СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по русскому языку "Интеллектуальное казино"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра по русскому языку "Интеллектуальное казино"  русскому языку, посвящённая грамматике и этикету. Можно играть на уроке в 5 - 8 классе. можно провести как мероприятие в неделе русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Игра по русскому языку "Интеллектуальное казино"»

Игра по русскому языку «Интеллектуальное казино».

Составила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка Огородникова Людмила Валентиновна, учитель первой квалификационной категории.

Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее всё воплощается в нём.

Как тополь вознёсся он гордой главой,

Умом одарённый и речью богатой,

Вместилище духа и разума он –

Весь мир бессловесных ему подчинён.

Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом – вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником».

Действующими лицами в нашем казино будут Грамматика и Этикет.

А теперь начнём нашу игру. Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги своим собственным умом. Деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «Один ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно пять у каждого. В течение игры вы можете как увеличить своё состояние, так и стать банкротом. Отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Я называю вопрос и три варианта ответа, вы поднимаете соответствующую табличку (каждому выдаются таблички с цифрами от 1 до 3)Вопрос из увлекательной области ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Кто смелый? Делайте ставки.

Первый тайм.

I, Что обозначает выражение «ум за разум заходит»?

  • 1. Человек устал и не соображает.

2. Много думает.

3. Мечтает.

II. Следующий вопрос выявляет насколько близок вам народный образ мыслей, народное остроумие. Делаем ставки.

В русской пословице говорится, что он «… и вору даст фору». Про кого это?

  • Дурак.

  • Разбойник.

  • 3. Азартный игрок.

III. Один древний философ не уставал твердить: «Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды…».

У меня есть к вам вопрос, так сказать, про меня лично. Делайте ставки. Внимание вопрос: «Какую роль я исполняю сегодня в нашем интеллектуальном казино»? Варианты ответов:

1.Банкомёт.

2.Арбитр.

  • 3.Крупье.

IV. Конфуций в своё время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?!». Итак, кто силён в грамматике и не боится повторения – спешите сделать ставки. Ставки сделаны!

- В правописании какого слова у меня сделана ошибка? (Слова выводятся на экран или показываются на табличке).

1. Бассейн.

2. Массажист.

3. Искуссница.

V. Делайте ставки, господа!

Ошибка в ударении граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

- В каком слове стоит неправильно ударение?

1. Километр.

2. Красивее

3. Звонит.

VI. Кому не жалко своих «умов». Правильно согласовать имена существительные с другими словами – это тоже ум требуется.

- Где неправильно употреблено имя существительное.

1. Горячее кофе.

2. Нет пальто.

3. Красивый тюль.

- Русская пословица гласит; «Учиться – всегда пригодится. А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: « Сын мой, от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!...». Но мы до седин ждать не будем и уже по прошествии первого тайма подсчитаем «умы» у каждой команды, чтобы одну из них немного почествовать по всем правилам нашего ребячьего царства. (Все громко аплодируют команде, у которой оказалось больше «умов»).

ВТОРОЙ ТАЙМ.


VII. ЭТИКЕТ.

- Китайский философ Конфуций как – то сказал словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья мои, дают вам больше, чем природное дарование». Делаем ставки. Вопросы из области этикета.

- Итак, вопрос: «Вы, наверное, любите получать подарки? Вспомните стихотворение К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха»:

Приходили к Мухе блошки

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые.

- Как бы вы стали принимать подарок и благодарить:

1. Что за чудные сапожки!

Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.


2. У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живёт на той горе.

  • 3. Вы примеряете сапожки и говорите:

Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки,

Ох, какое будет горе,

Если мне они не в пору.


VIII. Вспомним следующие строки стихотворения К. И. Чуковского:


Приходила к Мухе

Бабушка – пчела.

Мухе – Цокотухе

Мёду принесла.

- Делайте ваши ставки, господа, перед тем, как я задам вопрос.

- Чтобы вы сделали с подарком?

  • 1.Вы ставите мёд на стол для гостей.

2. Прячете мёд подальше.

  • 3. Перекладываете часть мёда из банки в красивую вазочку и ставите его на стол для гостей.

IX. Делаем ставки, дорогие друзья. Ставки сделаны.

- Кушать или есть? С каким местоимением лучше не употреблять глагол КУШАТЬ?


  1. Я кушаю.

  • 2. Ты, вы кушаете.

  • 3. Она, они кушают.

X. Быть воспитанным хорошо, а быть хорошо воспитанным – ещё лучше – так говорили древние. А что про вас скажут ваши современники, ваши одноклассники – сейчас для вас это главнее. Делаем ставки, прежде чем я задам вопрос. Сделали. Слушаем вопрос:

- На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:


  • 1. Спасибо.

  1. Большое спасибо.

  2. Благодарю.

XI. Делаем ставки, дорогие друзья и отвечаем на следующий вопрос:

- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какова наиболее вежливая просьба:

1. Можно войти.

2. Я войду.

  • 3.Извините, можно войти.


XII. Вы, конечно, помните сказку «Три медведя», в которой говорится, как Машенька заблудилась и попала к медведям? И помните, что в конце сказки приходят медведи. И Машенька убегает? Делаем ставки! Сделали?

- А теперь вопрос: А что бы могла сказать Маша медведям?


  1. Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.

  2. Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать.

  3. Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесёт меня домой. А моя бабушка даст ему мёда и малины.


XIII. КОМПЛИМЕНТ – это лестное замечание в адрес кого – либо, похвала. Делаем ставки, господа. Ученик непривычно хорошо отвечает. Учитель хвалит его. Надо определить, где здесь комплимент:


  1. Ты сегодня отвечаешь очень уверенно.

  2. Молодец, отличный ответ.

  • 3.Сегодня ты меня просто удивил.


- Быстро летит время. Завершилось два тайма. Не пора ли выявить самых мудрых и наградить их? Или поиграем ещё немного? Хорошо, дорогие друзья, будь по – вашему. Кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке»? Распродажа с молотка начинается. Проявите же мудрость, друзья: потратьте на «кота в мешке», не экономьте денежки.


Рекомендую:


Кот №1. В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она и не может быть. Стартовая цена – всего один «ум». Кто хочет приобрести ценную вещь за один «ум»? За два, три. (Кто больше даст, тому и продано). Продано!

Итак, счастливчик, получайте «кота в мешке» - это «5» по моему предмету на ближайшем уроке. Только, чур, подготовиться. Ведь я спрошу!


Кот №2.

Сегодня ты о них мечтал,

Их кто – то нынче потерял.

Без них тебе не обойтись?

Тогда плати и не скупись!

- Итак, стартовая цена один «ум». Два, три. Продано! (5 «умов»)


- Считаем свои заработанные «умы». Награждаем победителей.


Я с вами прощаюсь. Учите русский язык! Знания всегда пригодятся!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!