СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок русского языка и литературы (повторение по теме "Местоимение" на основе рассказа Н. Носова "Живое пламя")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к интегрированному уроку русского языка и литературы 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок русского языка и литературы (повторение по теме "Местоимение" на основе рассказа Н. Носова "Живое пламя")»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  «Не дать погаснуть живому огню» (повторение и обобщение знаний учащихся по теме: «Местоимение» на основе рассказа  Е.И.Носова «Живое пламя» )  Учитель: Глазунова А.Н.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

«Не дать погаснуть живому огню»

(повторение и обобщение знаний учащихся по теме: «Местоимение»

на основе рассказа

Е.И.Носова «Живое пламя» )

Учитель: Глазунова А.Н.

И осторожно ходит по земле  Босая память-маленькая женщина…  Е. Исаев «Суд памяти»    Его безмолвие как будто Хранят последние салюты! М.Карим – «Отчий дом»

И осторожно ходит по земле Босая память-маленькая женщина… Е. Исаев «Суд памяти»

Его безмолвие как будто

Хранят последние салюты!

М.Карим – «Отчий дом»

МИР Е. И. НОСОВА

МИР

Е. И. НОСОВА

Село Толмачёво 1 1 января 1925 год – дата рождения Евгения Носова.

Село Толмачёво

1

1 января 1925 год – дата рождения Евгения Носова.

Город Артемовск 1927 год – семья Носова переезжает на Украину.

Город Артемовск

1927 год – семья Носова переезжает на Украину.

Город Курск 1929 год - возвращаются в город Курск .

Город Курск

1929 год - возвращаются в город Курск .

1943 год – Евгений Носов уходит на фронт. Н агражден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями

1943 год – Евгений Носов уходит на фронт.

Н агражден орденами Красная Звезда и Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу" и "За победу над Германией".

8 февраля 1945 год  -написал рассказ «Красное вино победы». 

8 февраля 1945 год -написал рассказ «Красное вино победы». 

1949 - 1951 год - работа ет художником-ретушером в газете «Семиреченская правда» в городе Талды-Курган.

1949 - 1951 год - работа ет художником-ретушером в газете «Семиреченская правда» в городе Талды-Курган.

1957 год - опубликован п ервый рассказ Е. Носова «Радуга» .

1957 год - опубликован п ервый рассказ Е. Носова «Радуга» .

«Живое пламя» «Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю дорогу, - признавался своим читателям Евгений Иванович. – Будут и непроходимые вязкие места, скрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе…».

«Живое пламя»

«Писать книгу – все равно, что отправляться в дальнюю дорогу, - признавался своим читателям Евгений Иванович. – Будут и непроходимые вязкие места, скрытые туманом неясности и сомнений. Придется буксовать в непролазных фразах, блудить в сюжетной чащобе…».

1958 год - напечатана первая книга Е.Носова «На рыбачьей тропе»

1958 год - напечатана первая книга Е.Носова «На рыбачьей тропе»

1961 год - издана книга в Москве «Тридцать зерен» .

1961 год - издана книга в Москве «Тридцать зерен» .

1977 год -  напечатана главная книга Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» .

1977 год - напечатана главная книга Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» .

 200 1 год – Е . Носов удостоен литературной премии Александра Солженицына.  

200 1 год Е . Носов удостоен литературной премии Александра Солженицына.  

 Звания и награды Герой Социалистического Труда ( 1990 ). Награждён Орденами Ленина ( 1984 , 1990) и Отечественной войны , медалями. Государственная премия РСФСР ( 1975 ) Премии журнала «НС» ( 1973 ) Премия « Литературной газеты » ( 1988 ) Премия газеты « Правда » (1990)

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда ( 1990 ).
  • Награждён Орденами Ленина ( 1984 , 1990) и

Отечественной войны , медалями.

