СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий 3 класс.Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». 

Развитие компонентов музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

Воспитание  культуры слушания симфонической музыки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Урок музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий

3 класс




«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»























*разработка урока на диске «Приложение»



Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк» (3 класс)


Тип урока: Изучение нового материала.


Задачи урока:

Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

Воспитание культуры слушания симфонической музыки.


Оборудование:

мультимедийное оборудование;

стенд с афишами;

баян, фортепиано;

компьютерные программы (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)

плакат «Симфонический оркестр»;

карточки с названиями музыкальных инструментов;

презентация урока;

игра «Узнай музыкальный инструмент»;

тесты;

ответы к тестам;

В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).


Методы:

словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

метод контрастного сопоставления;

метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.


Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.



Виды деятельности на уроке:


1. Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций).

2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).

4. Выполнение контрольных заданий (письменная работа).

5. Работа обучающихся с наглядными пособиями (афиша, плакат «Симфонический оркестр», «Приглашение» на сказку С.Прокофьева «Петя и волк»).






ХОД УРОКА


1. Организационный момент


Приложение 1. Слайд 1


Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.


2. Актуализация знаний


Учитель: С музыкой какого композитора вы познакомились на прошлом уроке?


Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.


Приложение 1. Слайд 1


На экране – портрет С.С.Прокофьева.


У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?


Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.


Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка» дети вывешивают на стенд с афишами.


3. Содержание и организация учебного занятия


У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.


Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».


Слайд 1 (На экране – название сказки)


Приложение 1. Слайд 2


У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.


Приложение 1. Слайд 3


Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).


Приложение 1. Слайд 4


У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).


У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.


Приложение 1. Слайд 5


Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.


Приложение 1. Слайд 6


У: Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

Даша П.: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).

Данил М.: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).

Никита Ш.: «Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).

У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).


Приложение 1. Слайд 7


У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».


Приложение 1. Слайд 8


У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.

У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»


Приложение 1. Слайд 9


У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».


Приложение 1. Слайд 10


На экране – Кошка, Утка, Птичка.


У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.


Приложение 1. Слайды 11, 12


Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).


У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

У: К какой группе инструментов относится флейта?

Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.


На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».


Приложение 1. Слайды 13, 14


На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.


У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.


Приложение 1. Слайды 15, 16 (Проверка ответов: на экране – Кошка).


Приложение 1. Слайд 17


У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).

Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.


Приложение 1. Слайд 18


На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.


У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.


Приложение 1. Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).


Приложение 1. Слайд 21


У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?

К какой группе инструментов относится гобой?

Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.


4. Повторение


Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)


У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.


5. Тестирование


У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).


Приложение 1. Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).


Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.


6. Итог урока.


Приложение 1. Слайд 23


Приложение 1. Слайд 24


На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.


Приложение 1. Слайд 25


На экране остаются Волк, Охотники.


У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.


7. Домашнее задание


Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.


8. Музыкальное прощание.


Приложение 1. Слайд 25 (гиперссылка «Песня»)


Выход под музыку (песня композитора В.Пшеничникова «Сказка по лесу идет»).


Приложение 1 (Презентация учебного материала)

Приложение 2 (Игра «Узнай музыкальный инструмент»)

Приложение 3 (Образцы тестов)

Приложение 4 (Ответы к тестам)

Приложение 5 (Текст песни «Сказка по лесу идет», музыка В.Пшеничникова)

Просмотр содержимого документа
«приложение3»

Приложение 1

Тесты к симфонической сказке «Петя и волк»


Приглашение

на концерт симфонической музыки



С.С.Прокофьев

Симфоническая сказка

для детей

«Петя и волк»


№1. Отметьте знаком (+) инструменты Пети

Какие инструменты исполняют тему Пети?


  1. Деревянные духовые

  2. Медные духовые

  3. Струнные смычковые


№2. Отметьте знаком (+) инструмент Кошки

Какой инструмент исполняет тему Кошки?


