План-конспект повторительно-обобщающего урока по теме «Математика и Древний Египет».
Учитель: Мамелина Надежда Андреевна, учитель математики высшей категории МБОУ ООШ р. п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н. Ф. Горюнова Городищенского района Пензенской области.
Описание работы: Данный конспект пригодится учителям предметникам, работающим в 5 классе.
Цели урока: закрепить вычислительные навыки учащихся, формировать общие познавательные, творческие и общепредметные умения, развивать логическое мышление.
Тип урока: интегрированный урок (математика – история).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте. Вы готовы к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите в окно, хорошая погода настраивает нас на хороший урок.
II. Вводная беседа учителя математики.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. На одном уроке мы будем повторять сразу 2 предмета. Урок будем вести сразу 2 учителя. Догадались, какие предметы сейчас у вас будут? Правильно, математика и история.
III. Закрепление материала.
Учитель математики. Сейчас нужно отгадать математический кроссворд, чтобы узнать, в какой стране мы побываем. Если правильно всё решили, то в жёлтом столбце откроется правильный вариант.
1. Математическое действие;
2. Фигура, которая состоит из точки и двух лучей,
исходящих из одной точки;
3. Цифра;
4. Сумма длин всех сторон;
5. Единица измерения площади;
6. Единица измерения массы.
Учитель истории. Правильно, это Египет. Египет - "жемчужина востока". Страна древнейшей цивилизации, благословенный край, где круглый год светит яркое солнце, а море всегда теплое и прозрачное. Египет открыт для отдыха и путешествий круглый год. Те, кого не пугает летний зной, могут посетить страну в период с июня по сентябрь, это самый жаркий и сухой период на побережье Красного моря. Кто предпочитает умеренное тепло и еще теплое море, лучше посетить Египет в октябре - ноябре. Прекрасный климат, теплое море, широкие песчаные пляжи, качественные отели, разнообразные экскурсии, бьющая через край экзотика - все это делает отдых в Египте незабываемым: сюда хочется вернуться вновь и вновь.
IV. Учитель математики. Решите примеры удобным способом. Решив, открывайте тот цвет лепестка, на котором записан ваш ответ. На другой стороне вы увидите букву, запишите её на доске.
347 ∙ 23 – 247 ∙ 23;
157 ∙ 2 ∙ 5;
3248 – (248 + 700);
93 ∙ 8;
(547 + 389) – 247;
4 ∙189 ∙ 25.
Е | И | М | С | Ф |
1570 | 689 | 2300 | 18900 | 744 |
Учитель истории. Ребята, какое слово вы получили? (Мемфис). Расскажите о государстве, столицей которого был этот город. (Ученик отвечает). Покажите его на карте (Несколько человек показывают на карте). А когда образовался Египет? (3000 лет до нашей эры).
Учитель математики.
Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? А сколько это месяцев? (3000 + 2014 = 5014; 5014 ∙ 12 = 60168);
Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень жизни равным 65 годам? (5014 : 65 = 77 поколения).
Учитель математики. А теперь, решив уравнения, вы сможете назвать профессии, которые были распространены в Древнем Египте.
1 вариант:
а) х – 18 = 93; б) 50х = 350; в) 30 : х = 2;
г) х : 25 = 50; д) 471 – х = 29; е) 475 + х = 526.
А | Г | Н | О | Р | Ч |
442 | 111 | 15 | 7 | 51 | 1250 |
2 вариант:
а) х + 27 = 115; б) 25у = 150; в) а : 48= 2;
г) 54: у = 18; д) у – 64= 46; е) 585 – х = 38.
В | Е | И | Л | Р | Ю |
6 | 96 | 100 | 3 | 547 | 88 |
Учитель истории. Да, это правильно: гончар и ювелир. Расскажите об этих профессиях. (Ребята отвечают). Также очень нужна была профессия строителя, до сих пор сооружения, построенные в то время, удивляют мир. Об одном из них нам расскажет Ярослав Гришин (опережающее задание про пирамиду Хеопса).
V. Физкультминутка (проводит учитель истории)
Другу иностранному
Объясним про страну странную,
Где строили пирамиды в пустыне
Существующие и поныне.
Пирамиды выглядят вот так (руки вверх, в стороны и на уровне груди, т.е. рисуем картинку в воздухе – 2 раза)
На них смотрят люди вот так (наклоны головы вверх-вниз – 2 раза)
И удивляются увиденному вот так (повороты головы влево-вправо – 2 раза)
А песок около пирамид сыпется сквозь пальцы вот так (имитация – 2 раза)
А чтобы обойти пирамиду, надо идти вот так, вот так (ходьба на месте )
Остановились. Солнце… Жара… Дышим вот так (набираем воздух в легкие и медленно выдыхаем – 2 раза)
Устали… Давайте присядем!
Учитель математики. А сейчас проведём практическую работу. У каждого из вас на столе лежат модели пирамид. Вам нужно найти площадь основания вашей пирамиды и пирамиды Хеопса (размеры основания вы услышали в докладе). Определите, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели.
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия
Учитель истории. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много интересного о Древнем Египте и хотела бы напомнить вам, что в нашей школьной библиотеке имеются интересные книги, из которых вы можете почерпнуть много полезной и интересной информации.
Учитель математики. Я бы хотела, чтобы вы поделились с нами и друг с другом своими впечатлениями о сегодняшнем уроке.
- Понравился ли вам урок?
- Что было самым интересным?
- Какие у вас будут пожелания?
VII . Домашнее задание.
1.Составить кроссворд по истории Древнего Египта;
2. Готовиться к контрольной работе по математике.