СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по географии и истории в 5 классе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по географии и истории в 5 классе. Тип урока:формирование новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и истории в 5 классе»

Интегрированный урок по истории и географии «Поход Александра Македонского на Восток» 5 класс

Учитель географии: Власова Е. Г.

Учитель истории: Перевозникова Н. Н.

Предметные области: История, география.

Цель урока: познакомить обучающихся с одним из самых могущественных полководцев древности, дать представление о его личности и завоевательных походах.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: урок-исследование

Планируемые результаты:

Личностные: сформировать своё отношение к исторической личности изучаемой эпохи, выяснить какой же он герой: отрицательный или положительный, уважение к истории и роли личности в истории.

Предметные: познакомить с завоеваниями Александра Македонского, используя карту, рассказывать о военных победах Великого завоевателя, знать исторические понятия, даты и события.

Метапредметные: развивать логическое мышление, лаконично и чётко формулировать свои идеи, версии, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие листы, доска, настенная карта.

Ход урока:

1.Организационный этап (1 мин.).

Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настройка на рабочий лад.

Учитель географии: Добрый день уважаемые учащиеся 5 класса, улыбнулись друг другу, мы рады приветствовать всех Вас сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель истории: 1. Назовите полководца, изображенного на слайде

2.Назовите основные направления проводимой им политики? (Его портрет)

Вывод: Ал. Македонский – завоеватель

Цель: расширить свои территорий за счёт завоеваний.

«Не было ни одного врага, которого он бы не победил,

не было ни одного города, которого бы он не взял,

ни одного народа, которого бы он не покорил». Юстин.

И в ваших выводах и в эпиграфе урока есть общее, что характеризует Ал. Македонского (ответ-завоеватель, чтобы стать им, что нужно совершить)

Тема урока: Поход Александра Македонского на Восток.

Что станет целью нашего урока: познакомиться с величайшим полководцем древности и его завоевательных походах.

Учитель географии: Давайте определим план нашего урока:

  1. Личность Александра Македонского

  2. Победы войска Ал. Македонского

  3. Гибель Персидского царства.

Учитель истории: Оценить Вашу работу на уроке нам помогут рабочие листы, на которых мы подготовили для Вас ряд заданий, с помощью которых мы постараемся достигнуть цели нашего урока. Вас мы поделили на 2 группы, я прошу выйти одного представителя группы и вытянуть карточку с названием….

Группы одновременно выполняют задания.

Учитель географии. Задание для географов. Для того, чтобы отправиться в поход, над чем работает каждый полководец (составляет карту)

Но карту мы составлять с вами не будем, а будем работать с уже составленной исторической картой учебника на стр. 204 и с контурной картой в рабочих листах.

Вспомните, как располагаются на карте части света?

- На каком полуострове расположено Македонское царство

- Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?

- Каким цветом обозначено Персидское царство?

- Сравните Македонское и Персидское царство. Какой можно сделать вывод.

Оцените территории стран.

Учитель истории. А сейчас мы с Вами поработаем с историческим документом. И определим, какие качества присущи личности Александра Македонского. (Историки работают с историческим документом).

Сообщение учащегося

Отвечает группа географы.

- на Балканском полуострове

- Македония по размерам маленькая страна

Если государство Македония маленькое. То тогда, как и почему Александр Македонский смог пойти завоевывать Персидское царство?

Как ему это удалось? Может причина успеха кроется в его личностных качествах?

Отвечает группа историков

Какие качества присущи личности Александра Македонского?

Географы записывать качества личности.

Учитель географии: Самопроверка на слайде. Внимание на слайд правильно ли вы определили личностные качества А. Македонского

Учитель истории: Проблемный вопрос: Почему Александр Македонский завоевал полмира? Есть у вас версии, предположения? Ученики предлагают различные версии.

Учитель географии: Александр стал царем Македонии в 20 лет. Посмотрите внимательно на карту и скажите: Куда устремил свой взор Александр? (Ответы детей - на Восток, почему потому что он решил завоевать «страну сказочных богатств)

физминутка

Учитель истории рассказывает: Готовясь к походу на Восток, Александр отправился в Дельфы, чтобы расспросить оракула о своем будущем. Он приехал в тот день, когда оракул не принимал, но Александр был очень настойчивым человеком и добился того что Оракул сказал ему: «Ты непобедим, сын мой!». Александр ответил: «Не говори мне больше ни чего! Этого мне достаточно!»

Работаем с текстом учебника на стр. 200-204.

Индивидуальная работа. Заполняем таблицу:

Географы разбирают битву у реки Граник

Историки разбирают битву близ села Исс.



