Интегрированный урок (география + информатика) "Население мира"
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Среди разных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.
Тема “Население мира”
Задачи:
Образовательные:
усвоение и закрепление основных понятий темы “воспроизводство населения”, “демографическая политика”, “демографический взрыв”;
закрепление умений работать с программами Excel, Power Point.
Развивающие:
развитие умений прогнозировать ситуации;
развитие умений работать с картами, диаграммами, картограммами;
активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
Оборудование: политическая карта мира, карты атласа, компьютеры.
Предполагаемый результат: создание презентации на заданную тему в Power Point.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя географии.
- Мы с вами изучили вопросы, касающиеся численности населения нашей планеты, рассмотрели причины, влияющие на демографическую ситуацию, определили основные направления демографической политики стран с разным типом воспроизводства населения, создали банк данных, которым вы можете сегодня воспользоваться.
Вступительное слово учителя информатики.
- Вы были разделены на группы, в которых должны были изучить и обобщить материал по географии по теме “Население мира”. Сегодня на уроке вы можете использовать все полученные навыки работы в программе Power Point, где каждый участник должен показать решение своей определенной задачи (создание слайдов, подбор текстового материала, создание графиков и т.д.).
Сегодня мы приступаем к следующему этапу.
III. Создание презентации.
Всем группам выдается памятка с планом по созданию итоговой презентации:
Формулирование основного вопроса.
Постановка проблемных вопросов.
Формулировка задач.
Выдвижение гипотезы решения проблемы.
Определение творческого названия презентации.
Обработка источников информации.
Работа в PowerPoint.
Подготовка презентации.
Защита презентации.
IV. Оценка и самооценка работ учащихся по разработанным критериям.
Лист оценивания презентации ученика
Критерии оценивания | Параметры | Комментарии |
Использование технологий | Тематика исследования, отраженного в презентации, на какой возраст учащихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером? Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне? Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта? Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых знаний, умений и навыков по конкретному предмету школьной педагогики? Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации? Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)? Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами? Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно? Все ссылки работают? | |
Процесс обучения | Каким образом созданная презентация демонстрирует способность учащегося к анализу и/или синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т.п.)? Каким образом созданная презентация демонстрирует понимание учащимися поставленных задач? Соответствует ли содержание презентации утвержденному минимуму знаний по предмету и стандартам обучения? Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося? | |
Критерии оценки мультимедийной презентации
Создание слайдов | Максимально количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint | 5 | | |
Библиография | 5 | | |
Содержание | | | |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
Графики, импортированные из Excel | 5 | | |
Организация | | | |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок | 5 | | |
Общее количество баллов Окончательная оценка | | | |
Самооценка
1. При разработке презентации и на её защите я:
- узнал…
- понял…
- научился…
2. Лучше всего у меня получилось…
3. Основные трудности вызвали…
4. Изменения, происшедшие у меня:
- в знаниях по предмету;
- в моих творческих способностях;
- в умении осознавать себя.
Работая над созданием презентаций в тесном контакте с учителями географии и информатики, учащиеся глубоко изучили и прочувствовали данную проблему, важное место в которой занимают вопросы современного роста, состава и размещения населения. Наиболее важная – продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация. Представленные презентации наглядно показали положительные и отрицательные стороны демографической ситуации в мире.
Лучшей презентацией стала работа “Взгляд в будущее”.