ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
«Не дать погаснуть живому огню»
(повторение и обобщение знаний учащихся по теме: «Местоимение»
на основе рассказа
Е.И.Носова «Живое пламя» )
Учитель: Глазунова А.Н.
И осторожно ходит по земле Босая память-маленькая женщина… Е. Исаев «Суд памяти»
Его безмолвие как будто
Хранят последние салюты!
М.Карим – «Отчий дом»
МИР
Е. И. НОСОВА
Село Толмачёво
1
1 января 1925 год – дата рождения Евгения Носова.
Город Артемовск
1927 год – семья Носова переезжает на Украину.
Город Курск
1929 год - возвращаются в город Курск .
1943 год – Евгений Носов уходит на фронт.
Н агражден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".
8 февраля 1945 год -написал рассказ «Красное вино победы».
1949 - 1951 год - работа ет художником-ретушером в газете «Семиреченская правда» в городе Талды-Курган.
1957 год - опубликован п ервый рассказ Е. Носова «Радуга» .
«Живое пламя»
«Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю дорогу, - признавался своим читателям Евгений Иванович. – Будут и непроходимые вязкие места, скрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе…».
1958 год - напечатана первая книга Е.Носова «На рыбачьей тропе»
1961 год - издана книга в Москве «Тридцать зерен» .
1977 год - напечатана главная книга Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» .
200 1 год – Е . Носов удостоен литературной премии Александра Солженицына.
Звания и награды
- Герой Социалистического Труда ( 1990 ).
- Награждён Орденами Ленина ( 1984 , 1990) и
Отечественной войны , медалями.
- Государственная премия РСФСР ( 1975 )
- Премии журнала «НС» ( 1973 )
- Премия « Литературной газеты » ( 1988 )
- Премия газеты « Правда » (1990)
- Премия им. М. Шолохова ( 1996 )
- Премия журнала « Юность » ( 1997 )
- Премия «Москва — Пенне» (1998)
- Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000)
- премия Александра Солженицына (2001) — «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
- Пенсия Президента РФ (с 1995).
13 июня 2002 год - у мер Евгений Носов в Курске .
В Курске прошло торжественное открытие памятника известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову.
« Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию ».
ОГНЕННАЯ ПАМЯТЬ ( идейно-художественный анализ текста)
1. О чём нам хочется говорить, прочитав рассказ – о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки, т.Оли или о памяти сердца?
2 В рассказе т.Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что нам даёт право сделать этот вывод?
3 В рассказе есть свой герой, сын т.Оли, Алексей, который погиб в бою, спикировав на своём самолёте на спину фашистского бомбардировщика. Кто же он, человек –герой? Что же мы о нем знаем? В какой семье он рос? Можно ли сказать, что т.Оля гордилась сыном и до войны?
4.Найдите и зачитайте слова т.Оли о судьбе мака и судьбе сына Алексея. Поясните, как вы понимаете образы:
- «буйно пламенеющего мака»
-берестяного короба
ИЗ СЛОВАРЯ
ЗАВАЛИНКА- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.
Сидеть на завалинке
ЧУЛАН- помещение в доме, служащее кладовой, клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Найти в чулане
4 Как заканчивает автор своё произведение? Почему т.Оля всю клумбу засевает маками?
… (Из)дали маки пох…дили на за(ж, жж)е(н, нн)ые факелы с живыми, весело полыхающ… на ветру языками пламени.
Легкий в…терок чуть кол…хал их, а со(?)нце пронизывало полупр..зрач(?)ные алые лепес(?)ки, отчего они то всп..хивали трепетно-ярким огнем, то нал..вались густым б..грянцем. К..залось, стоило подн..сти к ним руку, как тотчас отдернеш(?) ее, опалив пальц…
Маки сл..пили св..ей оз..рной обжигающей яркостью, и рядом (с)ними п..меркли, пот..скнели все эти парижские кр..савиц.., львиные зевы и прочая цв..точн.. .. ристократия…
ЗАДАНИЕ
1.Вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить .
ВЗАИМОПРОВЕРКА
… Издали маки похОдили на заЖЖеННЫе факелы с живыми, весело полыхающИМИ на ветру языками пламени.
Легкий вЕтерок чуть колЫхал их, а соЛнце пронизывало полупрОзрачные алые лепесТки, отчего они то вспЫхивали трепетно-ярким огнем, то налИвались густым бАгрянцем. КАзалось, стоило поднЕсти к ним руку, как тотчас отдернешЬ ее, опалив пальцЫ.
Маки слЕпили свОей озОрной обжигающей яркостью, и рядом С ними пОмеркли, потУскнели все эти парижские крАсавицЫ, львиные зевы и прочая цвЕточнАЯ Аристократия…
РАБОТА В ГРУППАХ
- ГРУППА1
- -найти личные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
- ГРУППА2
- -найти указательные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
- ГРУППА3
- -найти относительные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
- ГРУППА4
- -Местоимения каких разрядов не представлены в тексте? Приведите по 3 примера местоимений каждого разряда.