  • Государственная премия РСФСР ( 1975 )
  • Премии журнала «НС» ( 1973 )
  • Премия « Литературной газеты » ( 1988 )
  • Премия газеты « Правда » (1990)

Премия им. М. Шолохова ( 1996 ) Премия журнала « Юность » ( 1997 ) Премия «Москва — Пенне» (1998) Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000) премия Александра Солженицына (2001) — «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов» Пенсия Президента РФ (с 1995).
  • Премия им. М. Шолохова ( 1996 )
  • Премия журнала « Юность » ( 1997 )
  • Премия «Москва — Пенне» (1998)
  • Премия им. А. Платонова «Умное сердце» (2000)
  • премия Александра Солженицына (2001) — «...чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов»
  • Пенсия Президента РФ (с 1995).

13 июня 2002 год - у мер Евгений Носов в Курске .

13 июня 2002 год - у мер Евгений Носов в Курске .

             В Курске прошло торжественное открытие памятника известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову.

       

    В Курске прошло торжественное открытие памятника известному курскому писателю Евгению Ивановичу Носову.

« Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию ».

« Моей неизменной темой по-прежнему остается жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе и ко всему современному бытию ».

ОГНЕННАЯ ПАМЯТЬ  ( идейно-художественный анализ текста) 1. О чём нам хочется говорить, прочитав рассказ – о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки, т.Оли или о памяти сердца?

ОГНЕННАЯ ПАМЯТЬ ( идейно-художественный анализ текста)

1. О чём нам хочется говорить, прочитав рассказ – о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки, т.Оли или о памяти сердца?

2  В рассказе т.Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что нам даёт право сделать этот вывод?

2 В рассказе т.Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаённая печаль переполняет эту женщину. Что нам даёт право сделать этот вывод?

3  В рассказе есть свой герой, сын т.Оли, Алексей, который погиб в бою, спикировав на своём самолёте на спину фашистского бомбардировщика. Кто же он, человек –герой? Что же мы о нем знаем? В какой семье он рос? Можно ли сказать, что т.Оля гордилась сыном и до войны?

3 В рассказе есть свой герой, сын т.Оли, Алексей, который погиб в бою, спикировав на своём самолёте на спину фашистского бомбардировщика. Кто же он, человек –герой? Что же мы о нем знаем? В какой семье он рос? Можно ли сказать, что т.Оля гордилась сыном и до войны?

4.Найдите и зачитайте слова т.Оли о судьбе мака и судьбе сына Алексея. Поясните, как вы понимаете образы:  - «буйно пламенеющего мака»  -берестяного короба

4.Найдите и зачитайте слова т.Оли о судьбе мака и судьбе сына Алексея. Поясните, как вы понимаете образы:

- «буйно пламенеющего мака»

-берестяного короба

ИЗ СЛОВАРЯ ЗАВАЛИНКА- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы. Сидеть на завалинке ЧУЛАН- помещение в доме, служащее кладовой, клеть или часть сеней в крестьянской избе. Найти в чулане

ИЗ СЛОВАРЯ

ЗАВАЛИНКА- земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Сидеть на завалинке

ЧУЛАН- помещение в доме, служащее кладовой, клеть или часть сеней в крестьянской избе.

Найти в чулане

4 Как заканчивает автор своё произведение? Почему т.Оля всю клумбу засевает маками?

4 Как заканчивает автор своё произведение? Почему т.Оля всю клумбу засевает маками?

  … (Из)дали маки пох…дили на за(ж, жж)е(н, нн)ые факелы с живыми, весело полыхающ… на ветру языками пламени.    Легкий в…терок чуть кол…хал их, а со(?)нце пронизывало полупр..зрач(?)ные алые лепес(?)ки, отчего они то всп..хивали трепетно-ярким огнем, то нал..вались густым б..грянцем. К..залось, стоило подн..сти к ним руку, как тотчас отдернеш(?) ее, опалив пальц…   Маки сл..пили св..ей оз..рной обжигающей яркостью, и рядом (с)ними п..меркли, пот..скнели все эти парижские кр..савиц.., львиные зевы и прочая цв..точн.. .. ристократия…  ЗАДАНИЕ   1.Вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить .

… (Из)дали маки пох…дили на за(ж, жж)е(н, нн)ые факелы с живыми, весело полыхающ… на ветру языками пламени.

