СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "От мысли к слову"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра по русскому языку

для 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "От мысли к слову"»

МКОУ «Пахачинская средняя школа»











«От мысли к слову»

Интеллектуальная игра по русскому языку

для 5-6 классов













Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Кокова С. П.













с. Пахачи - 2020 г.

Цель: создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы.
Задачи: 
1. Развитие логического и творческого мышления, внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.

2. Развитие познавательного интереса, потребности в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

3. Развитие коммуникативных навыков.
4. Воспитание гордости за русский язык, потребности его сохранять.

Ведущий: Внимание, ребята! Для того чтобы дать «СТАРТ» нашей игре необходимо нашим командам себя назвать. Названия команды спрятались в нашей загадке. Итак, перед вами слова, внимательно прочитайте задание и угадайте, какое слово там спряталось. (1 мин)

  1. Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс – ЛЕСНИК, окончание – УЧЕНИКИ (ПОДСНЕЖНИКИ)

  2. Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (МОЛОДЦЫ)

Ведущий: Итак, интеллектуальная игра «От мысли к слову» начинается. Наша игра состоит из 8 конкурсов, каждый будет оцениваться баллами, которые будет выставлять строгое, но справедливое жюри в свои оценочные листы. Задания решаются коллективно. Внимание первый конкурс!

1. Конкурс «Эрудит», (3 балла)

1) Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА

2) Растворите белое в прозрачном: СВОАДХАРА

2. Конкурс «Фонетический». Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок (10 баллов)

[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ] А.И. Герцен

3. Конкурс «Загадочный». Найдите способ прочитать шарады (5 баллов)

1) Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природа, суффиксы от слова обязательный, окончание от слова великое, то получим слово, обозначающее признак предмета.

Возьмите приставку от слова сдача, корень от слова пряжа, суффикс и окончание от слова, растение. Какой термин у вас получился?

Ведущий: Ребята, как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту, и ко времени. “Хромое слово – кривая речь” – гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или услышанное, чтобы речь была красивой и выразительной, надо знать толкование слов, выражений, постоянно расширять свой запас слов. Итак, следующий конкурс – лексический.

4. Конкурс «Лексический». Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. За каждый фразеологизм и объяснение их значения - 1 балл. Перед вами чистые листы бумаги и ручки, которыми вы можете воспользоваться. Время пошло – поднятая рука означает «Время истекло»

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица)

Ведущий: Многие из вас, наверное, мечтают стать известными людьми. А понимаете ли вы, как важно уметь правильно и красиво говорить. Ведь известному человеку приходится много давать интервью, беседовать с поклонниками, вести деловые переговоры.

Сейчас мы проверим, готовы ли вы к популярности, сможете ли вы исправить ошибки в предложениях, отредактировать стиль.

5. Конкурс «Стильный». Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. (Карточки одинаковы для каждой команды). За каждое правильно исправленное предложение 2 балла.

1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу. (надела шубу)

2. К праздничному столу купили пять кило банан. (пять килограммов бананов)

3. Врачиха выписала мне лекарство. (врач)

4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой. (ужасно – лишнее)

5. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки. (индианки, кореянки)

6. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные. (их, потрясающие)

7. Отсюдова было хорошо видно море. (отсюда)

8. Я предъявил оплоченный чек. (оплаченный)

9. Мальчик добился переселения чувства страха. (пересилил, преодолел чувство страха)

10. В школу я не пошла, так как была заболевши. (заболела)

11. Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. (внука восьми лет)

12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. (этажерку с четырьмя ножками)

Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Итак, объявляю следующий конкурс. 
6. Конкурс «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ». (за правильный ответ 1 балл) Вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно, угадайте их. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам. (Карточки единые - на каждый стол)


1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).


7. Конкурс «СИНТАКСИЧЕСКИЙ».

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно постройте предложение – 5 баллов):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

Ведущий: Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня встретились – это всего лишь капля в огромном и многообразном мире слов. Как он ёмок, многообразен! И какая великая сила в нём заключена!

Помните: слово ранит, но оно и исцеляет. Давайте же будем думать, прежде чем употреблять эти меткие, многозначные слова нашего языка.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И злости ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком. Пусть любя,

Подумай, как бы не ударить.

Того, кто слушает тебя.







Ответы:

1. Конкурс «Эрудит».

1) сосна-шишка; 2) вода-сахар.

2. Конкурс «Фонетический»

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.

3. Конкурс «Загадочный»

1) прилагательное; 2) спряжение

4. Конкурс «Лексический»

(Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Лебединая песня. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Синяя птица)

5. Конкурс «Стильный»

1) надела шубу

2) пять килограммов бананов

3) врач

4) ужасно – это лишнее

5) индианки – кореянки

6) их, потрясающие

7) отсюда

8) оплаченный

9) пересилил, преодолел чувство страха

10) заболела

11) внука восьми лет

12) этажерку с четырьмя ножками



6. Конкурс «Народная мудрость».

