СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Окружающий мир"." Где зимуют птицы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по окружающему миру.Тема урока: "Жизнь птиц в зимнее время года" .

Интеграция предметов :окружающий мир,внеклассное чтение,осетинский язык.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Окружающий мир"." Где зимуют птицы?"»



Интегрированный урок

«Окружающий мир»

Тема урока: «Где зимуют птицы?»

С использованием НРК.

Урок составила: учитель начальных классов

МБОУ-гимназии №4

г. Владикавказ 2016 г.

Хетагурова М.О



Интеграция предметов: окружающий мир, внеклассное чтение, осетинский язык.

Тема: «Жизнь птиц в зимнее время»

Цели урока: расширить знания детей о птицах, о причинах их сезонных перелетов; совершенствовать все виды речевой деятельности (говорение, чтение, слушание); развивать речь, память, воображение; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному на примере стихотворения Н. Рубцова; воспитывать чуткое отношение к красоте окружающего мира, к Родине, беречь и любить ее.



Оборудование: учебник, доска, проектор, контурная карта Северной Осетии, стихотворение М. Н. Рубцова «Воробей», Красная книга, геометрические фигуры, клей, бумага.

Ход урока.

1.Мотивация. Создать позитивный и благоприятный психологический настрой учащихся на работу.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас!

Друг на друга посмотрели

Улыбнулись и присели!

2.Актуализация знаний.

-Кого называют друзьями леса? Почему?

Пусть мы с вами почти незнакомы,

Но, надеюсь, друг друга найдем,

А помогут нам в этом птицы,

Мы их сейчас на урок позовем! (Звучат голоса птиц)

-Почему мы слышим пение птиц?

-Ребята, как вам кажется, о ком пойдет речь сегодня на уроке?

(о птицах)

-Птицам люди посвятили столько легенд, историй и сказок!

-Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза заглянуть в чудесное,

загадочное царство птиц!

3.Новый материал.

-Все ли нам известно об их жизни?

-Кто такие птицы? (Слайд)

Птицы-теплокровные существа. Наши пернатые друзья! Они хорошо летают и хорошо переносят холод. Но им нужно большое количество корма. Поэтому многие птицы оставляют свои заснеженные родные места и улетают в теплые страны. Но есть птицы, которым холод нипочем. Это оседлые птицы. В зимнем лесу можно услышать, как стучит дятел, щебечут синички, пищухи поползни, сойки, глухари, клесты)

-А теперь подумайте, могут ли они все вместе собраться в зимнюю пору?

-Почему? (Многие из них улетают в теплые страны, чтобы спастись от голода и холода)

-Посмотрите, сколько разных птиц! (слайд) НРК

-Кто знает, какие из них обитают в Северной Осетии?

(Снегирь, воробей, ворона, дятел, филин, грач, коршун. )

- Сейчас мы вместе переведем названия наших пернатых друзей на

осетинский язык.

Митмитгӕнаг, сырддонцъиу, халон, хъӕдхой, уыг, цъиах, цъиусур.

Сообщения. НРК.

Воробей- Сырддонцъиу.

Воробей- самая шумная птица. Кричит, ссорится, горланит. Воробьи приносят большую пользу. Поэтому их надо охранять. Зимой они молчаливы и редко подают голос. С утра кормятся, потом греются в теплом месте.

Ворона-Халон

Ворона крупная птица с большим клювом и сам он совершенно черный. О ее сообразительности ходят легенды. Вороны необычны не только по уму, но и по характеру. Это было доказано научно. Эти птицы легко при ручаются, знают и любят своих хозяев. (Легенда)




Снегирь-Митмитгӕнаг.

Снегирь-птица, хорошо знакомая многим. У них очень красивый ярко-красный окрас. В солнечные зимние дни можно услышать негромкую скрипучую песнь снегиря. Это тихое хрипловатое «фю…фю». Снегири- птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Самцы «рыцари». Как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.

