СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок истории и обществознания»

Технологическая карта урока «Открытие нового знания»

Учебный предмет: история/обществознание

Класс: 6

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.

Содержательная цель: формирование представления о причинах, ходе и последствиях Куликовской битвы и тех моральных качествах, которые потребовались русскому народу для ее совершения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Предлагает познакомиться с текстом учебника по обществознанию (стр. 94 «Смелость города берёт»)

Задает вопрос: о каком качестве идет речь? Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вам приходилось проявлять это качество? Легко ли вам было? Что вы чувствовали через какое-то время?

Как вы думаете, а в истории русского народа были периоды, когда приходилось проявлять смелость?

Сейчас, по прошествии времени, мы знаем, что иго было сброшено. Как вы думаете, легко ли было на это решиться?


Знакомятся с текстом учебника.

Анализируют содержание текста и делают вывод, что речь идет о смелости.

Приводят пример жизненных ситуаций, делятся друг с другом воспоминаниями и эмоциями.


Приводят примеры из истории, в том числе и связанные с борьбой с игом, так как это актуально. Осуществляют постановку цели на урок: узнать, какие чувства заставили русский народ бороться против ига, и к чему это привело.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

2. Актуализация знаний

Организует актуализацию знаний учащихся. Задает вопросы:

- каково было устройство северо-восточной Руси в начале XIV века? Каковы причины возвышения Москвы?

- что мешало экономическому развитию русских земель в начале XIV века?

- как Ивану Калите удалось останавливать постоянные набеги Ивана Калиты на Русь?

Отвечают на вопросы, освежают в сознании ситуацию в северо-восточной Руси изученного периода и принципы её существования, а также особенности правления Московских князей.

Личностные: формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями; осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

3. Открытие нового знания

Предлагает послушать доклад ученика, посвященный детству Дмитрия Ивановича.

Организует обсуждение: каким было детство Московского князя? С какими сложностями ему пришлось столкнуться?

Как вы полагаете, испытывал ли он чувство страха? Кто или что помогало ему в этот период времени?

Предлагает познакомиться с текстом учебника (стр. 50-51). Задает вопросы:

- какая ситуация сложилась в Орде в этот период времени?

- как Дмитрий Иванович продемонстрировал свое неповиновение Орде?

- как подданные отнеслись к позиции князя? Все ли поддержали князя?

Организует знакомство с отрывками из исторического источника «Сказание о Мамаевом побоище». Предлагает проанализировать схему расположения на Куликовом поле. Знакомит с видеофрагментом из цикла «История государства российского», посвященным Куликовской битве.

Как вы думаете, чего мог бояться Дмитрий Иванович накануне битвы? Где он черпал силы? Подтвердились ли его страхи?

Какие чувства испытывали другие участники битвы? Докажите это на конкретных примерах.

Рассказывает о нашествии Тохтамыша на Русь.

Можно ли сказать, что Дмитрий Иванович зря все затеял, и никакого результата не было?

Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении. Отмечают, что сложности, с которыми Дмитрию Ивановичу пришлось столкнуться, закалили его характер еще в детстве. Отмечают роль московских бояр и русской православной церкви в борьбе с литовскими, тверскими и суздальско-нижегородскими князьями.

Анализируют текст учебника, делают выводы. Отмечают раскол, произошедший внутри общества.






Анализируют представленную информацию, отвечают на вопросы. Оценивают подготовку к битве с моральной точки зрения. Дают оценку поведению Дмитрия Ивановича и других участников битвы (например, князя Боброка или Олега Рязанского).












Оценивают результат и значение битвы; делают вывод о том, что, хоть на этом этапе Руси и не удалось сбросить иго, но битва имело огромное моральное значение и показала необходимость объединения русских земель.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

готовность к сотрудничеству с соучениками и коллективной работе.

Предметные: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.



4. Рефлексия учебной деятельности

Почему, на ваш взгляд, несмотря успех в Куликовской битве, в 1380 году иго сброшено не было?

Предлагает дома поработать над небольшим эссе на тему «Страх и смелость на Куликовом поле».

Рассуждают о причинах сохранения ига. Слушают другу друга, дополняют, обсуждают.

Высказывают свое мнение по поводу причин поражения русских княжеств. Осуществляют первичное осмысление домашнего задания.

Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества уметь излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!