СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок географии и информатике

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок географии и информатике»

Интегрированный урок по географии и информатика

Тема урока: «Качество жизни населения. Индекс человеческого развития.»

Преподаватель географии

Преподаватель информатики

Тип урока: Формирование новых знаний, умений и навыков

Цели урока:

  • Формирование знаний о показателе, характеризующем качество жизни населения.

  • Формирование умений и навыков по подсчёту индекса человеческого развития.

  • Формирование навыков работы с текстовыми документами.

  • Развитие умения строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

  • Развитие мотивационных качеств студентов.

  • Содействие формированию причинно-следственных связей между учебными дисциплинами. 

  • Воспитание умения ориентироваться в общественной жизни.


Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием индекса человеческого развития.

  • Изучить дополнительные возможности текстового редактора;

Развивающие:

  • Вовлечь в активную творческую и практическую деятельность;

  • Развитие умения применять полученные знания на практике;

  • Формирование умения работать в парах;

  • Совершенствование навыков общения;

  • Развитие мыслительной активности и внимания.

Воспитательные:

  • Создание условий для развития самообразовательной среды;

  • Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять и сравнивать;

  • Формировать умение работать с таблицами, схемами и формулами.

  • Воспитывать интерес к предметам и самоконтроль.



Средства применяемые на уроке:

  • Мультимедиа

  • ноутбуки

  • статистические данные, ресурсы Интернет;

  • рабочие листы


Методы, применяемые  на  уроке:

  • Словесный,

  • Наглядный,

  • Исследовательский,

  • Частично-поисковый.



Ход урока

1.Орг. момент 13.35.-13.39

Приветствие студентов и гостей, объявление темы урока.

Слайд 1. (Тема урока)

Учитель географии. Сегодня нам с вами предстоит понять, что такое качество жизни населения. Познакомиться с понятием Уровень жизни и Индекс человеческого развития (ИЧР) или Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Проанализировать ситуацию по этим показателям в различных станах мира, но и, конечно же, в России.

Учитель информатики. Сегодня урок географии необычен тем, что он интегрирован с информатикой. И мы с вами постараемся применить знания, полученные на уроках информатики, для изучения данной темы урока.

Для работы на уроке подготовлены рабочие листы, рабочие листы расположены на рабочих столах ваших ноутбуков, файл называется «219», ваша задача переименовать файл и указать ваши имена или фамилии.

Теперь откройте файл и посмотрите как он выглядит:

В рабочем листе 5 заданий.

После каждого задания строчка, где необходимо указать баллы, которые вы получите за каждое выполненное задание. И в конце рабочего листа указывается общее количество баллов, максимальное количество баллов 18.

Для получения оценки за урок необходимо набрать следующее количество баллов.



2. Знакомство с новым материалом. 13.39-13.45


Учитель географии. Все мы твердо знаем, что быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным.


Слайд 3.

У древних римлян одним из главных девизов был «Благо народа – высшая цель, благополучие народа – есть показатель прогресса.»

В социально-экономический литературе упоминаются термины «достойная жизнь», «свободное развитие человека». И именно они все чаще характеризуют уровень жизни населения. При этом подразумевается уровень благосостояния людей.

Слайд 4. «Благосостояние – это не только уровень материального обеспечения, но и образованность».

Благосостояние – это не только уровень материального обеспечения, но я думаю, вы будете со мной согласны, образованность. Быть образованным намного лучше, чем быть необразованным. Почему?

Ответы учащихся:


(Образованный человек обладает большей свободой в выборе занятий и может найти себе в жизни более высокооплачиваемую и интересную работу;

Имеет возможность получать недоступное необразованному человеку удовольствие от литературы и искусства.)

Учитель географии: А сейчас я предлагаю Вам посмотреть на результаты анкеты «Качество жизни», которую вы выполняли.

В анкетировании приняли участие 38 студентов.

Слайд 5. Было предложено 3 вопроса:

Слайд 6.

