Инструкция по разработке
рабочей программы по предмету
1. Структура рабочей программы по предмету
Титульный лист;
Пояснительная записка;
Обязательный минимум содержания образовательной программы;
Требования к уровню подготовки учащихся
Расширенное календарно-тематическое планирование.
2. Пояснительная записка должна содержать:
общую характеристику учебного курса, его места и роли в общеобразовательной подготовке школьников и системе обучения данному предмету;
краткий анализ факторов, обуславливающих специфику преподавания курса в конкретных условиях образовательного учреждения;
обоснование целесообразности изменений, произведенных в примерной программе, авторских принципов построения рабочей программы;
ссылку на нормативные документы, в соответствии или на основе которых составлена рабочая программа;
указание количества учебных часов на реализацию, в объеме которых рассчитана рабочая программа;
определение целей и задач изучения курса (формулируются на основе ГОС, но могут содержать дополнения и уточнения с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения и даже класса).
Желательно дать в пояснительной записке краткую информацию об особенностях методики преподавания, формах учебных
занятий, приемах и методах обучения, образовательных технологиях, способах контроля качества знаний, посредством которых планируется достижение поставленных задач.
Пояснительную записку необходимо дополнить сведениями об учебно-методическом обеспечении курса с указанием авторов, названия, места и года издания учебных пособий. При этом помимо учебников, целесообразно указать те дополнительные учебные пособия, которые предполагается регулярно использовать при реализации курса (в т.ч. - электронные образовательные ресурсы).
3. Основное содержание программы.
В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Учитель, разрабатывая рабочую программу, может:
определять новый порядок изучения материала, отличающийся от предлагаемого в программе;
вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы;
расширять перечень дидактических единиц, дополнять требования к уровню подготовки учащихся.
Обязательно указание наличия или отсутствия изменений по сравнению с примерной или авторской программой. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по предмету, должны быть обоснованными, логически проистекая из заявленных в пояснительной записке особенностей организации образовательного процесса.
4. Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся проектируются с учетом и на основе ГОС. Они формулируются в деятельностной форме по трем основным составляющим: предметно-информационной («Учащиеся должны знать...»), деятельностно-коммуникативной («Уметь...») и ценностно-ориентационной («Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни»).
Примерные программы по ряду предметов и государственный образовательный стандарт дают характеристику требований к уровню подготовки учащихся на момент окончания определенной ступени образования (основное общее образование, среднее (полное) общее образование) без детализации по годам обучения. Некоторые из требований, естественные для выпускника 9 класса, едва ли можно предъявлять к ученику, закончившему 5-й класс.
Образец оформления титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №__
Рассмотрена и согласована
школьным методическим
объединением
от «____» __________ 20___г.
Согласована
на методическом совете
от «____» __________ 20__ г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ № _»
_____________ _________
от «____» _________ 20__ г.
Рабочая программа
по
(указать предмет и класс)
на 20___-20___ учебный год
Разработчик: Ф.И.О., занимаемая должность, категория
_населенный пункт___
20___
П римерная структура календарно-тематического планирования.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид деятельности учащихся на уроке | Примечания* | Дата проведения |
| план | факт |
| 5А | 5Б | 5А | 5Б |
Введение | | | | |
1 | Вводный урок. Обзор курса литературы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конспектирование | Р/к | 2.09 | 2.09 | | |
| | | Повторительно-обобщающий Урок-презентация Урок-семинар Урок контроля Лекция Практикум и т.д. | Коллективная работа Индивидуальная работа Выразительное чтение Групповая работа Практическая работа и т.д. | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
* - Учитель может определить название данной колонки и указывать необходимую для себя информацию.