СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок – как средство реализации деятельностного подхода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить интерес к предмету, методом комбинирования и интегрирования нескольких предметов.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок – как средство реализации деятельностного подхода.»





Интегрированный урок – как средство реализации деятельностного подхода.









Выполнила: Скворцова Ольга Павловна, учитель биологии, географии высшей категории

МАОУ «Адаптивная школа-интернат «Территория возможностей» г. Перми





































Содержание

Введение 3

1.Что такое интегрированный урок? 3

2.Цели и задачи интегрированного обучения 4

3.Преимущества интегрированного обучения 5

4.Значение интегрированного урока 6

5.Разработка интегрированного урока по географии и математике 7

Заключение 20

Литература 21



























Введение

Сегодня стало понятно, что закрытая от общества школа, как и само закрытое общество, не способны к развитию. В решении такой крупной социальной задачи, как выход из состояния закрытого общества, интеграция российского образования в международное образовательное пространство, наша страна прошла трудный и неоднозначный путь. Сохраняя свою самобытность, свои лучшие традиции, российское образование должно в полной мере учесть мировые образовательные тенденции. Данное обстоятельство имеет непосредственное отношение и к каждому учителю: "закрытый" в рамках своего предмета, своей школы, региона и страны учитель достаточно быстро останавливается в своём профессиональном развитии, становится неинтересным сначала для собственных учеников, а затем и для общества в целом.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес обучающихся к учебе. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль отводится интегрированным урокам. Проблема интеграции по - прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения.

Деятельностный подход является основой интеграции знаний.

Мечта каждого учителя - воспитать ребенка знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.


1.Что такое интегрированный урок?

В условиях современного реформирования школы актуальным и перспективным направлением в развитии образования является интеграция. Использование интеграции способствует устойчивому интересу обучающихся к изучаемым предметам. Она помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.

Основной формой реализации содержания образования является урок. Что такое интегрированный урок?     

В словаре Ушакова «интеграция» трактуется, как объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. [1]

Понятие "Интеграция" происходит от латинского integer -цельный, что подразумевает восстановление некоего единого образовательного пространства, в данном случае - пространства предметов изучаемых в школе. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожигова: "интегрировать - объединять в единое целое". Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира. Интегрированный урок - достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки, она активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает им возможность учиться самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, широко использовать образовательные ресурсы Интернет.

Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет. В учебном процессе понятие интеграции различными исследователями трактуется по-разному: С.И. Архангельский обращает внимание на взаимосвязанность содержания, методов и видов обучения; [2] Г.И. Батурина понимает под интеграцией создание целостного учебно-воспитательного процесса и научно-обоснованной системы целенаправленного управления процессом формирования личности;[3] О.И. Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира; [3] И.Д. Зверев за основополагающий признак интеграции принимает целостность системы обучения; [ 3] В. Р. Ильченко утверждает, что интеграция знаний является необходимым условием формирования природоведческих-научного миропонимания учащихся и осуществляется на основе общих для всех предметов данного цикла фундаментальных закономерностей природы. [3 ]

В работе Кульневича С.В.,Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». [ 5]

Интеграция как цель обучения должна дать обучающемуся те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Итак, интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия обучающимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.


2.Цели и задачи интегрированного обучения:

Cоздание условий для развития мышления обучающихся на основе интеграции предметов,

повышение и развитие интереса к предметам.

Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления.

Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К ребёнку - участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

Умение находить и использовать информацию, используя различные источники.

Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

3.Преимущества интегрированного обучения:

1.   Интегрированные уроки развивают потенциал самих обучающихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

3.  Использование различных видов работы поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

4.  Интегрированные уроки снимают утомляемость, перенапряжение ребёнка за счет переключений на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.

5.  Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражении,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей обучающихся.

6.  Основной акцент в интегрированном уроке приходится на развитие образного мышления. Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности обучающихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности детей, выявляется интерес к искусству в целом. Обучающиеся становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументировано её отстаивать.


4.Значение интегрированного урока.

Cамое главное - у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ребенку видеть богатство и разнообразие мира.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Oтсюда и безграмотность, и бедная речь. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ребенок должен почувствовать нужность на уроке и смог проявить свою активность, способности, интересы.

Возникла необходимость интегрирования таких предметов, биология, химия, физика, география, математика. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Особо актуальна интеграция на уроках окружающего мира. Она позволяет каждому ребенку воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении кругозора, прививают интерес к другим видам искусства. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Например, музыка может быть частью урока географии. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Школа призвана развивать творческие способности обучающихся, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Главное - интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные таким уроком. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать несколько учебных предметов в одном. Интеграция осуществляет сопоставление учебных предметов, которые изучают совершенно разное.

