Лабораторно-практическая работа
Движение цитоплазмы
Цель работы.
Обнаружить движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Материалы и оборудование.
Веточки элодеи (валлиснерии, волоски с тычиночных питей традесканции), микроскоп, термометр, химические стаканы на 200 мл, электролампа в 200 Вт.
Краткое теоретическое пояснение.
Одним из свойств цитоплазмы является ее движение. Оно обеспечивает взаимодействие всех органелл клетки. Скорость движения зависит от возраста клетки и температуры. Обнаружить движение цитоплазмы можно по перемещению в ней хлоропластов. Обычно трудно наблюдать движение цитоплазмы в клетках элодеи, если она содержится в аквариумах при недостаточном освещении и низкой температуре воды, так как в этих условиях все жизненные процессы в клетках идут замедленно. Чтобы опыт прошел успешно, следует его заранее подготовить. Для этого веточку элодеи надо выдержать в воде при температуре +25 ... +28°С на ярко освещенном окне или под электролампой в 200 Вт в течение 30 мин.
Ход работы.
Для наблюдения за движением цитоплазмы берут лист элодеи, выдержанный на ярком свету, помещают его в каплю теплой воды на предметное стекло, накрывают покровным и рассматривают препарат под микроскопом. Выбирают участок листа около средней жилки, так как в расположенных здесь клетках содержится меньше хлоропластов, что облегчит наблюдение за их движением.
Вывод.
Цитоплазма в клетках движется, что видно по перемещепию хлоропластов.
Контрольный вопрос.
Почему в старых клетках хлоропласты двигаются постепно, а в молодых — по всем направлениям?
Лабораторная работа
Тема. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.
Цель: ознакомиться с внешним строением цветкового и спорового растения.
Оборудование и материалы
1. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. 2. Растения пастушья сумка и папоротник, семена любого растения (например, редиса).
Ход работы
Задание 1. Знакомство с цветковым растением
Рассмотрите цветковое растение.
Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
Определите, где находятся цветки и плоды.
Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
Рассмотрите плоды, определите их количество.
Сделайте выводы.
Задание 2. Знакомство со споровыми растениями
Рассмотрите растение и лист папоротника.
Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.
Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпятся.
Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.
Сравните размеры спор и семян.
Сделайте вывод.
Мир растений разнообразен. Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (высшие и низшие) и по размерам тела.
Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения — организмы.
Назовите вегетативные органы яблони и ели.
Приведите примеры знакомых вам высших растений.
Какие споровые растения вы встречали в природе?