  1. Флейта

  2. Гобой

  3. Кларнет


№3. Отметьте знаком (+) инструмент Птички

Какой инструмент исполняет тему Птички?


  1. Кларнет

  2. Гобой

3. Флейта


№4. Отметьте знаком (+) инструмент Дедушки

Какой инструмент исполняет тему Дедушки?


  1. Флейта

  2. Фагот

  3. Кларнет





№5. Отметьте знаком (+) инструмент Уточки


Какой инструмент исполняет тему Уточки?


1. Кларнет

2. Гобой

3. Флейта





Просмотр содержимого презентации
«приложение 4»

Ответы к тестам: «Инструменты симфонического оркестра  в сказке С.Прокофьева  «Петя и волк» Ответы к тестам можно использовать как музыкальную викторину. Как работать с викториной, смотрите в комментариях на следующем слайде.

Ответы к тестам:

«Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Ответы к тестам можно использовать как музыкальную викторину. Как работать с викториной, смотрите в комментариях на следующем слайде.

№ 1: Какие инструменты исполняют тему Пети? Деревянные духовые Ударные Струнные смычковые Задание №2:

1: Какие инструменты исполняют

тему Пети?

Деревянные духовые

Ударные

Струнные смычковые

Задание №2:

Подумайте ещё! Подумайте ещё!

Подумайте ещё!

Подумайте ещё!

Струнные смычковые Правильно!

Струнные смычковые

Правильно!

Какой инструмент исполняет тему Кошки ? № 2: Флейта Гобой Кларнет Задание №3:

Какой инструмент исполняет

тему Кошки ?

2:

Флейта

Гобой

Кларнет

Задание №3:

Не спешите!

Не спешите!

КЛАРНЕТ Правильно!

КЛАРНЕТ

Правильно!

Какой   инструмент исполняет тему птички? № 3: Кларнет Гобой Флейта Задание №4:

Какой инструмент исполняет

тему птички?

3:

Кларнет

Гобой

Флейта

Задание №4:

Подумайте ещё!

Подумайте ещё!

ФЛЕЙТА Правильно!

ФЛЕЙТА

Правильно!

Какой инструмент исполняет тему Дедушки? № 4: Флейта Фагот Кларнет Задание №5:

Какой инструмент исполняет

тему Дедушки?

4:

Флейта

Фагот

Кларнет

Задание №5:

Подумайте ещё!

Подумайте ещё!

ФАГОТ Правильно!

ФАГОТ

Правильно!

Какой инструмент исполняет тему Уточки? № 5: Кларнет Гобой Флейта

Какой инструмент исполняет

тему Уточки?

5:

Кларнет

Гобой

Флейта

Ай, яй, яй! Не спешите!

Ай, яй, яй!

Не спешите!

ГОБОЙ Правильно!

ГОБОЙ

Правильно!

Просмотр содержимого презентации
«приложение1»

Вход в класс: С.С.Прокофьев  «Петя и волк»  Симфоническая сказка для детей

Вход в класс:

С.С.Прокофьев

«Петя и волк» Симфоническая сказка для детей

Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Тема урока:

Инструменты симфонического оркестра

в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Учиться?   Различать инструменты: по тембру; по внешнему виду . Определять героев сказки по характеру музыки. Сочинять мелодии для героев сказки.

Учиться?

Различать инструменты:

  • по тембру;
  • по внешнему виду .

Определять героев сказки

по характеру музыки.

Сочинять мелодии для героев сказки.

Песня? Марш?  Характер?    Танец?

Песня?

Марш?

Характер?

Танец?

Инструменты?(изобразите) СКРИПКА АЛЬТ ВИОЛОНЧЕЛЬ КОНТРАБАС

Инструменты?(изобразите)

СКРИПКА

АЛЬТ

ВИОЛОНЧЕЛЬ

КОНТРАБАС

Характер ?   Сердитый ? Радостный ? Ворчливый ?