Филин- Уыг

Филин-самая крупная птица нашего региона. Окрас рыжий, глаза оранжевые, на голове пучки перьев. Уханье и хохот филина слышны на несколько километров. Этот вид особо охраняем. Он малочислен, поэтому включен в Красную книгу России.

-Ребята, что эта за книга?

-Почему она «Красная»?

Ребята, с помощью контурной карты Северной Осетии, попробуем определить места обитания этих птиц.

Птицы всего Юга России, прилетают зимовать на Беканские озера Северной Осетии. Здесь можно увидеть черного ястреба, он занесен в Красную книгу, орла белохвостого (Красная книга), грачей, вьюрков…В районе города Ардона и города Владикавказа, встречается черный коршун.

-Какие произведения осетинских писателей про птиц вам известны?

К.Л. Хетагуров «Ворона и лисица», «Гуси», «Журавль и волк» …

Сегодня мы поговорим о том, где зимуют птицы.

3.Изучение нового материала.

Учебник. Стр.

-Хором прочитайте названия птиц первой группы.

-Синим карандашом закрасьте кружки возле этих птиц.

-Ребята, почему же эти птицы не улетают в теплые края?

-Как мы назовем вторую группу птиц? (Перелетные)

-Почему они улетают в теплые края?

-Красным карандашом закрасьте кружки возле тех птиц, которых мы можем встретить зимой.

-Как мы назовем вторую группу птиц? (Зимующие-оседлые)

-Почему они не покидают родные места?

Действительно, они не боятся морозов, а еду добывают самостоятельно. Даже в очень снежные зимы. Тяжело птицам зимой. Из десятка птиц только две доживают до весны. Вот тут-то на помощь птицам должны прийти люди.

-Чем мы можем помочь птичкам?

-Поднимите руки те, у кого дома, за окошком есть кормушка?

-Расскажите своим родителям о том, как тяжело и голодно птичкам зимой. И может быть, они помогут вам смастерить кормушку.

4.Внеклассное чтение.

Поэт Николай Михайлович Рубцов, написал в своем стихотворении «Воробей» о тяжелой жизни птиц зимой.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему,

А гляди не становится вредным,

Оттого, что так трудно ему….



-Что вы чувствовали, слушая эти строки?

-Почему вам было жаль воробья?

-Как бы вы поступили, находясь рядом с замерзающей, голодной птичкой?

-Какие слова из стихотворения вам не знакомы?

Словарь:

Поклажа-груз, багаж. (Слайд)

-Найдите в стихотворении слова, которые говорят о том, что воробью очень трудно и туго. Возьмите простые карандаши, подчеркните эти слова.

-Как относится автор к воробью?

-Прочитайте стихотворение, попробуйте передать свои чувства к написанному.

-Ребята, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?

-А теперь, спасем нашего воробышка! Покормим его.

(У каждого ребенка на столе кормушка из бумаги)

-Наберите в одну руку зернышки, засыпьте в кормушку.

5.Минутка отдыха. (Голоса птиц)

-Ребята, встаньте. Представьте, как наш воробушек наелся, повеселел, почистил перышки и расправил крылышки! Ему от радости даже захотелось танцевать.

-Молодцы, тихонько садитесь на места!

6.Творческая работа.

-Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила? (Геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, бумага.)

-Какие геометрические фигуры перед вами?

Сейчас мы попробуем с помощью геометрических фигур, собрать воробушка. -Сколько геометрических фигур на вашей композиции?

-Молодцы, у каждого из вас появился еще один новый друг! И я очень надеюсь на то, что вы, никогда не бросите его в беде!



7.Рефлексия.

-Ребята, на какие две группы мы разделили сегодня птиц?

Кто такие зимующие птицы?

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

-Послушайте, пожалуйста эти замечательные строки.

Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.

Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.

Я посадил птицу в клетку, и она погибла…

И только тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно

только сердцем!

-Что же значит «прикоснуться сердцем»?

Природу вокруг нас нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!