Интегрированный урок
«Окружающий мир»
Тема урока: «Где зимуют птицы?»
С использованием НРК.
Урок составила: учитель начальных классов
МБОУ-гимназии №4
г. Владикавказ 2016 г.
Хетагурова М.О
Интеграция предметов: окружающий мир, внеклассное чтение, осетинский язык.
Тема: «Жизнь птиц в зимнее время»
Цели урока: расширить знания детей о птицах, о причинах их сезонных перелетов; совершенствовать все виды речевой деятельности (говорение, чтение, слушание); развивать речь, память, воображение; формировать умение выражать свое отношение к прочитанному на примере стихотворения Н. Рубцова; воспитывать чуткое отношение к красоте окружающего мира, к Родине, беречь и любить ее.
Оборудование: учебник, доска, проектор, контурная карта Северной Осетии, стихотворение М. Н. Рубцова «Воробей», Красная книга, геометрические фигуры, клей, бумага.
Ход урока.
1.Мотивация. Создать позитивный и благоприятный психологический настрой учащихся на работу.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись и присели!
2.Актуализация знаний.
-Кого называют друзьями леса? Почему?
Пусть мы с вами почти незнакомы,
Но, надеюсь, друг друга найдем,
А помогут нам в этом птицы,
Мы их сейчас на урок позовем! (Звучат голоса птиц)
-Почему мы слышим пение птиц?
-Ребята, как вам кажется, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
(о птицах)
-Птицам люди посвятили столько легенд, историй и сказок!
-Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза заглянуть в чудесное,
загадочное царство птиц!
3.Новый материал.
-Все ли нам известно об их жизни?
-Кто такие птицы? (Слайд)
Птицы-теплокровные существа. Наши пернатые друзья! Они хорошо летают и хорошо переносят холод. Но им нужно большое количество корма. Поэтому многие птицы оставляют свои заснеженные родные места и улетают в теплые страны. Но есть птицы, которым холод нипочем. Это оседлые птицы. В зимнем лесу можно услышать, как стучит дятел, щебечут синички, пищухи поползни, сойки, глухари, клесты)
-А теперь подумайте, могут ли они все вместе собраться в зимнюю пору?
-Почему? (Многие из них улетают в теплые страны, чтобы спастись от голода и холода)
-Посмотрите, сколько разных птиц! (слайд) НРК
-Кто знает, какие из них обитают в Северной Осетии?
(Снегирь, воробей, ворона, дятел, филин, грач, коршун. )
- Сейчас мы вместе переведем названия наших пернатых друзей на
осетинский язык.
Митмитгӕнаг, сырддонцъиу, халон, хъӕдхой, уыг, цъиах, цъиусур.
Сообщения. НРК.
Воробей- Сырддонцъиу.
Воробей- самая шумная птица. Кричит, ссорится, горланит. Воробьи приносят большую пользу. Поэтому их надо охранять. Зимой они молчаливы и редко подают голос. С утра кормятся, потом греются в теплом месте.
Ворона-Халон
Ворона крупная птица с большим клювом и сам он совершенно черный. О ее сообразительности ходят легенды. Вороны необычны не только по уму, но и по характеру. Это было доказано научно. Эти птицы легко при ручаются, знают и любят своих хозяев. (Легенда)
Снегирь-Митмитгӕнаг.
Снегирь-птица, хорошо знакомая многим. У них очень красивый ярко-красный окрас. В солнечные зимние дни можно услышать негромкую скрипучую песнь снегиря. Это тихое хрипловатое «фю…фю». Снегири- птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Самцы «рыцари». Как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.
Филин- Уыг
Филин-самая крупная птица нашего региона. Окрас рыжий, глаза оранжевые, на голове пучки перьев. Уханье и хохот филина слышны на несколько километров. Этот вид особо охраняем. Он малочислен, поэтому включен в Красную книгу России.
-Ребята, что эта за книга?
