СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке "Петя и волк".

Просмотр содержимого документа
«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».»

Урок музыки в 1 классе.

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».


Тип урока: Изучение нового материала.


Задачи урока:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

  • Воспитывать  культуру слушания симфонической музыки.


Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • стенд с афишами;

  • фортепиано;

  • компьютерные программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)

  • плакат «Симфонический оркестр»;

  • карточки с названиями музыкальных инструментов;

  • презентация урока;

  • игра «Узнай музыкальный инструмент»


Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.


Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

    1. Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций).
      2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
      3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
      4. Работа обучающихся с наглядными пособиями (афиша, плакат «Симфонический оркестр»).


ХОД УРОКА


1. Организационный момент

Музыкальное приветствие

У: Прозвенел звонок -

Д: Здравствуйте!

У: Начался урок –

Д: Здравствуйте!


2. Актуализация знаний

Учитель: А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть игру, которая называется «Угадай».

Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по - одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют несколько раз.

Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?

Примерные ответы учащихся: по голосу.

Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

Учитель: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр.

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Примерные ответы учащихся: Да, есть!

Учитель: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.


    1. Содержание и организация учебного занятия

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под елью,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Гобой, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

Учитель: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»

Учитель: Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 4 – портрет композитора). Это было в 1936 году. Это сказка не обычная - это музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра.

  • С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.


У: Ребята, может кто-нибудь из вас предположить, какой будет тема нашего урока?

Д: Инструменты симфонического оркестра

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

(На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема - лейтмотив.

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

Он хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.


(Слайд 6 – пионер Петя)

Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

(Слайд 7 – струнно-смычковые) – слушание темы.

Учитель: Как вы думаете, какой  характер у Пети? Каким изобразила его музыка?

Примерные ответы учащихся:

- Веселым, озорным, радостным.

- Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

- Петя мальчик смелый, добрый.

- Мелодия Пети приветливая, беззаботная.

Учитель: Хорошо! Далее, появляется следующий персонаж сказки – это птичка. (Слайд 8 – птичка, флейта). « Все вокруг спокойно», - весело закричала она. Ее лейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе. Послушайте внимательно ее тему, чтобы потом ответить на мои вопросы. Слушание темы.

- Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?

Примерные ответы детей:

- Веселое, радостное, счастливое.

- Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.

- Или как - будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

- Тема птички легкая, проворная, порхающая, суетливая.

Учитель: Не плохо!

Вслед за Петей переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд 9 – утка, гобой). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» - слушание темы.

- Какой изображает утку музыка?

Примерные ответы детей:

- Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.

- Мелодия утки медленная, неповоротливая.

- Утка ходит в перевалку, неуклюже.

Учитель: Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадется кошка. Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один из семейства деревянно-духовых инструментов. (Слайд 10 – кошка, кларнет) – слушание темы.

- Что вы можете сказать о кошке, прослушав ее тему?

Примерные ответы детей:

- Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.

- Иногда она останавливается.

- Кошка хитрая, коварная.

- Звуки низкие, вкрадчивые.

Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 11 – дедушка, фагот) Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. Слушание темы.

- Похоже на ворчливого дедушку?

Примерные ответы детей: да!

- Старого дедушку изображает неторопливая, ворчливая мелодия.

- Ходит дедушка медленно, с трудом.

- Голос у дедушки низкий.

Учитель: И действительно. Не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. (Слайд 12 – волк, валторны). Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

- Что вы можете сказать о лейтмотиве этого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?

Примерные ответы детей:

-Музыка изображает Волка опасным хищником.

- Это злой Волк!

-Слышно как он воет.

- Музыка волка грозная, страшная.

Учитель: Совершенно верно! И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка (Слайд 13 – охотники, ударные). Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.

Примерные ответы детей:

-Это барабаны!

- Ударные инструменты!

Учитель: Правильно, тему охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.

- Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка и охотников, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».

Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.


У: Молодцы ребята, справились с заданием!

У: Прослушайте шуточную песенку про музыкальный инструмент. Какой – угадайте!

Очень весело поет,

Если дунете в нее,

Ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да.

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? (Ответ: дудочка)

Слушание песни «На зеленом лугу»

У: Определите характер произведения.

Д: Веселая, игривая песенка, очень ритмичная, танцевальная.

У: Вы совершенно правы.

У: Вам понравилась песенка? (Ответы)

У: Давайте ее разучим, но сначала распоёмся.

Распевание

    1. Работа над дыханием.

    2. Работа над артикуляцией.

    3. Работа над дикцией.

Работа над песней «На зеленом лугу».

Разучивается начало текста песни «На зеленом лугу».

На зеленом лугу – их-вох!

Раз нашел я дуду – их-вох!

То не дудка была – их-вох!

Веселуха была – их-вох!

У: Обратите внимание: в русских народных песнях нередко присутствуют необычные слова. Например, в песне « Во поле береза стояла» были слова «люли –люли», а здесь – «их-вох». Такие слова будут встречаться в народных песнях и далее.

У: Чтобы вам легче было запомнить ритм песни, повторить слова и одновременно похлопайте в ладоши.

(Дети повторяют текст, дублируя его ритмический рисунок).

У: Послушайте мелодию песни и определите. Как там движутся звуки.

(Педагог исполняет мелодию песни, школьники показывают движение ладонью – сначала вверх, затем вниз.)

У: Обратите внимание: сначала звуки движутся один за другим – вверх и вниз. Покажите ладошкой это движение мелодии – плавное. Но чтобы песня была более веселой, каждая фраза в ней заканчивается особым восклицанием – «их-вох!». На этом восклицании звучит сначала высокий звук. А затем низкий. А теперь спойте слова, которые вы выучили.

(Дети поют).

Чтобы было интересней исполнять, давайте инсценируем песню и добавим танцевальные движения - приставной шаг. Встаньте, руки поставьте на пояс.

Шагаем в сторону приставным шагом.

Вместе с шагами вперед надо выполнять повороты плечами, выставляя то одно, то другое плечо вперед.

(Дети разучивают движения).

У: Теперь спойте начало песни, одновременно выполните движения.

(Ученики выполняют задание).

При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

  1. Дикцию (четкое произношение текста);

  2. Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);

У: В нашем исполнении эта песенка «заиграла» новыми красками, стала близкой и понятной нам.

4.Повторение

У: Ребята, сегодня мы много говорили о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, собирали карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

У: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Дети: Да.

У: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Дети: Нет!

У: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.

У: Скоро у нас будет праздник «Прощание с Азбукой», для которого мы выучили песню «Шуточный урок». Давайте её исполним.

Исполнение песни «Шуточный урок».

6. Итог урока.

У: Наш урок подходит к концу. Скажите, с какими инструментами симфонического оркестра мы сегодня познакомились?

Примерные ответы детей:

У: Как называются инструменты у которых есть струны? (струнные)

- Как мы называем инструменты в которые можно бить? (ударные)

- Как мы называем инструменты в которые дуют? (духовые)

У: Звучание каких инструментов вам больше всего понравилось?

Ответы детей:

У: А теперь давайте поиграем в «Оркестр».

Дети выбирают инструменты и под музыку изображают игру на этом инструменте.

Игра «оркестр».

8. Музыкальное прощание.

У: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы сегодня очень постарались - Молодцы!

У: Прозвенел звонок -

Д: До свиданья!

У: Кончился урок -

Д: До свиданья!

У: Спасибо всем за внимание. До новых встреч!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!