СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка 2 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Связь слов в предложении.

Тема: Как связаны между собой слова в предложении 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка 2 кл.»

Урок: Русский язык

Учитель начальных классов: Комисаренко Оксана Васильевна

Образовательное учреждение: МБОУ СОШ№42 п. Ахтырский

Класс: 2 «А»

Дата: 21.11.2015

Раздел: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Тема: Как связаны слова в предложении. Развитие умений ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Цель:

– дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

– развитие умений конструировать предложения из слов.


Педагогические технологии:

-проблемное обучение;

-деятельностный метод обучения;

-коллективная система обучения;

-исследовательские методы в обучении;

-технология использования в обучении игровых методов;

-обучение в сотрудничестве (групповая работа);

-информационно-коммуникационные технология;

-здоровьесберегающая технология.


Оборудование:  мультимедийная презентация  к уроку, учебник «Русский язык 2 кл»


План урока:

  1. Организационный момент. – 2 мин.

  2. Актуализация знаний. – 7 мин.

  3. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). – 13 мин

  4. Развитие умений – применение знания. – 15 мин.

  5. Итог урока. – 3 мин.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.
















− Уважаемые коллеги, мы продолжаем работу нашей исследовательской лаборатории. Предметом наших с вами исследований является русский язык. Хочу вас поприветствовать аплодисментами!

Поприветствуйте также наших старших коллег!

– Откройте свои исследовательские журналы.


  1. Комментированная запись числа.

  2. Чистописание.

− Уважаемые коллеги, для чего мы ежедневно прописываем чистописание?

−На доске записано слово «животное». Составьте слова из этого слова по порядку. (Жив, живо, живот, вот).

− Какое слово лишнее? (Вот)

−Почему? (В остальных слова есть сочетание «жи»)

− Что особенного в слове «животное»? (Словарное слово)

− Как думаете, какая работа будет следующим этапом нашего исследования?

  1. Словарная работа.

− Какие словарные слова вы знаете, которые обозначают названия животных? (Воробей, ворона, сорока, корова, собака, ящерица)

Комментированная запись словарных слов.

− Что объединяет эти слова? (Это живая природа)

− Где в жизни нам может пригодиться знание словарных слов?

4 3

Работа по учебнику.(слайд№1)

– Прочитайте тему раздела.

– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.


– Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.)

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)

– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что существительные связаны с прилагательными и глаголами. Это грамматическая основа предложения.)

– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

– Составим план нашего исследования.


План (примерный). (слайд№2)


  1. Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.

  2. Изображать графически связь между словами.


– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).


1 3 3

Создание проблемной ситуации.

На слайде (доске) два набора слов. (слайд№3)


– Прочитайте.

1. Кузнечик порхать трава.

2. Бабочка прыгать цветы.

– Составьте из каждого набора слов предложения.

– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)


Открытие новых знаний с элементами актуализации. (слайд№4)


– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

а) Поменять местами слова порхать и прыгать.

б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.

– Составьте свои предложения.

Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.

– Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.)

– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)

– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Задать вопросы от одного слова к другому.)

– Попробуйте установить связь между словами.

– С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?)


(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает (где?) над цветами.

– А теперь попробуйте добавить прилагательное. Где оно должно будет находиться? (Рядом с существительным бабочка.)

(Бабочка (какая?) красивая.)

– Запишем второе предложение.


– Коллеги будьте добры, сделайте вывод: как слова связаны в предложении? Сравните его с авторским в учебнике.

Делают вывод и читают текст учебника в рамке.


Физ. минутка.


Юна Мориц «Попрыгать-поиграть»

Стоит в лесу избушка,

А в ней живёт Петрушка,

К нему идёт зверюшка

Попрыгать-поиграть!

Олени, носороги, медведи из берлоги

Приходят друг за дружкой попрыгать-поиграть!

Косули и еноты, ежи и бегемоты

Идут после охоты попрыгать-поиграть!

Малиновка, овсянка, живая обезьянка, у всех одно и то же –

Попрыгать-поиграть!

(Движения к физ.минутке составлены Дурбаловой Е.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

  1. 3 5 3 1

  1. Работа в группах. (слайд №5)

    1. Прослушивание аудиозаписи произведения Валентина Бианки «Кто, чем поёт?»

−Уважаемые коллеги, вам предстоит прослушать отрывок произведения Валентина Бианки, и определить, кто, чем поёт?

Слышишь, какая музыка гремит в лесу?
Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушай, чем и как поют безголосые. Лягушки на озере начали ещё с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошёл из них воздух. Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался.

