СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и литературы Пушкин "Капитанская дочка"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории и литературы по произведению Пушкина А.С. "Капитанская дочка"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и литературы Пушкин "Капитанская дочка"»

Муниципальная средняя школа № 10 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла г. Петрозаводск РК



Интегрированный урок истории и литературы

по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


Цель урока :

Развитие метапредметных компетенций учащихся.

Задачи:


  • сопоставив художественный текст и исторические источники сформировать у учащихся представление о гуманистической позиции личности


  • Продолжить работу по развитию у учащихся навыков работы с историческими источниками и художественным текстом


Оборудование урока:


  • Репродукции картин ( портреты Екатерины II и Емельяна Пугачева )


  • Текст повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»


  • Фрагмент художественного фильма «Капитанская дочка»



Опережающее задание:


Предложить учащимся по окончании урока сформулировать вариант название урока / конкурс/


Ход урока


Работа учителей

Работа учащихся

Учитель истории:


Историческое событие, лежащее в основе повети А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Пугачевский бунт.

В предисловии к повести Александр Сергеевич называет материалы, которыми он пользовался при работе над повестью.

Это:

  • Опубликованные документы правительства

  • рукописи очевидцев

  • рассказы иностранцев

Можно ли считать эти материалы достоверными историческими источниками?








Учитель истории:

Пушкин прекрасно это понимал. Иначе он бы не написал в конце того же предисловия: «Труд мой исторически не достоверный, но добросовестный».


Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают о Екатерине II и Емельяне Пугачеве.



Казалось бы, что можно добавить к портретам императрицы и предводителя бунта?

Давайте обратимся к литературному источнику и послушаем мнение учителя литературы.


Учитель литературы:


Я думаю, что не история пугачевского бунта волновала его, а человек в нем. И работа с документами не прошла напрасно. По всему видно, Пушкин пришел к выводу, что причина раскола общества в период бунта лежит не в чьей – либо злой воле, не низких нравственных качествах той или иной стороны, а в глубоких социальных процессах, что у каждой из враждующих сторон своя правда, которая исключает возможность понять резоны противоположной стороны.

Что защищают в период бунта герои повести?

Казаки?

Дворяне?

Дворянин Гринев волей случая оказывается между этих двух лагерей.


Задание: Перечитать текст и выяснить позицию Пугачева, Белобородова и Хлопуши по отношению к Гриневу.

Чем близки позиции Хлопуши и Белобородова?

Как по логике восстания должен был поступить Пугачев?

Как он поступает?

Почему помогает Гриневу?




Учитель дает ученикам задание по главе «Суд»

Прочитать, определить позицию Екатерины II по отношению к Гриневу. Когда она говорит как императрица, а когда меняется ее отношение к делу Гринева. Почему она прощает его вопреки всему?





Учитель предлагает учащимся сделать вывод на основании этих эпизодов, какие качества личности А.С. Пушкин ценит в государственных деятелях?


Учитель истории:


Вернемся к документам, на которые опирался А.С. Пушкин. Почему они были для него важны? Я думаю, они помогли писателю уяснить для себя позицию каждой из враждующих сторон. Писатель преподнес нам хороший урок нравственности. Человек – это целый мир,

вселенная!!! Порой загадочная, непредсказуемая, неизвестная.

Вы заметили, что на доске в ходе урока появилось два портрета императрицы, два портрета Пугачева? Даже на портретах они нам кажутся разными. А в жизни ?!

В истории много лиц, при оценке деятельности которых нужно быть очень осмотрительным, осторожным.

Давайте вместе с вами попробуем перечислить имена таких людей из истории России.


Подведение итогов урока:


  • Конкурс на вариант названия темы урока;


  • Рефлексия




















Беседа с учителем.

Ребята, рассуждая над поставленным вопросом, приходят к выводу, что обьективными историческими источниками названные материалы /каждый в отдельности, без глубокого исторического исследования / быть не могут. Учитель помогает объяснить причины.







Беседа с учителем.

Используются портреты названных людей и фрагмент художественного фильма «Капитанская дочка»





















Ребята получают задание и выполняют его, читая названный учителем отрывок из главы «Мятежная слобода»











Учащиеся выполняют задание






С помощью учителя ребята делают вывод, что отношение Пугачева объясняется тем, что в Гриневе он видит прежде всего человека, который помог ему и которого он уважает.




Учащиеся работают с текстом по заданию, полученному от учителя.


С помощью учителя приходят к выводу, что Маша просила не справедливости, а милосердия и обращалась не к императрице, а к женщине.




После беседы с педагогом ребятам предлагается послушать вывод по этому вопросу Ю.М. Лотмана:

«… способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре.»













Беседа с учителем.

( Б. Годунов, АлександрI, Павел I… кто еще?)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!