Организационный этап | 4 мин | Ребята, сегодня у нас пройдет интеллектуальная игра по русскому языку. Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Прочитайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Лев Николаевич Толстой. «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого». Проспер Мериме «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками». Иван Сергеевич Тургенев Сегодня выступают четыре команды. Сейчас разделимся на команды. Напоминаю правила игры: 1. Команда, которая первая верно справится с заданием – получает балл. 2. За дополнение вы получаете дополнительно 1 балл. 3. За то, что перебиваете, перекрикиваете или мешаете – вычитается 1 балл. | Приветствовать учителя Размышлять над темой занятия Читать высказывания Делиться на команды Вспоминать и запоминать правила |
Основной этап | 25 мин | Вопросы: Назовите твердые согласные в скороговорке. «Летели лебеди с лебедятами» (с, т) Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово Жыил (лыжи), ански (санки), кьионк (коньки), нолс (слон). Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имен существительных. Мебель (ж.р.), кофе (м.р.), тюль (м.р.), такси (ср.р.), рояль (м.р.), хрусталь (м.р.), кенгуру (м.р.), какао (ср.р.) Разгадайте ребус. (Портфель). Вопрос-шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100 п – стоп). Измените по лицам и числам слово «хотеть». (Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят) Прочитайте слова. Произносите звуки в обратном порядке. Напишите слова, которые получились. Дог (код), кот (ток), араб (пара). На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. с о л м в е е с п к я о а к м л о о к м ж а д е в е т (Смекалка во всяком деле поможет) Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их и объясните. … об …. Из … вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа …. Золотые …. Как … сняло. (Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки. Золотые руки. Как рукой сняло). Найдите и выпишите слова, которые перемещались ё сто ки за л ро ас ро ра жи т го ра д бо та (Ёжики, стол, роза, город астра, работа) Какие слова можно составить из букв слова «грамотей»? (Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том…) Разберите однокоренные слова по составу. Подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник Попробуйте разобрать что было написано. Рыбу не скот ина крыше съел. (Рыбу нес кот и на крыше съел.) После ответов каждый раз подводится итог. | Самостоятельно выполнять задания Формировать фонетический слух Определять род имен существительных Разгадывать ребус Логически рассуждать Изменять по лицам и числам глагол Участвовать в учебном диалоге Слушать мнение других Работать в команде Размышлять Анализировать нестандартные задачи и искать пути их решения Вспоминать пословицы и поговорки Вспоминать словарные слова Разбирать слова по составу Систематизировать знания Выполнять анализ и синтез с целью решения задачи |