Легкий в…терок чуть кол…хал их, а со(?)нце пронизывало полупр..зрач(?)ные алые лепес(?)ки, отчего они то всп..хивали трепетно-ярким огнем, то нал..вались густым б..грянцем. К..залось, стоило подн..сти к ним руку, как тотчас отдернеш(?) ее, опалив пальц…

Маки сл..пили св..ей оз..рной обжигающей яркостью, и рядом (с)ними п..меркли, пот..скнели все эти парижские кр..савиц.., львиные зевы и прочая цв..точн.. .. ристократия…

ЗАДАНИЕ

1.Вставить пропущенные орфограммы, графически их обозначить .

ВЗАИМОПРОВЕРКА   … Издали маки похОдили на заЖЖеННЫе факелы с живыми, весело полыхающИМИ на ветру языками пламени.    Легкий вЕтерок чуть колЫхал их, а соЛнце пронизывало полупрОзрачные алые лепесТки, отчего они то вспЫхивали трепетно-ярким огнем, то налИвались густым бАгрянцем. КАзалось, стоило поднЕсти к ним руку, как тотчас отдернешЬ ее, опалив пальцЫ.    Маки слЕпили свОей озОрной обжигающей яркостью, и рядом С ними пОмеркли, потУскнели все эти парижские крАсавицЫ, львиные зевы и прочая цвЕточнАЯ Аристократия…

ВЗАИМОПРОВЕРКА

… Издали маки похОдили на заЖЖеННЫе факелы с живыми, весело полыхающИМИ на ветру языками пламени.

Легкий вЕтерок чуть колЫхал их, а соЛнце пронизывало полупрОзрачные алые лепесТки, отчего они то вспЫхивали трепетно-ярким огнем, то налИвались густым бАгрянцем. КАзалось, стоило поднЕсти к ним руку, как тотчас отдернешЬ ее, опалив пальцЫ.

Маки слЕпили свОей озОрной обжигающей яркостью, и рядом С ними пОмеркли, потУскнели все эти парижские крАсавицЫ, львиные зевы и прочая цвЕточнАЯ Аристократия…

РАБОТА В ГРУППАХ   ГРУППА1 -найти личные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА2 -найти указательные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА3 -найти относительные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию. ГРУППА4 -Местоимения каких разрядов не представлены в тексте? Приведите по 3 примера местоимений каждого разряда.

РАБОТА В ГРУППАХ

  • ГРУППА1
  • -найти личные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
  • ГРУППА2
  • -найти указательные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
  • ГРУППА3
  • -найти относительные местоимения, указать их грамматические категории, определить синтаксическую функцию.
  • ГРУППА4
  • -Местоимения каких разрядов не представлены в тексте? Приведите по 3 примера местоимений каждого разряда.

ТЕСТИРОВАНИЕ   А1 В каком примере НЕ пишется раздельно?  1.не(с)чем сравнить  2.(не)чем писать  3.(не)которые подробности  4.(не)кому сказать об этом  А2 Найдите неверное утверждение:  Отрицательные местоимения  1 образуются от вопросительных и относительных местоимений  2 склоняются  3 образуются при помощи приставки НИ  4 пишутся всегда слитно   А3 В каком примере НИ пишется слитно?  (Н…)что (н…)могло снять напряжения, и поэтому (н…)кто не мог уснуть.  1. 2,3 2. 1,2, 3 3. нет 4. 1,3  А4 Укажите ошибку в определении разряда местоимения.  1 какой-то --неопределенное  2 ничей --отрицательное  3 свой --возвратное  4 этот –указательное  А5 В каком случае нет грамматической ошибки? 1)  Об той    3) скучаю по вам 2)  С им     4) ихний сын

ТЕСТИРОВАНИЕ

А1 В каком примере НЕ пишется раздельно?

1.не(с)чем сравнить

2.(не)чем писать

3.(не)которые подробности

4.(не)кому сказать об этом

А2 Найдите неверное утверждение:

Отрицательные местоимения

1 образуются от вопросительных и относительных местоимений

2 склоняются

3 образуются при помощи приставки НИ

4 пишутся всегда слитно

А3 В каком примере НИ пишется слитно?