На общих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к творчеству поэтов, природе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания обучающихся. Ребята с большим удовольствием и интересом чувствуют в таких уроках.

Кругозор детей коррекционной школы ограничен родителями и близкими родственниками. Они получают меньше информации об окружающем мире, чем их сверстники, обучающиеся в обычной школе. Чтобы ребятам было легче усваивать программный материал, в процесс обучения были введены интегрированные уроки - изо и музыка; литературное чтение, музыка и изо; литературное чтение и музыка; окружающий мир и музыка, биология и физика, математика и география, география и музыка и т.д. Эти уроки способствовали раскрытию индивидуальных способностей детей. А именно этот урок дал возможность детям понять взаимосвязь между предметами. Слова Н.Д.Тамарченко, что каждый урок – это творчество учителя и обучающихся, и чем большего разнообразия, чем большей живости и гибкости удается добиться на этих уроках, тем больше успехов достигает учитель со своим классом. [6]


5.Разработка интегрированного урока по географии и математике.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен эмпирической направленностью – разработкой и проведением учителями интегрированных уроков. Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного усвоения учащимися изучаемого материала.

С практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. На проведенном уроке мы старались при его проведении привлечь знания, умения и навыки, полученные учащимися ранее на уроках географии и математики, научить школьников рассматривать не отдельные изолированные знания и явления, а обширные единства. Воспринимать мир во всем его многообразии и взаимосвязи, способствовать формированию нового, интегративного способа мышления, характерного для современного человека.

При проведении интегрированных уроков как позитивными можно отметить следующие моменты:

– активизация познавательной деятельности учащихся, усиление тенденции к синтезу изучаемого материала;

– интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным процессом при обучении;

– учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общей темой, общими задачами и рассматриваются во взаимосвязи.

АВТОРЫ ПРОГРАММ И УЧЕБНИКОВ.

Математика

География

1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 классы. М., «Дрофа», 2001 г.

2.Н.Виленкин, В.Жохов, А.Чесноков, С.Шварцбурд . Математика 6 класс .М., Мнемозина, 2002 г.

1. Программы предметной линии и учебно-методического комплекта «Сферы». География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы:. – М.: Просвещение, 2011..

2.А.А.Лобжанидзе.География.Планета Земля, 5-6 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

(ГЕОГРАФИЯ, МАТЕМАТИКА)

5 класс

Тема: «МАСШТАБ».

Триединая цель урока:

обучающая: организация работы учащихся по повторению известных им из географии понятий «масштаб», решение математических задач по данной теме;

развивающая : установление интеграционных связей между понятием «масштаб» в географии и математике; развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать, проводить аналогии, применять ранее полученные знания в других учебных ситуациях;

воспитательная: в ходе урока содействовать формированию мировоззренческих понятий «целостность мира», преодоление разобщенности научных знаний по различным дисциплинам, установление межпредметных связей, развитие в ходе групповых форм работы духа коллективизма и сотрудничества.

Тип урока: урок повторения ранее изученного материала, его систематизация и применение в новых условиях.

Время урока: 1 час.

Оборудование: географические карты, атласы, глобус, карточки по географии, рисунок глобуса для рефлексии.

Оформление доски.

  1. План урока в афоризмах:

– «Начало есть половина всего». (Пифагор)

– «Повторенье – мать ученья» (Пословица)

– «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (античная мудрость)

– «Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать» (И.Гете)

– «Конец – делу венец» (пословица)

ПЛАН УРОКА.

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

1.Организационный момент.

1.Приветствие учащихся.

2.Рефлексия – «украсим нашу планету».

2. Мотивационное начало урока.

1.Об интегрированном уроке.

2.План урока в афоризмах.

3.Постановка целей урока.

3. Вход в урок.

Буквенный диктант.

4. Повторение ранее изученного.

1.Эвристическая беседа.

2.Решение задач с применением масштаба в группах (на карточках).

5. Изучение нового материала.

1.Адаптация понятия «масштаб» к математике.

2. Решение задач.

6. Закрепление ранее изученного.

Игра по отысканию клада

7. Подача домашнего задания.

Подведение итогов урока.

1.Комментарий домашнего задания учителями географии и математики.

2.Рефлексия учащихся и учителей.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент:

а) до начала урока разделить учащихся на 3 группы по 4 человека и рассадить их в классе для работы по группам;

б) приветствие учащихся;

в) учитель математики :

«С тех пор, как существует мирозданье,

Такого нет, кто б не нуждался в знанье,

Какой мы не возьмем язык и век,

Всегда стремился к знанью человек » (Рудаки, тадж. поэт, Х век )

г) психологический настрой на урок – украсим нашу планету.

