуществив эти цели, испытывает счастье.
Работа в группах «Допиши предложения»
Воспитатель. В группах дописать незаконченные предложения, которые представлены на доске.
Воспитатель распределяет задания по рядам (4 ряда – 4 группы)
Три минуты прошли, слушаем представителей первой группы. Высказывается каждая группа.
Заключительное слово воспитателя.
В заключении нашего разговора расскажу вам древнюю притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил, что они делают.
- Неужели ты не видишь - дроблю камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм! – гордо сказал третий.
Мне кажется, все эти три каменотеса тоже идут по лестнице к счастью.
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на жизнь.
Только третьего можно назвать по – настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
Желаю и вам в вашей повседневной работе не просто дробить камни или зарабатывать себе на жизнь, а строить храм, то есть ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления.
Только тогда вы будете по –настоящему счастливыми людьми.