(Н…)что (н…)могло снять напряжения, и поэтому (н…)кто не мог уснуть.

1. 2,3 2. 1,2, 3 3. нет 4. 1,3

А4 Укажите ошибку в определении разряда местоимения.

1 какой-то --неопределенное

2 ничей --отрицательное

3 свой --возвратное

4 этот –указательное

А5 В каком случае нет грамматической ошибки?

1) Об той 3) скучаю по вам

2) С им 4) ихний сын

ПРОДОЛЖЕНИЕ А6. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений. 1)  Никакой    3) кто-то 2)  Ничто    4) нисколько А7. В каком примере пишется «НЕ»? 1)  Н_ за что не спросят; 2)  Н_ чего думать об этом; 3)  Как Н_ в чём не бывало; 4)  Н_ кому не говорил? А8. Какое слово пишется через дефис? 1)(кое)(с)кем   3)(кое)кого 2)(ни)какого   4)(судо)ремонтный А9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений: 1)Сколько-нибудь - неопределённое 2)Ваш – личное 3)Такой – указательного 4)Всякий – определительное А10. Найдите неверной утверждение: 1.В неопределенных местоимениях приставка «НЕ» находиться под ударением и пишется слитно; 2.Неопределенные местоимения образуются от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов; 3.Неоперенные местоимения некто кого-то имеет форму именительного и винительного падежей; 4.Местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

А6. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

1) Никакой 3) кто-то

2) Ничто 4) нисколько

А7. В каком примере пишется «НЕ»?

1) Н_ за что не спросят;

2) Н_ чего думать об этом;

3) Как Н_ в чём не бывало;

4) Н_ кому не говорил?

А8. Какое слово пишется через дефис?

1)(кое)(с)кем 3)(кое)кого

2)(ни)какого 4)(судо)ремонтный

А9. Укажите ошибку в определении разряда местоимений:

1)Сколько-нибудь - неопределённое

2)Ваш – личное

3)Такой – указательного

4)Всякий – определительное

А10. Найдите неверной утверждение:

1.В неопределенных местоимениях приставка «НЕ» находиться под ударением и пишется слитно;

2.Неопределенные местоимения образуются от вопросительных и относительных местоимений с помощью приставок или суффиксов;

3.Неоперенные местоимения некто кого-то имеет форму именительного и винительного падежей;

4.Местоимения с суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.

СИНТАКСИЧЕКСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 1[ …ТО + СУЩ. ] , (КАКОЕ…) – группа 1 (притяжательные) 2[ …ТОТ + СУЩ. ] , (ЧЕЙ -=) – группа 2 (неопределённые) 3[ …ТА + СУЩ. ] , (КОТОРАЯ…) – группа 3(возвратные) 4 Работа с этимологическим словарём. «История возникновения местоимения «ТОТ»

СИНТАКСИЧЕКСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

1[ …ТО + СУЩ. ] , (КАКОЕ…) – группа 1 (притяжательные)

2[ …ТОТ + СУЩ. ] , (ЧЕЙ -=) – группа 2 (неопределённые)

3[ …ТА + СУЩ. ] , (КОТОРАЯ…) – группа 3(возвратные)

4 Работа с этимологическим словарём. «История возникновения местоимения «ТОТ»