учитель географии:

«Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем,

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зеленый луг,

Не разрушайте этот мир, девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса останутся лишь в книжке».

Ребята, давайте украсим нашу замечательную планету! Пусть каждый из вас на листочке бумаги нарисует то из живой природы (флоры и фауны), с чем вы себя отождествляете, и украсит своим рисунком картинку с глобусом.

2.Мотивационное начало урока.

а) учитель географии:

Ребята, перед уроком многие из вас интересовались, почему решили провести уроки географии и математики вместе. А объяснить это поможет нам словарь урока, который объясняет значение слова «интеграция» (разбирает с классом значение этого слова).

Учитель знакомит учащихся с целями, стоящими на данном уроке, постоянно акцентируя внимание учащихся на решение задач урока знаниями по географии и математике.

б) учитель математики :

Обратите, ребята, внимание на доску, основные этапы урока сегодня предложены в виде мудрых мыслей. Чем же сегодня нам предстоит заниматься на уроке? (Дети зачитывают по очереди записанные на доске афоризмы и объясняют их значение для данного урока )

в) ) учитель географии объясняет критерии выставления оценок за работу на уроке (максимальное количество баллов для группы – 7)

г) учитель математики:

Как вы думаете, ребята, почему ученые разных стран мира – физики, химики, математики – легко понимают друг друга, несмотря на то, что говорят они на разных языках? (спросить и выслушать ответы детей) Ответ прост: у этих наук существует свой язык, удобный и понятный каждому специалисту. Вот почему, начиная изучать математику, мы прежде всего, знакомимся с ее языком – цифрами и математическими символами.

д) учитель географии:

География тоже имеет свой язык. Речь идет о географических картах, без которых география не может существовать, так же как математика без цифр и уравнений.

Путь к современным картам был долгим и трудным.

«Ни одной науке не обходились так дорого знания как географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью» – эти слова принадлежат бесстрашному исследователю Арктики Георгию Яковлевичу Седову. Уже пораженный болезнью севера – цингой – он упрямо продолжал свой путь к Северному полюсу. Он не достиг, к сожалению, Северного полюса, но доказал, что к нему можно продвинуться ближе, чем полагали до него. Так на карте Севера исчезло еще одно белое пятно.

За ним пошли другие, и они тоже платили своими жизнями за то, чтобы подробнее были карты Земли.

Язык карты должен быть точным. Карты необходимо чертить так, чтобы длине каждой линии на карте соответствовало вполне определенное расстояние на Земле.

Отношением длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется…

3.Вход в урок:

Учитель математики: подождите, не спешите, попросим ребят самих определить это понятие. А для этого выполним буквенный диктант: выслушав загадку, учащиеся записывают в тетрадь только первую букву слова – отгадки.

Учителя по очереди зачитывают детям загадки:

1.В черном поле заяц белый,

Прыгал, бегал, петли делал,

След за ним был тоже бел,

Кто же это заяц? (мел)

2.Как называется трансформированный глобус? (атлас)

3.Есть лужайка в нашей школе,

А на ней козлы и кони,

Кувыркаемся мы тут

Ровно по 40 минут.

В школе кони и лужайка.

Что за чудо, угадай-ка? (спортзал)

4.Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет (школа)

5.Развернули дети голубые сети,

Но за партой, а не в речке,

Не на рыб, а на словечки. (тетрадь)

6.Буквы, значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется все…..(алфавит)

7.На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка,

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает. (барометр)

В результате отгадывания загадок узнаем понятие «масштаб».

4.Повторение ранее изученного.

Учитель математики: запишем это понятие как тему урока «Масштаб» в тетрадях по географии. Знакома ли вам, ребята, эта тема? Где вы с нею уже встречались? Что вы уже знаете по данной теме?

Учитель географии: Какое определение масштаба мы давали на других предметах?

Какие виды масштаба вы знаете?

Записывают в тетрадь:

  • численный;

  • именованный;

  • линейный.

Учитель математики: для успешной работы на уроке нам нужно вспомнить и вопросы из математики, а именно:

– определение отношения;

– определение пропорции;

– основное свойство пропорции;

– виды пропорциональной зависимости между величинами;

– соотношения между единицами длины: 1 км = ? м = ? см.

Как вы думаете, почему после изучения темы «Отношения и пропорции» по математике у нас по теме «Масштаб» проходит интегрированный урок?

ФИЗМИНУТКА.

Учитель географии: а сейчас, ребята, для того, чтобы вспомнить материал по теме «Масштаб», известный вам с уроков географии, выполним соответствующие задания, работая в группе.