ТЕСТИРОВАНИЕ
А1 В каком примере НЕ пишется раздельно?
1.не(с)чем сравнить
2.(не)чем писать
3.(не)которые подробности
4.(не)кому сказать об этом
А2 Найдите неверное утверждение:
Отрицательные местоимения
1 образуются от вопросительных и относительных местоимений
2 склоняются
3 образуются при помощи приставки НИ
4 пишутся всегда слитно
А3 В каком примере НИ пишется слитно?
(Н…)что (н…)могло снять напряжения, и поэтому (н…)кто не мог уснуть.
1. 2,3 2. 1,2, 3 3. нет 4. 1,3
А4 Укажите ошибку в определении разряда местоимения.
1 какой-то --неопределенное
2 ничей --отрицательное
3 свой --возвратное
4 этот –указательное
А5 В каком случае нет грамматической ошибки?
1) Об той 3) скучаю по вам
2) С им 4) ихний сын
ПРОДОЛЖЕНИЕ
А6. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
1) Никакой 3) кто-то
2) Ничто 4) нисколько
А7. В каком примере пишется «НЕ»?
1) Н_ за что не спросят;
2) Н_ чего думать об этом;
3) Как Н_ в чём не бывало;
4) Н_ кому не говорил?
А8. Какое слово пишется через дефис?
1)(кое)(с)кем 3)(кое)кого
2)(ни)какого 4)(судо)ремонтный
А9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений:
1)Сколько-нибудь - неопределённое
2)Ваш – личное
3)Такой – указательного
4)Всякий – определительное
А10. Найдите неверной утверждение:
1.В неопределенных местоимениях приставка «НЕ» находиться под ударением и пишется слитно;
2.Неопределенные местоимения образуются от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов;
3.Неоперенные местоимения некто кого-то имеет форму именительного и винительного падежей;
4.Местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.
СИНТАКСИЧЕКСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
1[ …ТО + СУЩ. ] , (КАКОЕ…) – группа 1 (притяжательные)
2[ …ТОТ + СУЩ. ] , (ЧЕЙ -=) – группа 2 (неопределённые)
3[ …ТА + СУЩ. ] , (КОТОРАЯ…) – группа 3(возвратные)
4 Работа с этимологическим словарём. «История возникновения местоимения «ТОТ»
1
2
3
5
6
8
9
11
1
2
3
М
О
5
Й
6
8
9
11
1
2
С
3
М
О
Е
5
Й
Б
Я
6
8
9
11
1
2
3
С
М
В
О
Е
5
С
Й
Б
Я
Я
6
К
И
8
Й
9
11
1
2
С
3
М
В
К
О
Е
О
5
С
Б
Й
6
Я
Т
Я
К
О
И
Р
8
9
Й
Ы
Й
11
1
2
3
С
М
В
К
Е
О
5
О
Б
С
Й
Т
Я
Т
Я
6
К
О
О
8
Т
Р
И
Ы
Й
9
Й
11
1
2
3
С
М
К
В
О
Е
5
О
Б
С
Й
Т
Я
Я
6
Т
Н
О
О
К
Р
Т
И
8
И
Ы
Й
9
К
Й
Т
О
11
1
2
С
3
М
К
В
О
Е
5
О
Й
Б
С
Т
Т
6
Я
Я
С
Н
К
О
О
Т
А
8
Р
И
И
9
Ы
Й
К
М
Й
Т
Ы
О
Й
11
1
2
С
3
М
К
В
О
Е
5
О
Й
Б
С
Т
Я
Т
Я
6
К
О
С
О
Н
Т
И
Р
А
8
И
9
Й
Ы
Н
К
М
Й
Е
Т
Ы
Й
К
О
11
Т
О
1
2
3
С
М
К
В
О
Е
5
О
Б
С
Й
Т
Я
Я
6
Т
С
Н
О
О
К
8
Р
Т
И
А
И
Й
9
Ы
Н
К
М
Й
Е
Ы
Т
Й
О
К
Н
11
Т
А
О
Ш
1
2
С
3
М
К
В
О
Е
5
О
Й
Б
С
Т
Т
6
Я
Я
С
К
Н
О
О
А
Т
Р
8
И
И
9
Ы
Н
Й
М
К
Й
О
Ы
Т
Е
Н
11
Н
О
Й
К
А
Т
И
О
Ш
1
2
3
С
М
К
В
Е
О
О
5
Б
С
Й
Т
Я
Я
6
Т
С
О
Н
О
К
А
Р
8
Т
И
И
9
Ы
Н
Й
К
М
Й
О
Е
Т
Ы
Н
11
Й
О
К
Н
Т
Н
А
И
Ш
О
Е
Ч
Т
О
Домашнее задание
I. Определить роль местоимений в тексте:
«…Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежным горьковато-пряным ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно бархатные шляпки парижских красавиц. Было много других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы над всем этим пёстрым хороводом цветов и бабочек поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.»
II. Произвести морфологический разбор любых трёх местоимений из текста.
Спасибо за внимание