СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок, как одно из средств познавательной активности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методике преподавания математики и естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Качество обучения – это, прежде всего качество урока. Поэтому современный урок – если он проведён без наглядных пособий, использования дополнительного материала, использования ЭОР – не может считаться хорошим уроком. Понятно, что с ними урок – богаче, ярче, образнее. Они способствуют лучшему усвоению материала, повышают интерес к предмету

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок, как одно из средств познавательной активности»

Доклад по теме: «Интегрированный урок, как одно из средств познавательной активности учащихся на уроках в коррекционной школе VIII вида.

Кадыкова Ирина Филипповна, учитель математики, Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная ) школа-интернат №6 для детей с ограниченными возможностями здоровья Санкт-Петербурга (ГБОУ СК школа - интернат №6, Красногвардейского района Санкт-Петербурга), 195248 Санкт-Петербург, улица Большая Пороховская, 52/2,

Россия.


В методике преподавания математики и естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Качество обучения – это, прежде всего качество урока. Поэтому современный урок – если он проведён без наглядных пособий, использования дополнительного материала, использования ЭОР – не может считаться хорошим уроком. Понятно, что с ними урок – богаче, ярче, образнее. Они способствуют лучшему усвоению материала, повышают интерес к предмету. Когда преподаватель объясняет, рассказывает, многие учащиеся пропускают услышанное мимо ушей. Это происходит, если урок традиционный. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельный подход в обучении, о котором много говорится. Эта проблема стоит и перед коррекционными школами, где дети с отклонениями в развитии, трудно усваивают учебный материал, у которых низкая работоспособность, неустойчивое внимание, слабо развита память и мышление. У них наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе и к окружающей среде. Поэтому, чтобы повысить интерес детей с нарушением интеллекта к учёбе, в коррекционных школах, учителя стараются использовать на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Такой урок способствует развитию самостоятельности, воображения, внимания, стиранию границ между предметами, он помогает целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. У учителя появляется возможность показать мир в его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Анализ программ для коррекционной школы по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможность использования процесса интеграции. Существует множество «перекрёстных» тем при изучении каждого из предметов. Однако эти темы во времени редко совпадают и полного согласования в содержании рассматриваемых вопросов не бывает. Иногда они отделены несколькими месяцами и даже годами. Чтобы устранить барьеры между предметами, я объединяю их вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть предмет с разных сторон, раскрыть его взаимосвязи.

Интегрированный урок сочетает в себе материал разных учебных дисциплин, поэтому интегрированное обучение целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний, таких как: математика и история, математика и СБО, математика и труд, математика и биология, математика и русский язык.

Проведение такого вида урока требует особого планирования и организации:

1.Определение системы таких уроков на целый год.

2. Тщательное планирование каждого урока, выделение главной цели.

3.Работа по содержанию урока, наполнение его только тем содержанием, которое поддерживает главную цель.

4. Тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения.

5.Оптимальная нагрузка детей впечатлениями.

6.Привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов.

Методика работы на таком уроке предполагает широкое использование учебной техники, работы с книгой, наглядности, групповых форм обучения.

Важное место в качественном проведении урока имеет поэтапная разработка последовательных действий:

1.Целевой этап – включает следующие категории: знание, понимание, применение, оценка.

2.Этап, на котором разрабатывается содержание урока, в котором содержательная идея соотносится с соответствующим фрагментом изучаемого материала.

3.Соотнесение каждого фрагмента содержания с определёнными методами обучения, дающими возможность учителю выразить деятельность обучающегося различными вариантами учебных ситуаций, учебных заданий.

4.Этап завершает построенный сценарий. Он включает три составляющие:

деятельность учителя, форму организации деятельности учащихся во взаимодействии с учителем, деятельность учащихся по выполнению учебных заданий.

Ещё одну задачу можно решить на интегрированном уроке – это нравственное воспитание детей. Именно здесь можно говорить о преодолении эгоцентризма детей, о воспитании чувства сопереживания, умения эмоционально отзываться на переживания других людей. Поэтому включаемые в уроки стихотворные тексты, фотографии, отрывки из музыкальных произведений не должны быть простыми иллюстрациями или сведеньями. Учитель должен достучаться до положительных эмоций каждого ребёнка.

Значение интегрированных уроков велико, так как их содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствует всестороннему развитию способностей.

Цель интегрированного урока помочь ученику с нарушением интеллекта в раскрытии широкого, яркого представления о мире, в котором он живёт, приобщение его к природе культуре, искусству, развитие личностных качеств – доброты, чуткости, умения сопереживать, формирование коммуникативных качеств, нравственных ценностей.

Для достижения поставленных целей используются разнообразные формы урока: урок – экскурсия, урок – путешествие, урок – сказка, урок – викторина.

Результатом интегрированного обучения является:

1.повышение уровня знаний по предмету

2. в эмоциональном развитии учащихся, основанным на привлечении музыки, живописи, литературы.

3. желание активно и самостоятельно работать на уроке.

Всё это соответствует образовательным, развивающим, воспитывающим функциям коррекционного обучения. Поэтому данная форма обучения является наиболее приемлемой в школе 8 вида, так как она обеспечивает создание, среды способствующей развитию целого спектра способностей ребёнка с нарушенным интеллектом. Именно на этих уроках учащиеся работают легко и с интересом, усваивают материал больший по объёму. Важно и то, что приобретённые знания и навыки не только применяются в практической деятельности, но и дают выход для проявления творчества, результатом, которого могут быть собственные рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Итак, что положительного в интегрированных уроках?

1.Последовательное формирование в сознании школьников взгляда на окружающий мир, который становится возможным благодаря развитию у них давать комплексную оценку событиям.

2.Урок положительно влияет на развитие познавательной активности и интересов учащихся.

3.Содержание урока, обучающая деятельность учителя, обращены к личности ученика, поэтому способствуют развитию способностей каждого ребёнка, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным предметам.

Отрицательные моменты урока:

1.Проведение таких уроков не может быть частым, т. к. разный уровень подготовки учащихся не позволяет им чётко выполнять самостоятельно все задания, и большой объём материала на уроке не позволяет много времени отводить на индивидуальную работу.

Практика убеждает, что вводимый на уроках исторический материал усиливает творческую активность учащихся. Исторический материал – это одна из возможностей увеличить интеллектуальный ресурс учащихся, приучить их мыслить. Обращение к историческим материалам создают эмоциональный подъём в классе. Даже неинтересная тема способна увлечь школьников, если учитель сумеет связать с ней такие факты, которые вызовут светлые чувства у детей с нарушением интеллекта. Поэтому, я предлагаю разработанный и проведённый мною интегрированный урок с презентацией по математике и истории города. Урок разработан на материале «История Санкт – Петербурга – Исаакиевский собор» и проведен в форме экскурсии. Тема урока: «Умножение и деление на двузначное число».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!