Каждая группа получает задания на карточках, выполняет эти задания каждый член группы, но группа, обсуждая, записывает в сигнальный лист контрольный ответ.

(вид контрольного листа прилагается)

ЗАДАНИЯ.

1.Выпишите масштабы географических карт атласа, выделив крупномасштабную карту и мелкомасштабную.

Ответы:

1 : 90 000 000 1 : 125 000 000

1 : 25 000 000 1 : 220 000 000

Мелкомасштабная 1 : 220 000 000

Крупномасштабная 1 : 25 000 000

2.Определите, какой из масштабов наибольший:

1 вариант 1 : 5 000 2 вариант 1 : 10 000

1 : 25 000 1 : 70 000

1 : 10 000 1 : 100 000

1 : 50 000 1 : 3 000

Ответ: 1 : 5 000 Ответ: 1 : 3 000

3.Определите, какой из масштабов наименьший:

1 вариант 1 : 1 000 000 2 вариант 1 : 25 000

1 : 200 000 1 : 125 000 000

1 : 50 000 1 : 300 000

1 : 500 000 1 : 50 000

Ответ: 1 : 1 000 000 Ответ: 1 : 125 000 000

4.Переведите численный масштаб в именованный:

1 вариант 1 : 250 000 2 вариант 1 : 20 000 000

1 : 500 000 1 : 1 000 000

1 : 125 000 000 1 : 600 000

1 : 8 000 000 1: 12 500 000

Ответы: 1 см – 25 км 1 см – 200 км

1 см – 5 км 1 см – 10 км

1 см – 1250 км 1 см – 6 км

1 см – 80 км 1 см – 125 км

5. При помощи линейного масштаба определите: (карточки прилагаются)

1 вариант: расстояние от электростанции в селе Снов до ключа Белый (355 км);

2 вариант: длину левого притока реки Андоги (650 км)

6. Используя именованный масштаб карты: (по атласу)

1 вариант: определите протяженность Уральских гор (1750 км)

2 вариант: определите протяженность Скандинавских гор с запада на восток (1500 км)

Учитель математики:

а) рисуя на бумаге изображения предметов, мы чаще всего изменяем их внешние размеры. Чтобы рисунок большого предмета поместился на листе бумаги, а маленького стал виден лучше, большие предметы изображают в уменьшенном виде, а маленькие увеличивают. При этом рисунок должен давать представление о настоящих размерах предметов. На планах, чертежах делают специальную запись, которая показывает отношение длины какого-нибудь отрезка на плане к его настоящей длине, т.е. и в данном случае употребляется известное вам с уроков географии понятие «масштаб».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

Учитель географии:

Скажите, ребята, отличаются ли определения масштаба в географии и математике?

Учитель математики:

Сегодня на уроке вы уже решали географические задачи на масштаб, а теперь посмотрим, как это определение используется в математике.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. Коллективное решение задач (тексты задач предлагаются учащимся на карточках), обратить внимание на правильное оформление задач.

  1. Длина отрезка на карте 3 см. Найти длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 1 000 000.

Решение. Пусть х см длина отрезка на местности, тогда

Карта Местность

3 см х см

1 см 1 000 000 см

3 : 1 = х : 1 000 000, х = 3 * 1 000 000,

х = 3 000 000, 3 000 000 см = 30 км

30 км длина отрезка на местности

Ответ: 30 км.

  1. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определить расстояние между изображением этих городов на карте с масштабом 1 : 5 000 000. (ответ: 8 см)

  2. Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 км, изображено на карте отрезком 19 см. Определить масштаб карты. (ответ: 1 : 1 000 000)

6. Закрепление ранее изученного.

Учитель географии: раскрывает бандероль и достает из нее книгу Р.Стивенсона «Остров сокровищ», бумажный свиток и письмо от правнука старого пирата.

Текст письма.

Уважаемые дети!

Не имея возможности присутствовать у вас на уроке, я решил написать вам письмо, в котором прощу оказать мне небольшую услугу.

Дело в том, что я правнук капитана Флинта, который, как известно, был пиратом. Как и полагается пиратам, мой прадед любил сокровища. Один клад был найден. Перипетии поисков этого клада описаны в книге Стивенсона «Остров сокровищ», экземпляр которой я вам высылаю в подарок.

Но совсем недавно, роясь в бумагах Флинта, я обнаружил старую карту, на которой должно быть отмечено место другого, неизвестного клада. Но по непонятным мне причинам эта отметка на карте отсутствует.