1) здоровый дух;

2) карман шире;

3) у страха;

4) в мышеловке;

5) погоды;

6) середина;

7) кашу – «сапоги каши просят».

8. Конкурс «Синтаксический».

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.

Выделить:

приставку в слове ПОДБЕЖАЛ

корень в слове СНЕЖИНКА,

суффикс в слове ЛЕСНИК,

окончание в слове УЧЕНИКИ



Выделить:

корень в слове МОЛОДОЙ,

суффикс в слове ПАЛЬЦЫ,

окончание в слове ТРАВЫ





1. Отделите плод от растения:

СОШИСНШАКА



1. Растворите белое в прозрачном:

СВОАДХАРА



2. Конкурс «Загадочный». Найдите способ прочитать шарады (5 баллов)

Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природасуффиксы от слова обязательный, окончание от слова великоето получим слово, обозначающее признак предмета.



Возьмите приставку от слова сдачакорень от слова пряжасуффикс и окончание от слова, растениеКакой термин у вас получился?







2. Конкурс «Загадочный». Найдите способ прочитать шарады (5 баллов)

Если взять корень от слова полагать, приставку от слова природасуффиксы от слова обязательный, окончание от слова великоето получим слово, обозначающее признак предмета.



Возьмите приставку от слова сдачакорень от слова пряжасуффикс и окончание от слова, растениеКакой термин у вас получился?





4. Конкурс «Лексический». Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. За каждый фразеологизм и объяснение их значения - 1 балл. Перед вами чистые листы бумаги и ручки, которыми вы можете воспользоваться.

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

5.__________________________________

6.___________________________________

7.___________________________________

8.____________________________________

9.____________________________________

10.____________________________________



4. Конкурс «Лексический». Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира. За каждый фразеологизм и объяснение их значения - 1 балл. Перед вами чистые листы бумаги и ручки, которыми вы можете воспользоваться.

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

4._________________________________

5.__________________________________

6.___________________________________

7.___________________________________

8.____________________________________

4. Конкурс «Стильный». Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. За каждое правильно исправленное предложение - 2 балла.

1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2. К праздничному столу купили пять кило банан.

3. Врачиха выписала мне лекарство.

4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

5. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.

6. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные.

7. Отсюдова было хорошо видно море.

8. Я предъявил оплоченный чек.

9. Мальчик добился переселения чувства страха.

10. В школу я не пошла, так как была заболевши.





4. Конкурс «Стильный». Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль. За каждое правильно исправленное предложение - 2 балла.

1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

2. К праздничному столу купили пять кило банан.

3. Врачиха выписала мне лекарство.

4. Я познакомился с ужасно красивой девушкой.

5. В Индии живут индейки, а в Корее – корейки.

6. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды потрясные.

7. Отсюдова было хорошо видно море.

8. Я предъявил оплоченный чек.

9. Мальчик добился переселения чувства страха.

10. В школу я не пошла, так как была заболевши.



5. Конкурс «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ». (за правильный ответ 1 балл) Вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно, угадайте их. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.


1. Он здоровый, в здоровом теле________________
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире_________________
3. У него глаза велики_________
4. Только там бывает бесплатный сыр_______________
5. Ее ждут, сидя у моря________________
6. Эта часть предмета бывает золотой__________________
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? ____________________









5. Конкурс «НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ». (за правильный ответ 1 балл) Вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно, угадайте их. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.


1. Он здоровый, в здоровом теле________________
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире_________________
3. У него глаза велики_________
4. Только там бывает бесплатный сыр_______________
5. Ее ждут, сидя у моря________________
6. Эта часть предмета бывает золотой__________________
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? ____________________







6. Конкурс «СИНТАКСИЧЕСКИЙ».

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно постройте предложение – 5 баллов):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

_____________________________________________________________________________________________________________________



















6. Конкурс «СИНТАКСИЧЕСКИЙ».

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно постройте предложение – 5 баллов):

1.      Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.      Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.      Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.      Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.      Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.      Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

_____________________________________________________________________________________________________________________



















Оценочный лист

интеллектуальной игры «От мысли к слову»

между командами «Подснежники» и «Молодцы»


Команда:

конкурсы:

«ПОДСНЕЖНИКИ»

«МОЛОДЦЫ»

1. «Эрудит»




2. «Фонетический»




3. «Загадочный»




4. «Лексический»




5. «Стильный»




6. «Народная мудрость»




7. «Синтаксический»




Подведение итогов:










Оценочный лист

интеллектуальной игры «От мысли к слову»

между командами «Подснежники» и «Молодцы»


Команда:

конкурсы:

«ПОДСНЕЖНИКИ»

«МОЛОДЦЫ»

1. «Эрудит»




2. «Фонетический»




3. «Загадочный»




4. «Лексический»




5. «Стильный»




6. «Народная мудрость»




7. «Синтаксический»




Подведение итогов:




№ 1

Эрудит



№ 2

Загадочный

3

Лексический



4

Стильный

5

Народная мудрость

6

Синтаксический

Подснежники









Подснежники



Молодцы







Молодцы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!