Игра по русскому языку «Интеллектуальное казино».
Составила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка Огородникова Людмила Валентиновна, учитель первой квалификационной категории.
Ведущий: Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино.
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее всё воплощается в нём.
Как тополь вознёсся он гордой главой,
Умом одарённый и речью богатой,
Вместилище духа и разума он –
Весь мир бессловесных ему подчинён.
Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом – вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником».
Действующими лицами в нашем казино будут Грамматика и Этикет.
А теперь начнём нашу игру. Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги своим собственным умом. Деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «Один ум». Помните? Как говорится: один ум хорошо, а два лучше. А их у вас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно пять у каждого. В течение игры вы можете как увеличить своё состояние, так и стать банкротом. Отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Я называю вопрос и три варианта ответа, вы поднимаете соответствующую табличку (каждому выдаются таблички с цифрами от 1 до 3)Вопрос из увлекательной области ЯЗЫКОЗНАНИЯ. Кто смелый? Делайте ставки.
Первый тайм.
I, Что обозначает выражение «ум за разум заходит»?
2. Много думает.
3. Мечтает.
II. Следующий вопрос выявляет насколько близок вам народный образ мыслей, народное остроумие. Делаем ставки.
В русской пословице говорится, что он «… и вору даст фору». Про кого это?
III. Один древний философ не уставал твердить: «Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды…».
У меня есть к вам вопрос, так сказать, про меня лично. Делайте ставки. Внимание вопрос: «Какую роль я исполняю сегодня в нашем интеллектуальном казино»? Варианты ответов:
1.Банкомёт.
2.Арбитр.
IV. Конфуций в своё время сказал: «Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?!». Итак, кто силён в грамматике и не боится повторения – спешите сделать ставки. Ставки сделаны!
- В правописании какого слова у меня сделана ошибка? (Слова выводятся на экран или показываются на табличке).
1. Бассейн.
2. Массажист.
3. Искуссница.
V. Делайте ставки, господа!
Ошибка в ударении граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
- В каком слове стоит неправильно ударение?
1. Километр.
2. Красивее
3. Звонит.
VI. Кому не жалко своих «умов». Правильно согласовать имена существительные с другими словами – это тоже ум требуется.
- Где неправильно употреблено имя существительное.
1. Горячее кофе.
2. Нет пальто.
3. Красивый тюль.
- Русская пословица гласит; «Учиться – всегда пригодится. А один древнейший неизвестный автор о том же писал так: « Сын мой, от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость!...». Но мы до седин ждать не будем и уже по прошествии первого тайма подсчитаем «умы» у каждой команды, чтобы одну из них немного почествовать по всем правилам нашего ребячьего царства. (Все громко аплодируют команде, у которой оказалось больше «умов»).
ВТОРОЙ ТАЙМ.
VII. ЭТИКЕТ.
- Китайский философ Конфуций как – то сказал словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнения, друзья мои, дают вам больше, чем природное дарование». Делаем ставки. Вопросы из области этикета.
- Итак, вопрос: «Вы, наверное, любите получать подарки? Вспомните стихотворение К. И. Чуковского «Муха - Цокотуха»:
Приходили к Мухе блошки
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застёжки золотые.
- Как бы вы стали принимать подарок и благодарить:
1. Что за чудные сапожки!
Где вы их достали, блошки?
Буду их всю жизнь носить
И весь век благодарить.
2. У меня уж есть сапожки,
И получше этих, блошки.
Их отдам своей сестре,
Что живёт на той горе.
Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки,
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору.
VIII. Вспомним следующие строки стихотворения К. И. Чуковского:
Приходила к Мухе
Бабушка – пчела.
Мухе – Цокотухе
Мёду принесла.
- Делайте ваши ставки, господа, перед тем, как я задам вопрос.
- Чтобы вы сделали с подарком?
2. Прячете мёд подальше.
IX. Делаем ставки, дорогие друзья. Ставки сделаны.
- Кушать или есть? С каким местоимением лучше не употреблять глагол КУШАТЬ?
Я кушаю.
2. Ты, вы кушаете.
3. Она, они кушают.
X. Быть воспитанным хорошо, а быть хорошо воспитанным – ещё лучше – так говорили древние. А что про вас скажут ваши современники, ваши одноклассники – сейчас для вас это главнее. Делаем ставки, прежде чем я задам вопрос. Сделали. Слушаем вопрос:
- На уроке твой друг одолжил тебе линейку. Ты скажешь:
Большое спасибо.
Благодарю.
XI. Делаем ставки, дорогие друзья и отвечаем на следующий вопрос:
- Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какова наиболее вежливая просьба:
1. Можно войти.
2. Я войду.
XII. Вы, конечно, помните сказку «Три медведя», в которой говорится, как Машенька заблудилась и попала к медведям? И помните, что в конце сказки приходят медведи. И Машенька убегает? Делаем ставки! Сделали?
- А теперь вопрос: А что бы могла сказать Маша медведям?
Медведи, я заблудилась, устала, помогите мне вернуться домой.
Мишеньки, я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать.
Медведи, я устала, пусть Мишутка отнесёт меня домой. А моя бабушка даст ему мёда и малины.
XIII. КОМПЛИМЕНТ – это лестное замечание в адрес кого – либо, похвала. Делаем ставки, господа. Ученик непривычно хорошо отвечает. Учитель хвалит его. Надо определить, где здесь комплимент:
Ты сегодня отвечаешь очень уверенно.
Молодец, отличный ответ.
- Быстро летит время. Завершилось два тайма. Не пора ли выявить самых мудрых и наградить их? Или поиграем ещё немного? Хорошо, дорогие друзья, будь по – вашему. Кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке»? Распродажа с молотка начинается. Проявите же мудрость, друзья: потратьте на «кота в мешке», не экономьте денежки.
Рекомендую:
Кот №1. В мешке то, что есть у каждого отличника. У хорошиста же она и не может быть. Стартовая цена – всего один «ум». Кто хочет приобрести ценную вещь за один «ум»? За два, три. (Кто больше даст, тому и продано). Продано!
Итак, счастливчик, получайте «кота в мешке» - это «5» по моему предмету на ближайшем уроке. Только, чур, подготовиться. Ведь я спрошу!
Кот №2.
Сегодня ты о них мечтал,
Их кто – то нынче потерял.
Без них тебе не обойтись?
Тогда плати и не скупись!
- Итак, стартовая цена один «ум». Два, три. Продано! (5 «умов»)
- Считаем свои заработанные «умы». Награждаем победителей.
Я с вами прощаюсь. Учите русский язык! Знания всегда пригодятся!