Тщательно изучив дневник капитана, я нашел лишь несколько строк, описывающих место расположения сокровищ. Вот они: «От Большого дерева на плече Подзорной трубы, направление на восток – 1.5 км. Затем к югу – на 1,8 км». Так как я плохо учился в школе, то сам не могу отыскать это место на карте.

Вот я и прошу вас, дорогие ребята, помогите мне его отыскать. Тому, кто решит задачу, будет награда.

С уважением, Джонатан Флинт.

P.S. Карта прилагается.

Прочитав это письмо, учитель достает весьма обтрепанный бумажный свиток, разворачивает его и перед ребятами предстает большая разноцветная карта нового Острова сокровищ. Края карты неровные, бумага старая. Сразу видно, что документ побывал в пиратских приключениях.

Учащиеся в группах приступают к решению задачи, каждой группе предлагается копия карты (приложение), затем ее коллективное обсуждение и выяснение, что клад находится в самом центре Южной Ямы.

Учитель математики: ну а тем «кладоискателям», которым не посчастливилось отыскать местонахождение клада, помогут наши последующие уроки.

Учитель географии: оценивает деятельность учащихся при решении задач по географии, дает ей качественную и количественную оценку.

7. Подведение итогов урока.

а) подача домашнего задания учителями математики и географии с комментариями:

– география: начертить план своей квартиры, используя масштаб 1 : 100.

б) рефлексия урока:

Учитель математики:

Ребята, подходит к концу наш интегрированный урок, и теперь каждому стало понятно, что же это такое. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

– нужен ли нам был такой урок?

– что каждый из вас приобрел на уроке сегодня и понял для себя?

Учитель географии : не появилось ли у кого-то из вас желание изменить свою картинку, с помощью которой мы украшали нашу планету в начале урока, изменилось ли ваше настроение после урока.(учащиеся и учителя меняют свои картинки)

Анализ урока учащимися.

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Данный урок построен на деятельной основе с использованием групповых форм работы и игровой технологии.

Красной нитью через весь урок прошла работа по сближению географии и математики в использовании понятия « масштаб».

Главная цель урока – адаптация понятия «масштаб» к решению математических задач достигается за счет самостоятельной работы групп и осмысления этого понятия при решении задач и в игре по отысканию координат клада.

В ходе урока учащиеся смогли увидеть целостность картины мира, преодолеть разобщенность знаний по различным дисциплинам, увидеть межпредметные связи между математикой и географией.

Групповые формы работы развивают в детях чувство ответственности и сопереживания за деятельность своей группы, умение, прислушиваясь к мнению каждого, выбрать верное, общее решение.

Украсил урок гуманитарный фактор, а именно применение в ходе урока стихов, афоризмов, рефлексия с помощью рисунков, игровая ситуация.

При проведении урока были выдержаны все основные компоненты современного урока:

– организация класса и психологический настрой на работу;

– постановка целей всего урока и его отдельных этапов;

– мотивационный: определение значимости изучаемого материала;

– коммуникативный: общение учащихся в группах, доброжелательные отношения

учителей и учащихся;

– содержательный: подбор материала для урока в соответствии с психофизиологическими особенностями учащихся данного возраста;

– технологический: как оптимальный для данного класса, выбор групповой формы

работы;

– контрольно-оценочный: оценка индивидуальной и групповой деятельности учащихся

для стимулирования активности учащихся;

– аналитический: подведение итогов урока, анализ деятельности на уроке самими

учащимися, рефлексия.

Урок учащимся понравился, это они отметили при подведении итогов урока, учителя, его проводившие, остались уроком довольны тоже.

Заключение.

Преимущества многопредметного интегрированного урока, перед традиционным монопредметным, очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого синергетического мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, натурализируют его, оживляют духом времени, наполняют смыслами.

 Описанная интегрированная система развивающей среды урока легко трансформируется и переноситься на любой предмет, при одном условии - у учителя должны быть сформированы особые личностные установки, наиболее адекватные гуманистической направленности воспитательно-образовательного процесса.



Литература:

1. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Феникс-2003

2..Козловский И.И. Теоретико-методологические аспекты интеграционных знаний: Монография / Под ред. С.У. Гончаренко. – Львов: 1999. – 302 с.

3. Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира. Новая школа-2002

4. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Учитель-2008

5..Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. Альтернативные уроки. / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина, Л.М.Оганезова. – Ростов-н/Д: Учитель, 2006. – 240с.; - (Педагогика нового времени)

6.Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. – 1990. - № 5. – С. 57 – 60.

7. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе// Нач. школа. – 1991.-№8- С.48-51.

8. Куденко Н.И.. Интегрированный урок чтения и музыки. // Нач. школа. – 1995. - №1.- С. 13-15.





.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!