СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и истории на тему «Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и истории на тему «Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» предназначен для учащихся 8 класса. Проблематика и материал урока благоприятны для воспитания патриотизма, осознанного стремления сохранять честь и человеческое достоинство в различных ситуациях, способности к милосердию и состраданию.

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема: Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.

Триединая цель урока:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать фактический материал по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; выявить взаимосвязь образов Петра Гринева и Емельяна Пугачева с идеей произведения;

  • способствовать формированию целостного представления о событиях крестьянской войны под предводительством Пугачева на основании изученных материалов по истории и географии.

  • Развивающая: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

  • развивать умение акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя, развивать интерес к предмету.

  • Воспитательная: помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство», «сострадание», «великодушие»,«прощение»;

  • прививать интерес к истории Отечества, учить эмоциональному восприятию материала, воспитывать интерес к чтению.

  • Коррекционная: следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий.

  • Тип урока: интегрированный (литература, история), урок комплексного применения знаний.

  • Методы обучения: проблемный, исследовательский.

  • Форма урока: урок-исследование

  • Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного диалога, ИКТ, метод проектов (частично).

  • Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.


Оборудование: компьютер, колонки, мультимедиа-проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл «Калмыцкая сказка», видеоряд из художественного фильма «Русский бунт»

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие. Слайд 1.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок - урок литературы и истории одновременно, поэтому хочется, чтобы все мы прислушались к словам автора «Капитанской дочки»:

(на доске появляется слайд со словами А.С. Пушкина)

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

Учитель литературы: Пушкин первый и, в сущности, единственный у нас феномен: поэт – историк. Для Пушкина историзм – средство разобраться в настоящем, понять, «куда влечет нас рок событий». Поражаешься, как много у него произведений исторического звучания. Вся наша история проходит перед читателем Пушкина: Русь древнейшая, старинная открывается нам в «Песне о вещем Олеге», в «Вадиме», в сказках; восстание Пугачева – в «Капитанской  дочке»; война 1812 года, история декабризма – в целом ряде стихотворений, эпиграмм.

  1. Мотивация и целеполагание. Определение темы урока.

-Итак, кто же станет главным героем нашего урока?!

Прием «Мозговой штурм». Слайд 3


- Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.
Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва.
С.М.Петров

Пугачёв — изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.
В.Б. Броневский

- О ком эти высказывания? (на доске записывается «ПУГАЧЕВ»).

- Близки ли эти точки зрения? Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина?

- Вспомните, какую оценку Пугачёву давали дворяне и люди из народа. (Обучающиеся характеризуют Пугачёва как историческое лицо, опираясь на прочитанные документы. Учитель на доске строит кластер таким образом, чтобы были видны различия в суждениях)

Емелька



Разбойник, вор

Беглый каторжник



Самозванец

Изменник



ЕМЕЛЬЯН

ПУГАЧЁВ







Отец родной

Мужицкий царь



Великий государь

Батюшка



Емельян Иванович





- Что мы можем сказать, посмотрев на кластер? (Слайд 3 Кластер)

(Два противоположных взгляда на этого героя).

- Действительно Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка. Запишите тему урока

Слайд 4

Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

- По опорным словам определим цели урока: Слайд 6.

  • Исследовать … (историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»)

  • Раскрыть (выявить)… (основные черты образа Пугачева)

  • Сравнить (сопоставить) … (образ Пугачева в повести и в истории)


  1. Актуализация знаний.

- Чтобы это сделать, мы должны ответить на основополагающий вопрос: Слайд 7

Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?

- Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.

Для исследования вы разделились на две группы. Группа историков работала с историческими источниками, искала сведения  о восстании Е.Пугачева. Группа литераторов – с текстом повести «Капитанская дочка». На уроке вам предстоит соединить все материалы в единое целое, и для того чтобы сделать выводы, вам необходимо  будет заполнить в течение урока таблицу:


Историческая правда

Художественный вымысел



Беседа.