1 2 3 5 6 8 9 11

1

2

3

5

6

8

9

11

1 2 3 М О 5 Й 6 8 9 11

1

2

3

М

О

5

Й

6

8

9

11

1 2 С 3 М О Е 5 Й Б Я 6 8 9 11

1

2

С

3

М

О

Е

5

Й

Б

Я

6

8

9

11

1 2 3 С М В О Е 5 С Й Б Я Я 6 К И 8 Й 9 11

1

2

3

С

М

В

О

Е

5

С

Й

Б

Я

Я

6

К

И

8

Й

9

11

1 2 С 3 М В К О Е О 5 С Б Й 6 Я Т Я К О И Р 8 9 Й Ы Й 11

1

2

С

3

М

В

К

О

Е

О

5

С

Б

Й

6

Я

Т

Я

К

О

И

Р

8

9

Й

Ы

Й

11

1 2 3 С М В К Е О 5 О Б С Й Т Я Т Я 6 К О О 8 Т Р И Ы Й 9 Й 11

1

2

3

С

М

В

К

Е

О

5

О

Б

С

Й

Т

Я

Т

Я

6

К

О

О

8

Т

Р

И

Ы

Й

9

Й

11

1 2 3 С М К В О Е 5 О Б С Й Т Я Я 6 Т Н О О К Р Т И 8 И Ы Й 9 К Й Т О 11

1

2

3

С

М

К

В

О

Е

5

О

Б

С

Й

Т

Я

Я

6

Т

Н

О

О

К

Р

Т

И

8

И

Ы

Й

9

К

Й

Т

О

11

1 2 С 3 М К В О Е 5 О Й Б С Т Т 6 Я Я С Н К О О Т А 8 Р И И 9 Ы Й К М Й Т Ы О Й 11

1

2

С

3

М

К

В

О

Е

5

О

Й

Б

С

Т

Т

6

Я

Я

С

Н

К

О

О

Т

А

8

Р

И

И

9

Ы

Й

К

М

Й

Т

Ы

О

Й

11

1 2 С 3 М К В О Е 5 О Й Б С Т Я Т Я 6 К О С О Н Т И Р А 8 И 9 Й Ы Н К М Й Е Т Ы Й К О 11 Т О

1

2

С

3

М

К

В

О

Е

5

О

Й

Б

С

Т

Я

Т

Я

6

К

О

С

О

Н

Т

И

Р

А

8

И

9

Й

Ы

Н

К

М

Й

Е

Т

Ы

Й

К

О

11

Т

О

1 2 3 С М К В О Е 5 О Б С Й Т Я Я 6 Т С Н О О К 8 Р Т И А И Й 9 Ы Н К М Й Е Ы Т Й О К Н 11 Т А О Ш

1

2

3

С

М

К

В

О

Е

5

О

Б

С

Й

Т

Я

Я

6

Т

С

Н

О

О

К

8

Р

Т

И

А

И

Й

9

Ы

Н

К

М

Й

Е

Ы

Т

Й

О

К

Н

11

Т

А

О

Ш

1 2 С 3 М К В О Е 5 О Й Б С Т Т 6 Я Я С К Н О О А Т Р 8 И И 9 Ы Н Й М К Й О Ы Т Е Н 11 Н О Й К А Т И О Ш

1

2

С

3

М

К

В

О

Е

5

О

Й

Б

С

Т

Т

6

Я

Я

С

К

Н

О

О

А

Т

Р

8

И

И

9

Ы

Н

Й

М

К

Й

О

Ы

Т

Е

Н

11

Н

О

Й

К

А

Т

И

О

Ш

1 2 3 С М К В Е О О 5 Б С Й Т Я Я 6 Т С О Н О К А Р 8 Т И И 9 Ы Н Й К М Й О Е Т Ы Н 11 Й О К Н Т Н А И Ш О Е Ч Т О

1

2

3

С

М

К

В

Е

О

О

5

Б

С

Й

Т

Я

Я

6

Т

С

О

Н

О

К

А

Р

8

Т

И

И

9

Ы

Н

Й

К

М

Й

О

Е

Т

Ы

Н

11

Й

О

К

Н

Т

Н

А

И

Ш

О

Е

Ч

Т

О

Домашнее задание  I. Определить роль местоимений в тексте:    «…Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежным горьковато-пряным ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно бархатные шляпки парижских красавиц. Было много других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы над всем этим пёстрым хороводом цветов и бабочек поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.»  II. Произвести морфологический разбор любых трёх местоимений из текста.

Домашнее задание

I. Определить роль местоимений в тексте:

«…Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковёр. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежным горьковато-пряным ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки жёлто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно бархатные шляпки парижских красавиц. Было много других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы над всем этим пёстрым хороводом цветов и бабочек поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.»

II. Произвести морфологический разбор любых трёх местоимений из текста.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!