Походы Александра Македонского

Годы

Место сражения

Итоги сражения

334

Р. Граник

Александр разгромил персов, но сам чуть не погиб. Его спас друг Клит. (храбрость, бесстрашие)

333

Близ села Исс

Дарий III бежал.

331

Селение Гавгамелы

Войска персов были разбиты. Дарий бежал. Был убит и многие персы перешли на сторону македонцев. Титул царя перси перешел к Александру.



Группы обмениваются информацией и записывают данные в таблицу

Учитель географии:

В жизни Александра Македонского была ещё одна решающая битва, после которой его провозгласили царем Азии.

Что это была за битва? Найдите в тексте учебника на странице 202-204

Учащиеся отвечают

Учитель истории задает вопрос. Как Вы думаете, почему первая битва и поражение огромной державы была проиграна персами?

Молодцы, а теперь я предлагаю вам послушать мой рассказ и попытаться узнать, какие причины поражения были на мой взгляд.

Персидская держава обладала огромными территориями, она поглотила многие государства. Однако ее население не было равно в правах. Завоеванные страны вынуждены платить налоги, что делало Персию разрозненной страной.

Египет и Вавилония ежегодно должны были поставлять в царскую казну десятки тонн серебра. Только персы ни чего не платили.

Властелитель Персии носил титул «Великий царь, царь царей!», но Дарий III не оправдывал этот титул, он показывал слабость в военном деле, и зачастую предавая армию, бежал с поля битвы. За царем также следовала и армия, которая состояла из наемных войнов. Другой причиной поражения стали междоусобные войны внутри Персии, что так же ослабило их военную мощь.

После битвы при Граник близ города Исс, Александр вторгся на территорию Финикии, а Египет встретил Александра как освободителя от персов.

331 год – сражение при Гавгамелах. Противник численно превосходил войско менее чем в пять раз.

Военные походы вскружили Александру голову. Как будущий владыка мира Александр мира, Александр стал носить роскошные одежды и требовать, чтобы все, даже друзья, приветствовали его глубоким полоном или, стоя на коленях, обращались с ним как с богом.

Однажды на пиру Клит бесстрашно попрекнул своего бесстрашного друга: «Александр, ты наш царь и великий полководец, но ты не бог…! Все знают, что в боях мы равно проливали кровь и проливали раны. Так почему ты все победы приписываешь себе?»

Александр воспринял как дерзость , он выхватил у слуги копье и нанес Криту смертельный удар.

Как можно оценить этот поступок? Любил самого себя

Учитель географии: Работа с исторической картой.

Посмотрите на историческую карту стр. 204 и скажите: Остановился ли Александр на покорении Персидской державы? Или он пошёл дальше?

Окрыленный успехами Александр, объявил о походе в долину Ганг, но был вынужден повернуть назад.

Как вы думаете, почему, войско было против продолжения этого похода?

Ответы учащихся: Войско Македонского было измученно тяжелыми боями, закончились запасы и они отказывались ему повиноваться.

Найдите на карте города с одинаковым названием. Чем вы можете это объяснить? (Александр назвал города в честь своего имени, в память о своих завоеваниях)

Закрепление изученного материала.

Учитель географии: Десятилетний поход завершился в Вавилоне. В Вавилоне Александр замыслил новый поход – на Запад. Как вы думаете, почему ему это не удалось? (Постарайтесь найти ответ в учебнике, учащиеся работают в группах).

Учитель истории: Итак, вернемся к началу нашего урока.

Александр Македонский хотел завоевать весь мир, получилось ли у него это? (ответы учащихся).

Давайте вместе с Вами на доске составим хронологическую «ленту времени» по датам битв и подведем итоги.

1.Битва при р. Гранике.

2. Битва при Гавгамелах.

3. Походы в долину Инда.

Учитель истории: Мы много сегодня узнали на уроке, и вы дети 21 века. Какие черты характера взяли бы для себя от Ал. Македонского, а какие нет, вспомните мой рассказ.

Учитель географии: у нас в классе есть мальчик по имени Александр, а может среди присутствующих есть гости с именем Александр или Александра.

А вы знаете, что означает имя Александр

На этот вопрос нам ответит ……. (сообщение)

Учитель географии: Рефлексия:

На доске слова

  1. история

  2. география

  3. история + география

У вас на столах лежат звездочки, как символ победы полководца в сражениях. Мы попросим Вас приклеить свои звездочки к тем словам ……..

Как вы думаете, какой был сегодня урок, урок истории, или географии, или история + география.

Домашнее задание: параграф 42 прочитать

Написать сочинение «Александр Македонский – великий полководец»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!