  1. Учитель литературы: какое историческое событие лежит в основе повести?

  2. Учитель литературы: с какими историческими лицами мы встречаемся на страницах повести? (Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II).

  3. Учитель истории историкам: что вы знаете об этих исторических лицах? (рассказ учащегося на фоне портретных изображений)

Екатерина II – императрица, правившая в 18 веке с 1762г по 1796г. В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича. В июне 1762г. Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Но вскоре разнеслись слухи, что император жив, что он вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. В 1773г. в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Пётр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего.

Таким образом, Е. Пугачёв – предводитель народного восстания, выдававший себя за царя Петра III.

Белобородов и Хлопуша – видные участники Пугачёвского восстания, соратники Пугачёва. Хлопушей прозвали Соколова по сходству с высоким деревянным пестом (хлопушей), которым толкут горную породу.

  1. Учитель литературы: Исторические деятели изображены в «Капитанской дочке» в окружении вымышленных лиц. Скажите, уважаемые литераторы, какие герои являются вымышленными? (Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин)

  2. Учитель истории историкам:К каким сословиям принадлежат герои повести

  3. Дворяне, духовенство, крепостные, свободные крестьяне (казаки)

  4. Учитель литературы: Заполните первый пункт таблицы «Герои» (на слайде вразброс имена героев).

V. Образ Е.Пугачева (его внешность) в изображении А.С.Пушкина и в исторических источниках.

1. Учитель литературы: Остановимся на образе Е.Пугачёва подробнее. Литераторы, зачитайте или дайте описание портрета Пугачёва в повести.

А) II глава, стр.73: «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары».

Б) VIII глава, стр. 109: «Пугачёв на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая чёрную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

2. Учитель истории историкам: А теперь прочитайте описания внешности Емельяна Пугачёва, данные его современниками.

А) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и сухощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую, малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью».

Б) «Лицо имел он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове чёрные; рост его средний или меньше, в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок».

  1. Учитель литературы:

—  Сравните тексты (на слайде). Что совпадает в том и другом описании?

— А чем отличается портрет Пугачёва, воссозданный в повести, от свидетельства современников? (Пушкин подчёркивает, что черты лица Пугачёва были приятные).

— В каком из описаний выражено отношение к персонажу? Какое это отношение? Какие слова помогают выразить это отношение? (“Внешность его была замечательна”, глаза “живые”, то есть выразительные, а лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское»”. В описании внешности Пугачёва проглядывает авторская симпатия, в то время как в описании современников портрет героя лишён эмоциональной окраски).


  1. Следует ли Пушкин правде в изображении внешности Пугачёва?

  2. Заполните пункт таблицы «Внешность Пугачёва» (работа в группах).

VI. История бунта в изображении А.С. Пушкина и в исторических источниках.

А. Причины восстания

  1. Учитель литературы: Обратимся теперь к восстанию. Уважаемые литераторы, как объясняются причины восстания в повести? (Причина – жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам).

  2. Учитель литературы: какие эпизоды в повести свидетельствуют о жестоки властей по отношению к нерусским народностям?

А) Глава VI, стр. 94: усмирение бунта казаков картечью и жестокими наказаниями, а причина бунта – строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом с целью приведения казачьего войска к повиновению.

Б) Глава 6, стр. 99: сцена допроса изувеченного пытками башкирца, у которого нет ни носа ни ушей. Капитан Миронов, чтобы узнать, велика ли армия Пугачёва, хочет пытать этого изученного старика, а пленник молчит, т.к. у него отрезан язык

  1. Учитель истории историкам: А каковы причины восстания с исторической точки зрения? (Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

  2. Сделайте вывод, следует ли Пушкин исторической правде, говоря о причинах восстания? (Да, но называет лишь одну причину: жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, о крепостном гнёте умалчивает).

  3. Заполните пункт таблицы «Причины восстания».

Б. Восстание

  1. Учитель истории историкам: кратко расскажите о ходе пугачёвского восстания (рассказ учащегося сопровождается показом по карте).

