СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по Обществознанию и Русской литературе в 9 классе по теме "Социальные роли и статусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок  представляет из себя интегрированный  урок Обществознания и литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по Обществознанию и Русской литературе в 9 классе по теме "Социальные роли и статусы"»

Интегрированный урок обществознания и литературы.

Обществознание 9 класс.

Учителя: Казаков Айдар Гарунович, учитель истории и обществознания

Казакова Венера Гаруновна, учитель русского языка и литературы

Тема урока: Социальные статусы и роли.

Цель: познакомить со способами связи и взаимодействия индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль); характеризовать социальные статусы и роли.

Планируемые результаты: Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; описывать основные социальные роли старших подростков.

 Метапредметные УУД :1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; 4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений через призму русской литературы.           

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас непростой, а интегрированный урок обществознания и литературы. Вести урок будут я и учитель русского языка и литературы К.В.Г.Надеюсь что мы с Вами сработаемся и выполним все задания

II. Актуализация знаний по теме «Социальная структура общества».

Игра «Согласен - не согласен» (технология отработки заданий ОГЭ по обществознанию «Задания на установление истинности двух суждений»)

Ход игры: на столах у каждого ученика лежат две сигнальные карточки (красная – суждение неверно), зелёная – суждение верно). Утверждения:

  1. Социальная структура общества – совокупность социальных общностей и систему взаимосвязей и отношений между ними. (да)

  2. Синонимом слову «маргинальность» является «социальное дно», «дурное общество» (потеря своей позиции, места в обществе (да)

  3. Социальная группа –объединение людей, выделенных по профессии, месту жительства. (да)

  4. В произведении Короленко «Дети подземелья» описывается социальное дно общества (да)

  5. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той и той же страты. (нет)

  6. Главный герой повести «Дети подземелья» Вася сын судьи, помогает обездоленным (да)

  7. В малых социальных группах личные контакты между всеми членами группы невозможны (да)

  8. Повесть учит милосердию. Синонимом слова «милосердие»является «гуманизм»(да)

Оценка ответов учащихся:

 - Кто ни разу не ошибся?

 - У кого была 1 ошибка?

 - эти дети могут поставить себе «5» за домашнее задание.

 - У кого было 2 ошибки? (ставим отметку «4»)

 - У кого было 3 ошибки? (ставим отметку «3»)

III. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Прочитайте вслух высказывание В.Шекспира. Какова может быть тема нашего урока? Поставьте перед собой цель урока?

 - Запишите тему урока «Социальные статусы и роли» (слайд1)

III Изучение нового материала.

-К.А.Г.: Слово дается учителю русского языка

К.В.Г:Давайте ребята вспомним какие стили речи существуют в русском языке?

Примерные ответы: (Имеются 5 главных стилей речи:  научный, публицистический, официально-деловой, художественный, разговорный

Прочитайте текст про себя и определите к какому стилю речи относится данный текст?

Примерный ответ: (Данный текст относится к научному стилю речи)

Где употребляется этот стиль?

Примерный ответ: (Он употребляется в учебниках истории и обществознания, в статьях ученых)

Ответы на вопросы:

  1. Составьте (устно) план текста?

  2. Какие виды социальных статусов упомянуты в тексте?

  3. Какие роли вы выполняете в обществе? Назовите любые две роли?

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место» (Технология отработки задания ОГЭ «Установление соответствия»).

Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы:   брат, хирург, сын, итальянец,  режиссер, президент компании,  бродяга.

Вы должны найти предписанный и достигаемый статус:

Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец.

Достигаемый статус: хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.

Работа учителя русского языка и литературы

К.В.Г. Прочитайте текст стихотворения «Анчар» вслух

  1. Какие социальные роли имеются в данном стихотворении?

  2. С чем сравнивает Пушкин дерево ?

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом:

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принес — и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Работа учителя истории и обществознания К.А.Г.

1. С чем сравнивает Пушкин тоталитаризм (самодержавие в Николаевской России)?

2. Какие признаки тоталитаризма Вы знаете?

3. Как вы думаете способствует ли тоталитаризм к изменению статуса личности в обществе?

Работа учителя русского языка и литературыПрочитайте отрывок из рассказа М.А.Булгакова. «Солдата выкапывают. Суд. Позор. Я – причина смерти. И вот я уже не врач, а несчастный, выброшенный за борт человек, вернее, бывший человек.»

  1. Определите каким путем может человек лишиться своего места в обществе?

Работа учителя русского языка и литературы К.В.Г.

Прочитайте отрывок из комедии «Горе от ума»

  1. Какие роли выполняют главные герои Лиза и Фамусов?

  2. Какие из этих ролей являются приобретенными, какие прирожденными?

Лиза и Фамусов

Лиза

Ах! барин!

Фамусов

Барин, да.

(Останавливает часовую музыку.)

Ведь экая шалунья ты девчонка.
Не мог придумать я, что это за беда!
То флейта слышится, то будто фортопьяно;
Для Софьи слишком было б рано?..

Лиза

Нет, сударь, я... лишь невзначай...

Лиза

Пустите, ветренники сами,
Опомнитесь, вы старики...

Работа учителя истории и обществознания

К.А.Г.

«После бала»

  1. Какие роли выполняют главные герои?

  2. Какие из них являются приобретенными, какие прирожденными?

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат.

— Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь?

И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

К.А.Г. Большую роль в формировании социального статуса играют понятия: их объяснение имеется в тексте Что такое «престиж» и «авторитет».

 К.В.Г.- Составьте словосочетания с прилагательными «престижный» и «авторитетный».

Престижное место, престижная профессия, престижный автомобиль, престижный курорт.

Авторитетный руководитель, авторитетный депутат, авторитетный учитель.

Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.

 - Может неавторитетный человек занимать престижное место?

 - Может авторитетный человек занимать непрестижное место?

К.А.Г.

Задание «Престижно или авторитетно?» 

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой  области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) оказывать влияние на принятие важных политических решений?

4.Социальная роль

У вас у всех, ребята, есть статус ученика школы, он дает вам возможность получить достоверные знания.

Проблема: Что определяет статус человека? (возраст, происхождение, профессия, образование, пол)

Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает?

1.      Социальный статус, приобретаемый собственными усилиями человека, называют

1)      прирожденный

2)      предписанный

3)      приписываемый

4)      достигаемый

2.      Иван имеет статус ученика 8 класса, он посещает школу и выполняет домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?

1)      социальное положение

2)      социальная роль

3)      социальная норма

4)      социализация

 Какие из перечисленных статусов можно отнести к предписанным?

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

          1) татарин

          2) мулла

          3) принц

          4) мужчина

4.Какая социальная роль характерна для подростка и для взрослого

 Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)      пользователь мобильной связи

2)      избиратель

3)      работник завода

4)      ученик школы

 5.      Верны ли следующие суждения:

А. При  рождении человек приобретает все свои социальные роли

Б. Общество предъявляет человеку ролевые требования?

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

(Слайд ) Проверь себя!

1-4

 2-2

3-1,3,4

4-1

5- 2

 Рефлексия:

Я чувствовал себя на уроке:

Материал мне был понятен:

Я усвоил основные понятия:

Я выполнял задания:

(слайд 10) Домашнее задание: задание в тетради: Написать план и пересказ текста, примеры из жизни из газет и телесериалов.

ПРАКТИКУМ: определите свой статусный набор

Предписанный

Мои статусы

Достигаемый

1.

2.

3.

4.


1.

2.

3.

4.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!