    1. Известно ли Вам, что такое качество жизни?



Слайд 7.

2) Что Вам необходимо, чтобы стать абсолютно счастливым человеком?


Слайд 8.

Что Вы понимаете под смыслом слов «Высокий уровень жизни»?

(на слайде появляются ответы студентов)

Ответы:

  1. Хорошая работа с высоким заработком

  2. Высокий уровень благосостояния и качества жизни

3) Крепкая семья

4) Доступность образования (бесплатное)

5) Доступность медицинских услуг (бесплатных)

6) Материальный достаток (з/п, жилье, автомобиль)

7) Комфортные условия жизни

8) Возможность отдыхать, в том числе и заграницей.

Учитель географии: А теперь обратите внимание на следующий слайд. Что влияет на «качество жизни населения».



Слайд 9.

В рабочих листах сопоставьте факторы с их содержанием.

(Ответ: Социальные факторы:

  • Развитие образования;

  • Здравоохранение

  • Пенсионное обеспечение

  • Соблюдение прав граждан и т. д.

Культурные факторы:

  • Качество и условия труда;

  • Образованность

  • Доступное высшее образование

  • Посещение театров, музеев, библиотек и т. д.

Экономические факторы:

  • Уровень безработицы;

  • Продолжительность рабочего дня

  • Уровень заработной платы

  • Длительность и оплата отпусков

Экологические факторы:

  • Экология;

  • Рекреационные возможности территории)


Слайд 10.

Можно сказать, что Вы прекрасно справились с анкетированием и неплохо понимаете, что значит «Достойная жизнь».

Для иллюстрации качества жизни населения широко используется показатель Индекса развития человеческого потенциала. Что это за показатель? Когда он принят и кем послушаем ф.и. студента (доклад, приложение)

3. Практическая работа. 13.52-14.02

Учитель географии. В международных странах этот показатель широко используется в качестве показателя уровня жизни. Он включает в себя данные: о здоровье (иллюстрации показателя продолжительности жизни), об образовании (грамотность взрослого поколения и степень его охвата начальным, средним и высшим образованием), материальный достаток (условно оценивается размерами ВВП на душу населения).

Учитель информатики. Мы сейчас выполним практическую работу  по расчету ИНДЕКСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в нескольких странах. Открываем рабочие листы на ноутбуках.

Мы сейчас, используя возможности программы MicrosoftWord, выполним необходимые расчеты, а именно:

  • Индекс ожидаемой продолжительности жизни

  • Индекс грамотности

  • Индекс человеческого развития

Слайд 12. Задание 2.

Слайд 13. Напоминание, где брать формулу.

Вкладка Макет-Формула

Напоминаю, что обозначение столбцов и строк в программе MicrosoftWord такое же как и в программе MicrosoftExcel

Слайд 14. Записываем формулу для Белураси.

Для России – 3

Норвегия – 4

Япония – 5

Китай – 6

Бразилия – 7

Бангладеш - 8

Слайд 15. Проверяем

Слайд 16. Выставляем баллы за задание.

Слайд 17. Выполняем задание 3.











Слайд 18.

Слайд 19.

Слайд 20. Оцениваем себя.

3).Методика расчета индекса ВВП


Индекс ВВП на душу населения:


В связи со сложной формулой, используемой для расчета этого показателя, будем использовать уже готовые данные.




Индекс ВВП

1

Беларусь

0,86

2

Россия

0,98

3

Норвегия

1,18

4

Япония

1,02

5

Китай

0,89

6

Бразилия

0,86

7

Бангладеш

0,69

4). Методика расчета ИЧР

Слайд 13

ИЧР= 

Внесите все данные в рабочий лист и расположите страны в порядке убывания ИЧР ( от наибольшего к наименьшему). Сделайте вывод об использовании формул в текстовом редакторе MSWord.