Характер ?

Сердитый ?

Радостный ?

Ворчливый ?

Высокие Низкие

Высокие

Низкие

Кого изображает музыка?  Что делает? 2 1 3

Кого изображает музыка?

Что делает?

2

1

3

Инструмент? (изобразите)

Инструмент?

(изобразите)

Радостное Беззаботное Тоскливое

Радостное

Беззаботное

Тоскливое

Мягкий Бархатный Звонкий

Мягкий

Бархатный

Звонкий

Резкий Нежный «Крякающий»

Резкий

Нежный

«Крякающий»

Игра «Узнай инструмент» Ответы к тестам

Игра «Узнай инструмент»

Ответы к тестам

Что нового узнали на уроке? 1. Инструменты симфонического оркестра; 2. Героев симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева. Научились? Различать …  Определять  …  Сочинять ...

Что нового узнали на уроке?

1. Инструменты симфонического оркестра;

2. Героев симфонической сказки «Петя и волк» С.Прокофьева.

Научились?

Различать Определять Сочинять ...

Ответ: Щелкните мышкой на изображение Посмотрите  внимательно! Желаю успехов!

Ответ: Щелкните мышкой на изображение

Посмотрите

внимательно!

Желаю успехов!

Песня Песня Правильно! Молодцы!

Песня

Песня

Правильно!

Молодцы!

Просмотр содержимого презентации
«приложение2»

Игра  «Угадай музыкальный инструмент» Задание:  Назовите инструменты, исполняющие темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Игра «Угадай музыкальный инструмент»

Задание:

Назовите инструменты,

исполняющие темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Какой инструмент исполняет тему Птички?  Гобой Флейта

Какой инструмент исполняет

тему Птички?

Гобой

Флейта

Какой инструмент исполняет тему Дедушки?  Гобой Фагот

Какой инструмент исполняет

тему Дедушки?

Гобой

Фагот

Какой инструмент исполняет тему Кошки? Кларнет Флейта

Какой инструмент исполняет

тему Кошки?

Кларнет

Флейта

Какой инструмент исполняет  тему Уточки? Флейта Гобой

Какой инструмент исполняет

тему Уточки?

Флейта

Гобой

Какие инструменты исполняют тему Пети? Деревянные духовые Струнные смычковые

Какие инструменты исполняют тему Пети?

Деревянные

духовые

Струнные

смычковые

Приглашаю вас на сказку «Петя и волк»

Приглашаю вас на сказку

«Петя и волк»

Просмотр содержимого презентации
«приложение5»

«Сказка по лесу идёт» Муз. В. Пшеничникова

«Сказка по лесу идёт»

Муз. В. Пшеничникова

Сказка по лесу идёт,  Сказку за руку ведёт,  Из реки выходит сказка,  Из трамвая, из ворот.

Сказка по лесу идёт, Сказку за руку ведёт, Из реки выходит сказка, Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?  Это – сказок хоровод!  Сказка – умница и прелесть,  С нами рядышком живёт.

Это что за хоровод? Это – сказок хоровод! Сказка – умница и прелесть, С нами рядышком живёт.

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

А за мной и за тобой  Сказки бегают гурьбой.  Обожаемые сказки  Слаще ягоды любой.

А за мной и за тобой Сказки бегают гурьбой. Обожаемые сказки Слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,  Справедливость в ней царит.  Сказка умница и прелесть,  Ей повсюду путь открыт!

В сказке солнышко горит, Справедливость в ней царит. Сказка умница и прелесть, Ей повсюду путь открыт!

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова  Добрый Злова победил.  Чтобы, Добрый чтобы Злова  Стать хорошим убедил.

Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый Злова победил. Чтобы, Добрый чтобы Злова Стать хорошим убедил.


Скачать

© 2017, 3128 37

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!