СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "В гости к весне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "В гости к весне"»

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению для 2 класса на тему «В гости к Весне!»


Целевые установки урока (планируемые результаты):

Обобщить знания содержания прочитанных произведений; читать стихотворения выразительно; находить в стихотворении слова, которые помогают представить картины природы;

расширить у учащихся представления об изменениях живой и неживой природы весной, учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимать связь между живой и неживой природой,

- высказывать и аргументировать своё мнение.

- работать в парах и в группах.

- давать оценку своей работе и работе товарища;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Личностные результаты:

- понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

-умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

- высказывать и аргументировать своё мнение.

- умеют работать в парах и в группах.

- давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные результаты:

- ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, названия раннецветущих растений.

- учатся наблюдать за изменениями в природе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, а интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: «

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Читать - вдумчиво.

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!


2. Актуализация знаний детей.

Игра «Отвечай - не зевай!!»

- Сейчас я проверю вашу собранность, которая необходима сегодня нам на уроке

- Солнце светит или греет?

- Капуста - ягода или фрукт? (Овощ)

- Бабочка бегает или летает?

- На небе 2 луны или ни одной? (Одна)

- В огороде сеют репу или пшеницу? (Репу)

- У реки два берега или один?

- Сейчас весна или зима?

- У нас в посёлке море или пруд?


- Давайте вспомним, какой раздел по литературному чтению мы изучали?

(Люблю природу русскую. Весна)

- Произведения какого жанра были включены в эту тему? (стихи)

- Какие стихотворения каких авторов мы читали? (Тютчева, Бунина, Благининой, Плещеева, Блока, Мошковской, Васильева)

- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой всё разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Если слышите названия предмета живой природы – сигнализируйте зелёным цветом, неживой природы - жёлтым, а название предметов, сделанные руками человека, - красным.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация.

Учитель: Молодцы! Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…


Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…


Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

3. Сообщение темы урока.

- Кто же может сказать, какая тема нашего урока?

- Итак, мы идём в гости к весне. Точнее она идет к нам. Вы любите ходить в гости?

- Как вы думаете, а чем мы будем заниматься в гостях у весны? Ваши предположения (будем играть, узнавать что-то новое, поделимся своими знаниями, выполнять разные задания).

- Давайте определим цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему? А так же обобщить знания с темы «Люблю природу русскую. Весна».

- Зря время терять не будем, а отправимся в гости и проверим ваши предположения.

Представьте, что мы идём, и вдруг перед нами дверь – что нужно сделать? (постучаться – постучались). Дальше покажем себя вежливыми – поздороваться.

Здравствуй, матушка-весна, всем красна! (хором).

- Весна – прекрасное время года! Это пробуждение! Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением.

- С чем у вас ассоциируется весна? Что первое приходит на ум, когда вы слышите это слово? (Ответы детей)

Весну в своих произведениях воспевают по-своему художники, композиторы, поэты.

А знаете ли вы,  какой голос у весны? Сейчас я включу музыку польского композитора Фредерика Шопена «Весенний вальс». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас  в природе. Попробуйте представить себе, что вы попали в лес, или на речку, или на поляну. (Звучит музыка Фридерик Францишек Шопен  «Весенний вальс»)

Многие художники рисовали весенние пейзажи. У нас в классе открылась выставка рисунков талантливых художников, так весну изобразили вы.


Вот как представляет нам весну поэт С.Я. Маршак


Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.


(у детей есть распечатка этого стихотворения)

Кто больше найдёт признаков весны, которые назвал автор в своём стихотворении?


- Перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Работа в группах


1 группа – изменения в неживой природе

2 группа – изменения в живой природе (растения)

3 группа – изменения в живой природе (животные)


Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.


 Практическая работа в парах

В конвертах находятся картинки с явлениями природы весной. Ваша задача смоделировать картину весны, приклеивая картинки на лист бумаги в две колонки: живая природа и неживая.


- Какое стихотворение о весне мы учили наизусть?

(«Сельская песенка» Алексея Плещеева)

- Кто сможет рассказать?

- О какой птице упомянул автор? (О ласточке)

- Ласточка – это перелётная птица или зимующая?

- Почему птицы осенью улетают в тёплые края?

- Когда же они возвращаются обратно?

- Давайте посмотрим видео о перелётных птицах.

Видео о птицах.

- Какая польза от птиц?

- Как люди должны заботиться о птицах весной?


- Предлагаю прочитать стихотворение и озаглавить его. (Читают «Ледоход»)

- Как вы думаете, как автор назвал это стихотворение? (ответы детей) Ледоход.

- Что это такое? Прочитайте в учебнике на стр. 87 значение этого понятия.

- Опасно ли ходить по льду весной?


- У нас в классе есть свой, возможно начинающий писатель, Анатолий Мацко, который написал мини-рассказ о весне. Этот рассказ был опубликован в последнем номере школьного литературного издания «Золотое пёрышко».

(Читает рассказ).


- О каких цветах упомянул Анатолий в своем рассказе?

- Какие цветы появляются первыми весной? (ответы детей). Их называют первоцветами. Посмотрите на фото первоцветов.

- Почему они зацветают ранней весной?

- Откройте учебник на странице 86 и узнайте эту информацию.

Многие из первоцветов занесены в Красную книгу.

- Как уберечь первоцветы?

Физкультминутка

Игра «Да – нет». (Здоровьесберегающая технология, игровая технология)

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: нет, нет, нет! (поворот головы)

Говорила Катя Пете:

«Принеси ты мне букетик!

Я люблю цветы лесные,

Желтые и голубые!»

Это правильный совет?

Нет, нет, нет!

Если ты в лесу гуляешь,

Кусты и ветки не ломаешь.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

Как-то Марина просила у Светы:

«Ты назови мне все первоцветы».

«Ромашки, тюльпаны и васильки,

Лютики, кашки – вот эти цветы».

Правильный Света дала ей ответ?

Нет, нет, нет!

Если ты не рвёшь цветы,

Садишь первоцветы,

Наблюдай за ними ты

Береги при этом.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.


Работа в группах

- Незнайка написал рассказ о весне для журнала «Золотое пёрышко». Но там есть ошибки в содержании: ваша задача вместе их отыскать и исправить.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче. Дни становятся короче.
Повсюду снег. У деревьев начинается листопад. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Улетают в тёплые края на родину перелетные птицы. Ложатся в спячку некоторые звери. У них начинается линька .
Весной у людей много работы. Заготавливают на зиму сено домашним животным. В огородах сеют ранние культуры. В садах убирают урожай яблонь, груш. Все отмечают праздник Новый год.


- Какие праздники отмечаются весной? Какие стихи из выученного раздела были посвящены этим датам?

- В природе тоже существует праздничный день. 21 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие)



Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке.

Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 5 возле каждого предложения так, чтобы был правильный порядок).

Карточка

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.


Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе?

Вывод:

От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!


Рефлексия

Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

Я хочу у вас взять интервью.

- Понравился ли тебе урок? Чем?

- Что понравилось больше всего?

- Какое задание было сложным?

- Что нового ты узнал на уроке?

- Какие птицы прилетают весной?

- Что такое ледоход?

- А мне сегодня было интересно с вами работать. Я хочу сказать вам спасибо! Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете еще внимательнее относиться к природе.


- Оцените свою работу. Стикером обозначте своё настроение и отношение к уроку.

Молодцы! Похлопайте себе!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!