муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
муниципального образования
город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №116»
Интегрированное занятие «Золотой луг»
Воспитатель:
Дубровина Зоя Александровна
2018год
Интегрированное занятие «Золотой луг»
Цель занятия: Ознакомление детей с творчеством Михаила Пришвина, его рассказом "Золотой луг".
Задачи:
Развивать речь через художественное слово, и ответы на вопросы;
Развивать память, наблюдательность, общую моторику, творческое воображение через рисование и способность видеть чудеса в природе;
Воспитывать чувство товарищества, уважение, доброжелательное и заботливое отношение к окружающей природе;
Воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа: золотистый, росток, проросло.
Используемый материал. Конверт с вопросами, сундучок с картинками одуванчика и книгой М. Пришвина «Золотой луг», листочки А4 зеленого цвета, краски, кисточки, целлофановые пакетики размера А4.
Предварительная работа: Наблюдение за одуванчиками в окно и на участке. Работа по теме в течение года.
Ход НОД.
1. Воспитатель.
Ребята, Луговичок приглашает нас к себе в гости. А где же он живет? (На лугу)
Но прежде чем мы отправимся, нужно ответить на его вопросы, которые он нам прислал. (Конверт с вопросами)
Какое сейчас время года?
Какие изменения произошли в природе?
Кто проснулся от зимней спячки?
У кого зимой появились детеныши?
Какие птицы вернулись из теплых стран?
Чем покрыто тело птиц, животных?
У кого больше лап у животных или у птиц?
Какие первые цветы расцвели?
Что весной появляется, а осенью опадает?
Зачем растениям нужны корни?
Воспитатель.
Ребята, Луговичок прислал нам также сказочный сундучок.
Давайте посмотрим что в нём лежит:
В сундучке лежит книга М. Пришвина «Золотой луг».
Сегодня нам предстоит знакомство с писателем М. Пришвиным.
Он был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все о чем он писал проникнуто большой любовью к природе.
Я с удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина "Золотой луг".
А вот кто будет главным героем рассказа, угадайте.
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух,
И превратился в пух. (Одуванчик)
А ещё здесь картинки цветы – одуванчики (бутон, раскрытый желтый и созревший белый)
Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина "Золотой луг"?
Дети. Одуванчик.
Воспитатель. Где растет этот цветок?
Дети. Он растет на лугу и называется луговым цветком.
Воспитатель. Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.
Дети. Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик.
Воспитатель. А что ещё интересного вы можете рассказать об одуванчике?
Ответы детей.
Одуванчик одним из первых появляется весной.
Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.
Он один из самых лучших медоносов.
В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.
Одуванчик - лекарственное растение.
Из его цветков варят очень вкусное варенье, а из листочков делают полезный салат.
К концу цветения он надевает белую пушистую шапочку.
Одуванчик любит солнышко, он поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер,
разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Воспитатель. Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке.
А почему именно эти цветы послал нам Луговичок, вы поймёте, послушав рассказ «Золотой луг».
В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу». Зазеваешься – отвлечешься.
Располагайтесь удобнее и слушайте внимательно.
2.Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Физкультурная минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки,
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Вопросы по содержанию рассказа:
Где жили братья?
Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
3.Нетрадиционное рисование «Золотой луг»
Воспитатель.
Ребята, давайте для Луговичка нарисуем одуванчики необычным способом и отправим ему на память.
Рисовать на целлофановом пакетике, затем приложить листочек бумаги тонированной стороной на пакетик, прогладить сверху.
Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки Скок, скок, скок!
Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали.
Воспитатель.
У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.
Итог занятия.
Воспитатель. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.
Вот и закончилось наше путешествие. Но оно не последнее, мы будем ещё и ещё путешествовать с вами.