СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время проведения интегрированных уроков дети проявляют высокую активность, с большим интересом выполняют задания.

Просмотр содержимого документа
«"Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся"»

Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся

Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины. В своей практике я группирую изучаемые предметы, которые применяются при интеграции:

  • Математика – окружающий мир

  • Русский язык – окружающий мир

  • Чтение – ИЗО, музыка, ОМ

  • Окружающий мир– технология

  • Окружающий мир–ИЗО

Примеры интеграции

  1. Математика и окружающий мир

В своей практике я использую внедрение элементов окружающего мира на уроках математики. Совершенствуя устные и письменные вычислительные навыки, решая задачи разных видов, развивая логическое мышление, предлагаю учащимся такие задачи и задания, которые позволяют им овладеть не только мыслительными операциями, но и способствуют формированию знаний об объектах природы, их многообразии.

При закреплении темы «Табличное умножение» я использую задания такого вида:

Тупик — птица среднего размера, с короткой шеей, большой головой и странным клювом. Из-за такого клюва тупика не спутаешь с другой птицей (сочетание красного, желтого и синего цветов). Цвет клюва меняется сезонно. Зимой он бледен, а весной яркий. Обитают такие необычайные птицы в северной части Атлантики, а также в Европе — на побережье Ледовитого океана. Тупики хорошо плавают. Питается эта птица мелкой морской рыбой.
Какова же длина тела этой птицы, масса, размах её крыльев?

Определить длину тела тупика: 83 - (3 * 7 + 6 * 4) = 37 (см)

Определить размах крыльев тупика: 4 * 4 + (70 – 8 * 3) = 62 (см)

Масса тела: 5 * 8 + 6 * 10 + 200 = 300 (г)

Обыкновенная гага - морская птица, большую часть года проводит в открытом море. В нашей стране обитает несколько видов этих птиц. Самцы у гаги яркие, чёрно-белые, с зеленовато-салатовой окраской оперения на затылке. Самки окрашены скромнее. Они пёстрые, серовато-бурые. Питается некрупной рыбой, раками, моллюсками. Гага ценится, прежде всего, из-за своего лёгкого и тёплого пуха, который широко применяется в изготовлении костюмов для лётчиков, полярников, альпинистов. Собирают его из гнёзд крупных уток. Гага занесена в Красную книгу.

Какова же длина тела этой птицы, масса, размах её крыльев?

б) Определить длину тела гаги: 90 – 5 * 7 + 42 : 6 = 62 (см)

Определить размах крыльев: 36 + (72 : 9 + 7 * 8) = 100 (см)

Определить массу тела гаги: 8 * 5 – 7 * 4 – 5 * 2 = 2 (кг)

Гагара северная водоплавающая птица. Внешне птица выглядит очень красиво. Ровные полосы на серебряных крыльях – основное отличие гагары от других птиц. У птицы короткие крылья. Гагара питается рыбой, может нырять на глубину до 20 метров. Чернозобая и белоклювая гагары занесены в Красную книгу.

Какова же длина тела этой птицы, масса, размах её крыльев?

Длина тела: 100 – 8 * 8 + 9 * 6 = 90 (см)

Размах крыльев: 6 * 5 +10 * 7 + 7 * 7 = 149 (см)

Масса тела: 40 : 8 + 7 * 0 + 12 : 12 = 6 (кг)

Таким образом, дети не только закрепляют вычислительные навыки, но и получают сведения о животном мире, о краеведении. Полученные данные можно записать в таблицу и произвести сравнение и анализ величин. По таблице, используя полученные данные, мы составляем задачи.


Птицы

Длина тела (см)

Масса тела

Размах крыльев (см)

Тупик




Гага




После заполнения таблицы дети отвечают на вопросы. Кто из птиц:

  • Имеет самую большую массу? Длину тела? Размах крыльев?

  • На сколько см меньше длина тела у одной птицы, чем у другой?

Здесь же дети учатся представлять информацию в таблице.

У детей формируется познавательная активность при решении таких примеров.

Мы узнаем про зверей и птиц разных природных зон. Особое место уделяю природе своего края.

При изучении темы «Внетабличное умножение и деление» я так же использую примеры на порядок действий. Тем самым дети узнают интересный материал по изучаемой теме.

Барсук.

Длина тела: 18 * 4 + 90 : 5 + 6 : 6 = (см)

Масса тела: 82 – 27 * 3 + 7 * 1 = (кг)

Куница.

Длина тела: 84 : 6 + 16 * 4 – 48 : 2 = (см)

Масса тела: 17 * 5 – (24 : 8) * 23 – 14 = (кг)

Но наибольшее раскрытие информационно - познавательных возможностей использования числовых данных предоставляется при обучении решению текстовых задач. Приведу примеры некоторых из них.

Урок математики в 4 классе.

Путешествуя по родному краю, дети знакомятся с водоемами Мурманской области. Чтобы определить площадь и глубину озер, надо решить примеры.

Озеро Имандра

Площадь (кв.км)

(94173-92403)х4:8

Глубина (м)

(46052х4-539694:3):5-792


Умбозеро


Площадь (кв.км)

(85901-78389):6:4

Глубина (м)

(18633-14655):9-327


Чтобы узнать протяженность рек Мурманской области, надо решить следующие примеры. Потом можно определить, какая река самая длинная, короткая. Сравнить длины рек.

Поной 425 км (3591:7х40-16270):10

Варзуга 254 км 3740:4-698+(3384:8-406)

Умба 123 км 19680х5:8:100

Кола 84 км (50170+230)х5:1000:3

Нива 32 км (925353-784305):6-23476

Воронья 155 км (24659-24008)х1000:7:100:6




Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Вот  некоторые из таких задач:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Во время проведения интегрированных уроков я убедилась, что дети проявляют высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, выполняют практические работы. Такие уроки позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу, формируют ключевые компетентности младших школьников.



  1. Русский язык - окружающий мир

Брусника

Хочешь найти ягоды зимой? Летом заметь м.стечко, где растёт брусника. З.мой раскопай там снег. Под сн.гом будут з.л.неть веточки брусники с маленькими л.сточками и красными ягодами. Брусника – вечноз.лёное растение. Ос.нью не сбрасывает листья и остаётся з.лёной под снегом. Яго.ки под стать л.сточкам. Их м.роз не берёт, снег не страшит.

- Вставить пропущенные буквы.

- Что интересного узнали о бруснике?

Северный олень

По тундре бродят огромные стада северных оленей. Удивительное животное – северный олень: крупное, сильное, неутомимое! Целый день олень работает, возит по тундре людей, грузы. А распрягут – он сам себе еду добывает.

Олений корм – кустистый ягель. Это низенькое растение светло- серого цвета. Под лунным светом кажется, что олени ходят по серебру.

Зимой серебряное пастбище занесёт глубоким снегом. Теперь, чтобы добраться до любимого ягеля, северный олень должен разгребать копытами плотный снег, рыть глубокие ямы.

К долгожданному приходу весны у него полностью стёрты копыта. Но другой лопаты для добывания необходимого корма у северного оленя нет.

Вопросы:

Почему автор называет северного оленя удивительным животным?

Чем питается северный олень? Опишите ягель.

С чем сравнивается по цвету ягель?

Какие трудности испытывает олень зимой?

План

    1. Удивительное животное.

    2. Олений корм.

    3. Ягель под снегом.

    4. Стертые копыта.



На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!