Восстание под предводительством Е.Пугачёва началось в сентябре 1773г.на хуторе Толкачёвых. Отряд пугачёвцев из 80 человек быстро вырос за счёт казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. 5 октября Пугачёв с войском в 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадил Оренбург. Здесь, под Оренбургом, пугачёвское войско выросло в 15-тысячную «Главную армию» при 86 пушках. Пока Пугачёв руководил восстанием из Оренбурга, его сподвижники, в числе которых бвли Хлопуша и Белобородв, осаждали другие города: Уфу, Яицкий городок, Самару. К январю 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. В начале 1774г. генералами Бибиковым и Голицыном было дано решающее сражение близ Оренбурга, в результате которого восставшие потерпели тяжелое поражение. Пугачёв с отрядом 500 человек укрылся в горах Южного Урала. Пугачёвское войско выросло за счёт «заводских мужиков» и башкирцев до 8 тысяч. Потерпев ещё несколько поражений, восставшие неожиданно вышли к Казани. Город сдался, но уже через несколько часов войско Пугачёва было опять разгромлено, и восставшие переправились на правый берег Волги, где их поддержали крестьяне. Восстание вспыхнуло с новой силой и охватило Казанскую, Нижегородскую, Пензенскую, Тамбовскую, Воронежскую губернии. Пугачёв захватил такие города, как Саранск, Пенза, Камышин, Саратов Царицын и другие. После неудачного штурма Царицына, 10-тысячное войско Пугачёва вновь потерпело поражение. Пугачёв с 200 яицками казакми переправился на левый берег Волги. Но яицкие казаки, примкнувшие ранее к восстанию, решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачёва, а 14 сентября выдали его властям в Бударинском форпосте. В окрестностях которого началось восстание. Отдельные отряды восставших ещё сопротивлялись, но и они вскоре тоже были разгромлены, а Пугачёва казнили.


Основные вехи пугачёвского восстания (на слайде вместе с картой)

  1. Начало восстания – сентябрь 1773г.

  2. Осада Оренбурга.

  3. Взятие поволжских городов: Уфа, Яицкий городок, Самара. Казани. Саранск, Пенза, Камышин, Саратов Царицын и другие.

  4. Выдача Пугачёва царским властям.

  5. Казнь Пугачёва и его сподвижников.

Учитель литературы: освещены ли все эти события в повести? Нет, мы только видим войско восставших, взятие Белгородской крепости и казнь Пугачёва. Пушкин не изображает боевые действия, не описывает осады городов. Он говорит об этом в нескольких словах.

Учитель литературы литераторам: а есть ли в повести вымышленные события? Какие? (Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной II).

Заполните соответствующие колонки пункта таблицы «События», используя материал на слайде.

В. Образ Пугачёва и его сподвижников.

  1. Учитель истории: какими были Пугачёв и его сподвижники? Прочитайте отрывок из «Истории Пугачёва» А.С. Пушкина, где говорится о лагере пугачёвцев, который находился в Бердской слободе.

Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поруганье разбойникам. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности”.

  1. Учитель истории: какими показаны здесь пугачёвцы? (жестокими насильниками и убийцами, грабителями)

  2. Учитель литературы: на основании 11 главы (стр.124) расскажите, как Пушкин описывает Бердскую слободу глазами Гринёва.

  3. Чем отличается описание Бердской слободы в повести и в историческом документе? В каком произведении пугачёвщина производит более отталкивающее впечатление? Почему? В повести описание Бердской слободы менее отталкивающее. Гринёв говорит, что общество, в котором он очутился, сильно развлекало его воображение. Он даже решается сказать, что едет спасать бедную сироту. А Пугачёв готов тут же за неё вступиться.

  4. Учитель истории: а теперь прочитайте ещё один отрывок из «Истории Пугачёва» А.С. Пушкина о судьбе дочери коменданта крепости Татищевой Елизаветы Харловой.

Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины [крепость Татищеву]. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь его, накануне овдовевшая Харлова приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию её родителей. Пугачёв был поражён её красотой и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для неё семилетнего брата”.

Молодая Харлова имела несчастие привязать к себе самозванца. Он держал её в своём лагере под Оренбургом. Она одна имела право в любое время входить в его кибитку... Она встревожила подозрение ревнивых злодеев [окружения Пугачёва], и Пугачёв, уступив их требованию, предал им свою наложницу. Харлова и семилетний брат её были расстреляны. Раненые, они сползлись друг с другом и обнялись. Тела их, брошенные в кусты, оставались долго в том же положении”.

  1. Учитель литературы: подумайте, с чьей судьбой в повести «Капитанская дочка» можно сопоставить судьбу Елизаветы Харловой? В чём их судьбы похожи? Судьба Елизаветы Харловой может быть сопоставлена с судьбой Маши Мироновой: и та и другая были дочерьми комендантов крепостей, и у той и у другой пугачёвцы казнили родителей, правда, в повести нет таких страшных подробностей, как в «Истории».

  2. Какую роль в судьбе героини повести сыграл Пугачёв?

  3. Каким предстаёт Пугачёв в отношении к Харловой и к героине повести? По отношению к Харловой Пугачёв поступил очень жестоко и неблагородно, как изувер, а вот по отношению к героине повести — совсем по-другому, он не только спас её, но и обеспечил её будущее счастье, он не только сам не обижал сироту, но и был возмущён, когда услышал, что кто-то из его людей мог это сделать.

  4. А каковы отношения Пугачёва с главным героем повести Гринёвым? Официально – они враги, т.к. один бунтарь, другой офицер императорской армии. Но человеческие отношения двух героев стоят вне их официальных отношений. Оба героя симпатизируют друг другу. Пугачёв сохраняет жизнь Гринёву, устраивает его счастье, проявляя при этом благородство и терпимость, уважая Гринёва за искренность, верность долгу, доброту. Пётр Гринёв, хотя и называет Пугачёва самозванцем, разбойником, злодеем, но всё-таки тоже симпатизирует ему, не хочет его гибели, приходит проститься в день казни.

  5. Сделайте вывод, каким предстаёт перед нами Пугачёв и его сподвижники в исторических документах и в повести?

  6. А теперь сравните свои выводы с мнением выдающихся людей.

Мнение историка,

современника Пушкина

Высказывания о пушкинском Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры

«Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».


1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)



  1. Совпадают ли ваши выводы с выводами великих людей?

  2. Верен ли Пушкин исторической правде в изображении Пугачёва? Почему? Пушкин попытался опоэтизировать злодея Пугачёва, показать его с иной «человеческой» стороны.

  3. Заполните пункт таблицы «Образ Пугачёва», используя данные слова: злодей, разбойник, жестокий, добродушный, благородный (работа в группах).

VII. Выводы о соотношении исторической правды и художественного вымысла.

  1. Давайте подведём итоги нашего исследования. Используя таблицу, скажите, что является правдой, а что – вымыслом в повести?

  2. Каково соотношение правды и вымысла в повести? (Это правда с долей вымысла)

  3. Зачем же Пушкину понадобился вымысел, если уже известна историческая правда?

  1. Художественный вымысел помог поэту оживить картины далёкого прошлого. Без вымышленных героев и событий наши знания о жизни в 18 веке были бы существенно обеднены.

  2. Используя вымысел, Пушкин выражает главную идею своего произведения: береги честь смолоду. В какие бы обстоятельства ни попадал человек, он всегда должен быть честным, нести ответственность за свои поступки, хранить своё доброе имя, человеческое достоинство. Кроме того, Пушкин показывает возможность человеческих взаимоотношений между совершенно разными людьми, возможность увидеть в другом человеке человека вне зависимости от разделяющих их обстоятельств. Взаимоотношения Пугачёва и Гринёва — пример толерантности.

