СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку и литературеИнтегрированный урок по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку и литературе»

Открытый урок

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ- БИОЛОГИИ- ЛИТЕРАТУРЕ

ЦЕЛИ: вызвать интерес к другим школьным предметам; научить пользоваться словарём; закрепить практические навыки устной и письменной речи.



ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, нетбук, словари иностранных слов, фонограмма песни «Не рвите цветы, не рвите» в исполнении Юрия Антонова.


ЭПИГРАФ: Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.


ХОД УРОКА

1. Слово учителя

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце , свобода и маленький цветок». Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное. Созерцание их совершенной и тонкой красоты смягчают душу человека и раскрывают лучшие грани человеческого характера.

Любовь к родной природе – это и любовь к Родине. Тот, кто любит природу, любит и Родину. Можно восхищаться видом каждого листочка, каждой росинки. Мир цветов таинственный и чудесный. Тысячи видов их украшают нашу планету. Мы должны осознать , что без цветов, лесов и зелени мы все обречены на вымирание. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, так как только в гармонии с природой возможно наше существование.

Сегодня я провожу необычный для вас урок. На этом уроке я хочу показать, как знания, полученные на уроке биологии, литературы могут пригодиться на уроке русского языка. На уроках литературы мы учимся не просто читать и понимать прочитанное, а стараемся вместе с автором почувствовать красоту описываемой природы.

В задание я включила тексты Михаила Пришвина. Пришвина называли тонким знатоком и ценителем природы. За умение слушать и понимать природу современники называли писателя кудесником. День за днём , год за годом записывал он голоса леса, воды, лета и осени.

Итак, работа в классе будет проходить по трём группам.


- Обратимся к эпиграфу урока. Что такое храм? А как вы понимаете выражение «храм науки», «храм природы» ? Почему мы говорим так?


ЗАДАНИЕ1. Расставить знаки препинания и составить схему.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»- говорил великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен.


«П»,- а.

Перестройте предложение, чтобы прямая речь стояла после слов автора.

А: «П».



ЗАДАНИЕ2.

ПЕРВЫЙ ЦВЕТОК


Думал, случайный листок шевельнул старый листок, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это зарябило, а это показался первый цветок.


- Найдите многозначное слово.

- Подберите эпитеты к слову цветок.

- Определите основную мысль, что хотел сказать автор?



УЧИТЕЛЬ

Автор выражает своё восхищение великолепной яркой красотой природы. Особенно милы ему первый цветок, первая бабочка, так как они появляются весной, а мы всегда с нетерпением ждём прихода весны. (показ слайда)

- Посмотрите, какие красивые, яркие цветы. А вы любите цветы? Вы сажаете их в своём саду? А как красиво бывает летом в нашем городе! Кругом зелёные газоны, клумбы с разноцветными цветами. А это труд многих людей. Нужно уважать и ценить чужой труд , беречь и сохранить красоту, которая нас окружает.


Задание3


РЕКИ ЦВЕТОВ

Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, не зря весной неслись мутные потоки».

- Найдите слова, состоящие из двух звуков.

- Чем здесь восхищается автор?




УЧИТЕЛЬ

-У писателя весенние мутные потоки ассоциируются с реками цветов. Мутные потоки- это весенние цветы, такие яркие, разнообразные, похожие на реки цветов.


Задание 4

РУЧЕЙ И ТРОПИНКА

Вытаяла возле бора тропинка сухая, рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепёку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьём на северном склоне среди хвойных деревьев лежит сибирский таёжный нетронутый лес. (показ слайда)

-Найдите слово, состоящее из двух корней.

- Какова основная мысль текста?



УЧИТЕЛЬ

Бегущие вместе ручей и тропинка вызывают умиление у писателя. Это для него родная знакомая картина природы. Здесь чувствуется уважение, гордость писателя к природе. А дальше- сибирский таёжный нетронутый лес. Это всё наше богатство- сибирский лес. Пришвин показывает величие, красоту Родины, родной природы.


ЗАДАНИЕ 4

Используя знания по биологии, продолжите предложения

ЛЕС- это…

РАСТЕНИЯ-это…

ПРИРОДА-это…


ЗАДАНИЕ 5. (по рядам)

Подберите правильные ответы к словам

Ботаника-…

Биосфера-…

Биология-…

Ответы: наука о растениях, живая оболочка земли, наука о живой природе.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


УЧИТЕЛЬ

Словарь- это наш верный помощник и друг. В нашем языке очень много заимствованных слов, значение которых трудно определить без словаря.

Какие словари дают толкование заимствованных слов, иноязычных терминов?

Кроме того,в словарях иностранных слов даётся указание на происхождение слова. Знания этимологии слова помогает не только лучше понять их значение, но и запомнить написание.

ЗАДАНИЕ 6

Используя словари, находящиеся на столе, дайте толкование и объясните происхождение слов. Приведите примеры, включающие корни био-, аква-, гео-.

Биология-…

Аквариум-…

Геология-…


ЗАДАНИЕ 7

Какие стили русского языка вы знаете?

(текст проецируется на экране)

Определите стиль текста. Подтвердите принадлежность текста к данному стилю. Какие термины здесь есть, характерные для научного стиля? (профессионализмы)


ЗАДАНИЕ8

Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

1 группа

жизн_деятельность

р_стение


и_парение

п_редвижение(питательных веществ)

клето(чн)ое строение


2 группа

Иску(сс)твенное (размножение растений)

Плодово(ягодные)

Отложение(запасов)

Роз_цветные

Фот_синтез


3 группа

Рож_

Лист_пад

Водор_сли

Почки разв_ваю(т,ть)ся


ЗАГАДКИ

1.красавица красноголовая, попробуешь на вкус- медовая(земляника)

2.на луну обижается, но солнцу улыбается (подсолнух)

3. в красном кувшине жёлтая пшеница (шиповник)


ЗАДАНИЕ 9

Работа со стихотворением

О каком значении растений сказано в этом стихотворении?

Перед растением мы голову склоняем

За то, что кислород даёт

И тень в горячий знойный день,

За красоту цветов, за буйство красок

И сочность сладостную созревающих плодов,

За то, что есть оно, за то, что жизнь даёт планете нашей.

УЧИТЕЛЬ

Растения – это основная пища для животных и человека; это-лекарственное сырьё; красота растительного мира радует нас , вдохновляет на творчество.

Послушаем фонограмму песни «Не рвите цветы, не рвите».

ОБОБЩЕНИЕ

Ребята! Часто, отдыхая летом на природе, гуляя по лугу, мы ненароком срываем цветы, а потом выбрасываем. Но стоит задуматься над тем , что мы не только лишаем их жизни, но и лишаем возможности других созерцать их, радоваться яркой красотой луговых цветов.

Вы в своих сочинениях о летнем отдыхе писали, что часто выезжали отдыхать на природу. Скажите, удавалось ли вам найти чистое без мусора местечко для отдыха? Что нас окружает на природе? Пластиковые бутылки, пакеты, бумажки. Представьте себе, если каждый отдыхающий оставит после себя кучу мусора, во что превратиться вся окружающая нас зона отдыха через 15-20 лет?

Что нужно сделать, чтобы этого не случилось, как помочь природе оставаться чистой?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- понравился вам урок, ребята?

-что именно понравилось?

-что нового вы узнали сегодня, какие выводы для себя сделали?

Выставление оценок (отметить учащихся, которые активно работали )


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Написать мини-сочинение на тему: «Люби и охраняй природу».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!