Учитель информатики: Сегодня вы выполняли практическую работу и сделали вывод об использовании формул в текстовом редакторе. Давайте посмотрим, что у вас получилось (Студенты читают свои выводы из рабочего листа)

Учитель географии. Ребята вы получили сравнительную таблицу по странам. Давайте сравним ваши результаты. Занесем вместе данные в таблицу и отнесем их к определенному уровню.


Слайд 13.

В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе ИЧР и классифицируются в соответствии с принятой градацией:

  1. Страны с очень высоким уровнем ИЧР (более 0.9).

  2. Страны с высоким уровнем ИЧР (от 0.8 до 0.9).

  3. Страны со средним уровнем ИЧР (от 0.5 до 0.8).

  4. Страны с низким уровнем ИЧР (менее 0.5).




страна

ИЧР

уровень

1

Норвегия

0,961

очень высокий

2

Япония

0,925

очень высокий

3

Россия

0,822

высокий

4

Беларусь

0,808

высокий

5

Китай

0,768

средний

6

Бразилия

0,754

средний

7

Бангладеш

0,661

средний

  1. Подведение итогов. 

Учитель географии: Качество жизни понятие относительное. Его содержание определяется многими факторами. В том числе и стереотипами восприятия характерными для того или иного общества. На уроке мы с Вами проанализировали понятие качества жизни с Вашей точки зрения, рассмотрели, как занимается этим специальное подразделение ООН, то есть просчитали ИЧР и определили ранг страны.



  1. Самооценка и рефлексия Домашнее задание.



Учитель информатики: Предлагаем вам сейчас оценить свою работу на уроке по полученным баллам в рабочих листах и продолжить фразы:



Слайд 15.

сегодня я узнал……………

было интересно……………

было трудно………………

я выполнял задания……

теперь я могу……………

у меня получилось …………



Мы благодарим вас за урок. Все молодцы. Оценки за практическую работу будут выставлены в журнал по информатике.

Учитель географии: За доклад ф.и. получает оценку «отлично» по географии. Дома предлагаю изучить дополнительный материал про индекс человеческого развития.























































Приложение

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития - это обобщенный показатель, состоящий из нескольких компонентов, который регулярно рассчитывается сотрудниками Организации Объединенных Наций для проведения сравнений стран между собой.

Концепция индекса человеческого развития (ИЧР) была разработана в 1990 году группой специалистов Организации Объединенных Наций, которые занимались вопросами осуществления межстрановых сравнений.

В процессе работы над этой темой им стало ясно, что разные страны слишком сильно различаются между собой, чтобы для обеспечения их сопоставления можно было обойтись каким-то одним критерием.

В результате исследовательская команда, возглавляемая Махбубом-уль-Хаком, предложила сводный показатель, основанный на нескольких критериях.

В 2010 году был существенно расширен спектр критериев, учитываемых при определении индекса.

В 2013 году индекс, который раньше носил название «Индекс развития человеческого потенциала», был переименован в «Индекс человеческого развития».

В настоящее время специалисты ООН ежегодно рассчитывают этот индекс для 169 стран.

В процессе осуществления расчетов все страны разбиваются на 4 группы:

1) государства с очень высоким ИЧР,

2) с высоким ИЧР,

3) со средним ИЧР

4) с низким ИЧР.

При этом каждая группа стран состоит из 42 государств (в группу с высоким ИЧР входят 43 страны), так что численность группы каждый год остается неизменной, а вот ее состав постоянно меняется.

Состав индекса

Для расчета индекса человеческого развития ООН использует три основных группы показателей

1)Оценка ожидаемой продолжительности жизни в рассматриваемом регионе (зависит от экологической обстановки, уровня развития медицины и других факторов).

2) Оценка уровня грамотности населения анализируемого государства (базируется на распространенности и доступности образовательных учреждений, качестве образования в стране, развитости образовательной инфраструктуры: библиотеки и подготовительные курсы)

3) Оценка уровня жизни населения в конкретном государстве (уровень доходов, производительности труда, уровень цен и инфляции в государстве)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!