  3. Произведение литературы воздействует не только на наш разум, но и на чувства, заставляет переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.

4. Чему мы можем научиться у участ­ников тех событий? Ответственности, верности своему слову, своему долгу. Человеческие отношения должны стоять вне их официальных отношений.

5. Почему же «Капитанская дочка» лучше правды? Повесть не только сообщает какие-то факты, но и учит нас, воздействует на наши чувства.


Рефлексия.
-Итак, ребята, какие выводы мы сделаем после изучения повести?

Выводы

1. Пушкин не изменил исторической правде.

2. Характер Пугачева противоречивый.

3. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек":

  • способен проявить милость и благодарность;

  • способен оценить честь и мужество противника.

4. В двух произведениях о Пугачеве решаются разные задачи.

5. В произведении "Капитанская дочка" поставлена проблема бунта и милосердия, сострадания, прощения .


-Роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки .
-Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать? (Учились отличать истинное от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой).

Слово учителя.

-Таким образом, идея повести: человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении, добре и милосердии. А.С.Пушкин своим произведением утверждает, что даже в смутны времена необходимо сохранять честь и милосердие.

- Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.
Вывод.

«Капитанская   дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина.  Открывая  читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском  бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский  бунт, бессмысленный и беспощадный!» - предостерегающе восклицает поэт.

Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.

Уроки  Пушкина,  уроки  далекого прошлого не должны пропасть даром. Таким образом, загадки романа - это загадки жизни , которую Пушкин учит нас видеть и понимать.





Приложения


Историческая правда

Художественный вымысел

  1. Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

  1. Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода


Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

  1. Причины пугачёвского восстания

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

___________________

  1. События

Войско восставших, взятие Белгородской крепости, казнь Пугачёва.

Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II

  1. Черты характера Пугачёва.

Жестокий злодей, разбойник.

Добродушный, благородный человек.

Задания литераторам

  1. Какие герои в повести являются вымышленными?

  2. Зачитайте или дайте описание портрета Пугачёва в повести (II, VIII главы

  3. Как объясняются причины восстания в повести? Подтвердите примерами из текста, используя материал VI главы.

  4. Какие события в повести являются вымышленными?

  5. На основании XI главы расскажите, как Пушкин описывает Бердскую слободу глазами Гринёва.

  6. Какова судьба Маши Мироновой? Какую роль в её судьбе сыграл Пугачёв?

  7. Каковы отношения Пугачёва с главным героем повести Гринёвым? Какую роль в его судьбе сыграл Пугачёв?

Задания историкам

  1. С какими историческими лицами мы встречаемся на страницах повести?

  2. Что вы знаете об этих исторических лицах?

Екатерина II – императрица, правившая в 18 веке с 1762г по 1796г. В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Фёдоровича. В июне 1762г. Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Но вскоре разнеслись слухи, что император жив, что он вернёт свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли. В 1773г. в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Пётр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Таким человеком был Емельян Пугачёв, за которым пошёл народ. Утвердиться в роли государя – благодетеля Пугачёву помогали издаваемые им манифесты, в коих он, обращаясь к люду простому, сулил им немало хорошего. Таким образом, Е. Пугачёв – предводитель народного восстания, выдававший себя за царя Петра III.

Белобородов и Хлопуша – это соратники Пугачёва, видные участники Пугачёвского восстания.

  1. Каковы причины восстания Пугачёва с исторической точки зрения? Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала.