-Почему она «Красная»?
Ребята, с помощью контурной карты Северной Осетии, попробуем определить места обитания этих птиц.
Птицы всего Юга России, прилетают зимовать на Беканские озера Северной Осетии. Здесь можно увидеть черного ястреба, он занесен в Красную книгу, орла белохвостого (Красная книга), грачей, вьюрков…В районе города Ардона и города Владикавказа, встречается черный коршун.
-Какие произведения осетинских писателей про птиц вам известны?
К.Л. Хетагуров «Ворона и лисица», «Гуси», «Журавль и волк» …
Сегодня мы поговорим о том, где зимуют птицы.
3.Изучение нового материала.
Учебник. Стр.
-Хором прочитайте названия птиц первой группы.
-Синим карандашом закрасьте кружки возле этих птиц.
-Ребята, почему же эти птицы не улетают в теплые края?
-Как мы назовем вторую группу птиц? (Перелетные)
-Почему они улетают в теплые края?
-Красным карандашом закрасьте кружки возле тех птиц, которых мы можем встретить зимой.
-Как мы назовем вторую группу птиц? (Зимующие-оседлые)
-Почему они не покидают родные места?
Действительно, они не боятся морозов, а еду добывают самостоятельно. Даже в очень снежные зимы. Тяжело птицам зимой. Из десятка птиц только две доживают до весны. Вот тут-то на помощь птицам должны прийти люди.
-Чем мы можем помочь птичкам?
-Поднимите руки те, у кого дома, за окошком есть кормушка?
-Расскажите своим родителям о том, как тяжело и голодно птичкам зимой. И может быть, они помогут вам смастерить кормушку.
4.Внеклассное чтение.
Поэт Николай Михайлович Рубцов, написал в своем стихотворении «Воробей» о тяжелой жизни птиц зимой.
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему,
А гляди не становится вредным,
Оттого, что так трудно ему….
-Что вы чувствовали, слушая эти строки?
-Почему вам было жаль воробья?
-Как бы вы поступили, находясь рядом с замерзающей, голодной птичкой?
-Какие слова из стихотворения вам не знакомы?
Словарь:
Поклажа-груз, багаж. (Слайд)
-Найдите в стихотворении слова, которые говорят о том, что воробью очень трудно и туго. Возьмите простые карандаши, подчеркните эти слова.
-Как относится автор к воробью?
-Прочитайте стихотворение, попробуйте передать свои чувства к написанному.
-Ребята, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
-А теперь, спасем нашего воробышка! Покормим его.
(У каждого ребенка на столе кормушка из бумаги)
-Наберите в одну руку зернышки, засыпьте в кормушку.
5.Минутка отдыха. (Голоса птиц)
-Ребята, встаньте. Представьте, как наш воробушек наелся, повеселел, почистил перышки и расправил крылышки! Ему от радости даже захотелось танцевать.
-Молодцы, тихонько садитесь на места!
6.Творческая работа.
-Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила? (Геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, бумага.)
-Какие геометрические фигуры перед вами?
Сейчас мы попробуем с помощью геометрических фигур, собрать воробушка. -Сколько геометрических фигур на вашей композиции?
-Молодцы, у каждого из вас появился еще один новый друг! И я очень надеюсь на то, что вы, никогда не бросите его в беде!
7.Рефлексия.
-Ребята, на какие две группы мы разделили сегодня птиц?
Кто такие зимующие птицы?
Что вам больше всего запомнилось на уроке?
-Послушайте, пожалуйста эти замечательные строки.
Я сорвал цветок, и он завял у меня в руках.
Я взял в руки жука, и жук умер у меня на ладонях.
Я посадил птицу в клетку, и она погибла…
И только тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно
только сердцем!
-Что же значит «прикоснуться сердцем»?
Природу вокруг нас нужно любить и беречь, и тогда жизнь на Земле будет продолжаться бесконечно!!!