СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интегрированные уроки как средство создания метапредметной образовательной среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал выступления на педагогическом совете.

Просмотр содержимого документа
«"Интегрированные уроки как средство создания метапредметной образовательной среды"»

«Интегрированные уроки как средство создания метапредметной образовательной среды»

(выступление на педсовете Филипповой Н.В.)


В ФГОС сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

«Мета» -«за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета.

Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции.

Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления метапредметных связей.

В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.

Интеграция вопросов из различных учебных дисциплин и объединение в одном задании знаний из разных областей является реализацией метапредметных связей в обучении. Именно они наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений, учащихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе.

Именно интеграция позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Корни же процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

Исходя из того, что «Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития» (словарь Ушакова), необходимо помнить, что интеграция возможна только при ряде условий:

- близости изучаемой, исследуемой темы;

- совпадении объекта изучения;

- наличии общих методов.

Есть три уровня интеграции:
1. Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов.
2. Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока и интегрированного курса.
3. Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования (внеклассные мероприятия).

Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

Интегрированные уроки по способу их организации делятся на следующие группы:

  1. Уроки, которые готовят и проводят учителя разных дисциплин;

  2. Уроки, которые готовит и проводит один учитель, имеющий базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

Преимущества интегрированного урока:
1. Формируют целостную картину мира.
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.
3. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.
4. Формируют познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности.
5. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
6. Развивают потенциал учащихся, образное мышление.
7. Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся, за счёт переключения на разные виды деятельности.
8. Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.
9.Служат развитию воображения, внимания, речи, памяти и мышления учащихся; способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.
10.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся, способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.
11.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

В заключении своего доклада, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.
Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.
В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!