— Целый хор! Будет мне, чем поживиться! И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую». Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!»
Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бумм!..» — словно бык проревел.

«Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?» Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку!


Работа над содержанием текста. (слайд№6)


−Понравилось ли вам это произведение?

− Что именно понравилось?

− Что запомнилось?

− О чём это произведение?

− В группах составьте вопросы к тексту. Используйте вопросительные слова: почему?, зачем?, когда?, где? и другие.

− Молодцы, как считаете, какой вопрос был самый интересный?

−Как думаете, для чего нам необходимо умение задавать вопросы? (Чтобы понимать прочитанное)

−Коллеги, скажите, а кто сочиняет музыку? (Композитор)

−Кто является исполнителем музыки? (Музыкант, оркестр, ансамбль)

−Кто является исполнителем музыки в произведении Валентина Бианки «Кто, чем поёт?» (Природа, звери и птицы)

− А хотите услышать эту музыку?

  1. Слушание музыки. (Эдисон Денисов «Пение птиц»)(слайд №7)

−Сядьте поудобнее. Можно закрыть глаза. Представьте то, что вы сейчас услышите.

Прослушивание отрывка произведения Э.Денисова «Пение птиц»

−Понравилось ли вам то, что вы услышали?

−Чем понравилось?

−Что почувствовали?

−Какую картину вы себе представили?

−Как думаете, это звуки природы или это музыкальное произведение?

−Это музыкальное произведение советского композитора Эдисона Васильевича Денисова. И прозвучало оно в исполнении оркестра.

В детстве Эдисон Денисов самостоятельно научился играть на мандолине и гитаре, серьёзно учиться музыке начал с 12 лет.

Поступил в музыкальное училище в класс известных томских педагогов.

В 1950 году Денисов победил в студенческом композиторском конкурсе и послал свои сочинения Дмитрию Шостаковичу, который ответил, что ему нужно серьёзно заняться музыкой.

В 1951 году Денисов поступил в Московскую консерваторию; окончив её в 1956 году, остался в ней преподавателем, его произведения становятся известными широкой публике. 

Это произведение он сочинил в 1969 в электронной студии при музее Скрябина. Музыку, которую он сочиняли тогда, была сочинена при помощи прибора, дающего новые звуки, тембры, но он, конечно, совсем не давал тех возможностей, как современные аппараты. Эта пьеса не электронное сочинение — это скорее конкретная музыка, потому что в основе его лежит материал, выбранный с пластинок из альбома «Голоса птиц в природе». Произведение создавалось медленно и очень долго. Вообще такую музыку надо писать долго, потому что найти своё особое звучание очень трудно.
−Уважаемые коллеги, как думаете, для чего мы прослушали это музыкальное произведение? (Чтобы лучше понять литературное произведение Валентина Бианки)

  1. Составление грамматической основы.

−И продолжая наше исследование, ставлю перед вами следующую задачу: вам необходимо подобрать примеры грамматических основ. Вы можете опереться на текст или составить собственные примеры.

Учащиеся составляют грамматическую основу для будущего предложения, опираясь на текст, для противоположной команды. (Возможные варианты: Лягушки запели. Аист наигрывает. Дятел барабанит. Шмель жужжит.)

−Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Дети зачитывают составленные примеры.

−Как считаете для чего нам необходимо умение подбирать грамматическую основу? (Для того, чтобы составлять предложения)

−Коллеги, какой вывод можно сделать? (Если мы умеем правильно составлять грамматическую основу для предложения, значит, сможем составлять предложения.)

−Верно, мы сможем строить высказывания, в которых все слова связаны по смыслу.

  1. Составление предложений. (слайд №8)

−Итак, давайте обменяемся примерами грамматических основ и составим предложения.

Группы обмениваются грамматическими основами и составляют предложения. Затем выбирается самое удачное предложение и разбирается у доски. Устанавливаются смысловые связи, ставятся вопросы к словам. (Весёлые лягушки громко запели песню.)


Весёлые лягушки громко запели песню.


(Какие?) весёлые (кто?) лягушки (как?) громко (что сделали?) запели (что?) песню.

−Итак, уважаемые коллеги. Что нужно было сделать?

−Удалось ли вам справиться с заданием?

−Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? В чём?

−Что мы сейчас делали? (Анализировали свою работу)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.





ΙV. Итог урока.


−Подведём итоги нашего исследования.

– Задайте вопросы по теме урока.

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.) 4 4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

−Спасибо за урок!



ТОУУ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!