  2. Расскажите о ходе пугачёвского восстания

Пугачёвское восстание

Восстание под предводительством Е.Пугачёва началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачёвых. Отряд пугачёвцев из 80 человек быстро вырос за счёт казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. 5 октября Пугачёв с войском в 2,5 тыс. человек при 20 пушках осадил Оренбург. Здесь, под Оренбургом, пугачёвское войско выросло в 15-тысячную «Главную армию» при 86 пушках. Пока Пугачёв руководил восстанием из Оренбурга, его сподвижники, в числе которых бвли Хлопуша и Белобородв, осаждали другие города: Уфу, Яицкий городок, Самару. К январю 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. В начале 1774г. генералами Бибиковым и Голицыном было дано решающее сражение близ Оренбурга, в результате которого восставшие потерпели тяжелое поражение. Пугачёв с отрядом 500 человек укрылся в горах Южного Урала. Здесь пугачёвское войско выросло за счёт «заводских мужиков» и башкирцев до 8 тысяч. Потерпев ещё несколько поражений, восставшие неожиданно вышли к Казани. Город сдался, но уже через несколько часов войско Пугачёва было опять разгромлено, и восставшие переправились на правый берег Волги, где их поддержали крестьяне. Восстание вспыхнуло с новой силой, Пугачёв захватил такие города, как Саранск, Пенза, Камышин, Саратов, Царицын и другие. После неудачного штурма Царицына войско Пугачёва вновь потерпело поражение. Пугачёв с 200 яицками казакми переправился на левый берег Волги. Но яицкие казаки, примкнувшие ранее к восстанию, решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачёва, а 14 сентября выдали его властям в Бударинском форпосте, в окрестностях которого началось восстание. Отдельные отряды восставших ещё сопротивлялись, но и они к маю 1775г. тоже были разгромлены, а Пугачёва казнили.

8


Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие
  • Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие

А.С.Пушкин

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.  Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва.  С.М.Петров   Пугачёв — изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.  В.Б. Броневский

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. С.М.Петров

Пугачёв — изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский

Емелька Беглый  каторжник Батюшка Великий государь Изменник Отец  родной Разбойник, вор ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ Мужицкий царь  Самозванец Емельян Иванович

Емелька

Беглый каторжник

Батюшка

Великий государь

Изменник

Отец родной

Разбойник, вор

ЕМЕЛЬЯН

ПУГАЧЁВ

Мужицкий царь

Самозванец

Емельян Иванович

Историческая правда и  художественный вымысел  в изображении Емельяна Пугачева  в произведении  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»   (интегрированный  урок  (литература + история) в 8 классе)   

Историческая правда и художественный вымысел в изображении Емельяна Пугачева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (интегрированный  урок (литература + история) в 8 классе)  

ЦЕЛИ УРОКА:   Исследовать …  Раскрыть (выявить)…  Сравнить (сопоставить) …

ЦЕЛИ УРОКА: Исследовать … Раскрыть (выявить)… Сравнить (сопоставить) …

Основополагающий вопрос:

Основополагающий вопрос:

  • Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?
Историческая правда  Герои Художественный вымысел Портрет Пугачёва Причины пугачёвского восстания События Черты характера Пугачёва.

Историческая правда

  • Герои

Художественный вымысел

  • Портрет Пугачёва
  • Причины пугачёвского восстания
  • События
  • Черты характера Пугачёва.

Историческая правда Художественный вымысел

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои
Екатерина II ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ Пётр III

Екатерина II

ЕМЕЛЬЯН

ПУГАЧЁВ

Пётр III

К каким сословиям принадлежат герои повести Духовенство Дворяне Гринёв Пугачёв Мироновы Савельич Швабрин Зурин Белобородов Палашка генерал Р отец Герасим Крепостные Свободные крестьяне (казаки) Акулина Памфиловна

К каким сословиям принадлежат герои повести

Духовенство

Дворяне

Гринёв

Пугачёв

Мироновы

Савельич

Швабрин

Зурин

Белобородов

Палашка

генерал Р

отец Герасим

Крепостные

Свободные крестьяне (казаки)

Акулина Памфиловна

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Глава Характеристика Пугачева II глава «Вожатый»  «Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

Глава

Характеристика Пугачева

II глава

«Вожатый»

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

VIII глава «Незваный гость» « Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».  Смотрел пристально, изредка прищурив левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

VIII глава

«Незваный гость»

« Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого».

Смотрел пристально, изредка прищурив левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

Свидетельства современников А) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и сухощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую, малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью». Б) «Лицо имел он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове чёрные; рост его средний или меньше, в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок».

Свидетельства современников

А) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и сухощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшою сединою. Платье имеет: шубу плисовую, малиновую, да и шаровары такие ж; шапку казачью».

Б) «Лицо имел он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове чёрные; рост его средний или меньше, в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок».

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское». 3.Причины пугачёвского восстания

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

3.Причины пугачёвского восстания

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское». 3.Причины пугачёвского восстания Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала) Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

3.Причины пугачёвского восстания

Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское». 3.Причины пугачёвского восстания Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала) Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте. 4.События

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

3.Причины пугачёвского восстания

Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

4.События

Историческая правда Художественный вымысел Герои Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин  2 Портрет Пугачёва Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское». 3.Причины пугачёвского восстания Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала) Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте. 4.События Войско восставших, взятие Белгородской крепости, казнь Пугачёва. Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

3.Причины пугачёвского восстания

Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

4.События

Войско восставших, взятие Белгородской крепости, казнь Пугачёва.

Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

2 Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

3.Причины пугачёвского восстания

Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

4.События

Войско восставших, взятие Белгородской крепости, казнь Пугачёва.

5. Черты характера Пугачёва.

Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II

Историческая правда

Художественный вымысел

  • Герои

Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II

Гринёв, его родители, Савельич, Маша, капитан Миронов, Швабрин

  • Портрет Пугачёва

Лет сорока, средний рост, худощав и широкоплеч. Чёрная с сединой борода

  • Причины пугачёвского восстания

Авторская оценка, симпатия: «внешность замечательна», «живые глаза», лицо имело выражение “довольно приятное, но «плутовское».

Первая причина - усиление крепостного гнёта: резко ухудшилось положение народа, выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями, разделяли для продажи семьи. Вторая причина – жестокость, самовластие правителей края; политика царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала)

Жестокость властей по отношению к национальным меньшинствам, умалчивает о крепостном гнёте.

  • События

Войско восставших, взятие Белгородской крепости, казнь Пугачёва.

  • Черты характера Пугачёва.

Встречи Гринева с Пугачёвым, взаимоотношения Гринева с Машей, арест Гринёва, встреча Маши Мироновой с Екатериной – II

Жестокий злодей, разбойник.

Добродушный, благородный человек.

Мнение историка, современника Пушкина Высказывания о пушкинском Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры  Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце.  1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)  2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

Мнение историка,

современника Пушкина

Высказывания о пушкинском Пугачёве выдающихся русских писателей и деятелей культуры

Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце.

1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием. (Ф.М.Достоевский)

2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем. (П.И.Чайковский)

Народный бунтарь Вор, разбойник Кровавый злодей Предводитель крестьян Самозванец Народный герой

Народный бунтарь

Вор,

разбойник

Кровавый

злодей

Предводитель

крестьян

Самозванец

Народный

герой

Синквейн Емельян Пугачев  1 строка – 2 глагола 2 строка – 3 прилагательных 3 строка – предложение 4 строка – 1 существительное

Синквейн

Емельян Пугачев

1 строка – 2 глагола

2 строка – 3 прилагательных

3 строка – предложение

4 строка – 1 существительное

Рефлексия  Роман закончен за 100 дней до смерти её автора   Каковы главные заветы Пушкина?

Рефлексия

Роман закончен за 100 дней до смерти её автора Каковы главные заветы Пушкина?

Домашнее задание 1.Если бы вам представилась возможность побеседовать с Пугачевым, о чем бы вы его спросили?(составьте вопросы) 2.Письменная работа - эссе «С каким Пугачевым я хотел бы встретиться? Какие вопросы я ему задал бы?»

Домашнее задание

1.Если бы вам представилась возможность побеседовать с Пугачевым, о чем бы вы его спросили?(составьте вопросы)

2.Письменная работа - эссе «С каким Пугачевым я хотел бы встретиться? Какие вопросы я ему задал бы?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!