МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
(На примере дисциплины литературы)
ояснительная записка
Представленная инновационная тематика уроков ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения. Применены такие приему: постановка проблемных вопросов при изложении нового материала, применение практических заданий, ситуационных задач, наглядных пособий и технических средств обучения. Побуждение студентов к ведению записей, созданию опорных конспектов и публичных выступлений.
Значительная часть уроков построена на произведениях внеклассному чтению, использование которых способствует личностному самоопределению и достижению определенного уровня студентов в системе социальных отношений, требований, определяемых временем и повышению культуры устной и письменной речи, побуждению их к практической и мыслительной деятельности.
Большое внимание уделяется созданию эмоционального отношения к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В эмоциональной обстановке уроков обостряется внимание к теоретическому материалу, приобщению к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому материалу, повышению его духовно-нравственной значимости.
Концепция: Для чего изучать?
Чему учить?
Как учить?
Задачи:
Возродить литературу к ее фундаментальным ценностям и нравственным человеческим первоосновам.
Пересмотреть интерпретацию художественных произведений в программах, отразив достижения современной науки и учитывая возможность разных явлений об информационных концепциях произведений его первоосновах и конфликтах.
Возвратить в класс тех писателей и поэтов чьи имена были не по праву забыты.
Шире применять формы и методы при обучении, специфичные для литературы позволяющие достигать в конкретных условиях высокие результаты.
Развить творческую самостоятельность и творческие способности студентов, перестроив учебно-воспитательный процесс на принципах общения педагогического сотрудничества.
Вести обучение на определенном уровне трудности в связи с тем ,что низкий уровень затормаживает творческие способности учащихся.
Установить связи литературных документов с художественными произведениями с целью обучения учащихся навыкам научного поиска и творчества.
Не оставлять без внимания самообразование студентов, уделять особое внимание урокам внеклассного чтения.
Отвести большую роль внеклассным и внешкольным мероприятиям литературы.
Необходимо использовать на уроках средства живописи, искусства, музыку:
Сборник «Искусство в школе», Москва, 1981-глава «Киноискусство и литература»,- глава «Произведение издательства искусства на уроках литературы».
Мерецкая Н.В. «Сопряжение» (Из опыта работы- литературный клуб факультатив творчество Чехова МПС)
Сборник «МПС при изучении литературы в школе», под редакцией Колокольцева М. 1990
Старцева З.С. «Содружество искусств на уроках литературы» М. 1989
Максимова В.И. «МПС в учебно-воспитательной работе современной школы», М. 1987
Ян Платок «Верьте музыке», М. 1989 (Творчество Булгакова, Маяковского, Цветаевой, Пастернака)
Мерецкая Н.В. «Эстетическое воспитание в школе рабочей молодежи», М.1965 (Пушкин и музыка, Чехов и Левитан)
ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ.
Зепалова «Урок литературы и театра» М. 1982
Мерецкая Н.В. «Сопряжение» ( стр. 142 – 180- «Как изучать литературу, играя литературу»
Крымова Н. «Любите ли вы театр», М.1989
Эстетическое воспитание школьников средствами театра- Мурманский пединститут, 1990
Найденов Б.С. «Выразительность речи и чтения», М. 1969
Система творческих заданий и ее доказательства, продуманность – Миропольская М.Е. «Вслушиваясь в слово», Киев 1989 (задание на воображение)
«Основы эстетического воспитания», М. 1986
Психологическо-педагогические основы преподавания литературы в школе, М.1987 – глава приложение
«Задание Чичерина для длительной самостоятельной работы учащегося, - журнал «Русский язык и литературы в УССР» №5 (1990), с.43
МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ.
А.Чирва «Книга в твоих руках»- глава «Ступени погружения в книгу», М.1989
Ю. Азаров «Не подняться тебе, старик» М.1989
Ю. Азаров «Радость учит и учиться», М.1989- глава «Как развернутый во времени мир человека»
Беленький - статья «Сообразность»- Журнал «Русский язык и литература УССР» №5 1990
О.С. Богданович «Эстетические беседы с подростками», М. 1987
Е.А. Просолова «В союзе с красотой», Мю 1987 (развитие форм внеклассной работы- посиделки, различные формы общения, обогащение речи и раскованность»
ИНЕСЦЕНИРОВАНИЕ.
Т.Б. Соломатина «Обучение инсценированию» - Журнал «Литература в школе» №1 1982
В.К. Путинцева «Проникновение в художественный мир произведения», - Журнал «Литература в школе» №6 1985
Т.Ф. Курдюмова «От диалога к монологу», - Журнал «Литература в школе» №4 1986
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
«Интегрированный урок» - Журнал «Начальной школы» №3 1990
Основополагающие материалы:
ст. Беленького – «Беспокойный предмет» Ж\л «Русский язык и литература в УССР» №1, 1990
ст. Беленького – «Курс литературы чему учить» №3 ,1990
ст. Беленького «Сообразность природы искусства» №5, 1990
М.Г. Качурин – Суверенность искусства , Литературное образование Л.Ш. №3 (1989)
Звянидковский – «Чему учить» Русский язык и литература УССР №2, 1990
Литература в школе №6 (1987)- проекты программ
Литература в школе №1 (1988)- списки рекомендуемой литературы
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОНЫХ УРОКОВ ПО ВНЕКЛАСНОМУ ЧТЕНИЮ
1 урок – Введение.
«Мой читательский выбор»
(По современной советской поэзии)
Тип урока – урок – обозрения.
По произведениям: Р. Рождественский, Л. Татьяничева, О. Фокин, Р. Гамзатов, С. Орлов, М. Дунин, Ю. Друнина, В. Тушнова.
Мадер Р. Д. «Уроки – беседы по современной поэзии», М. 1986
ТЕМА РАТНОГО ПОДВИГА СОВЕСТКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
Б. Васильев: «В списках не значится – урок – памяти
В основе анализ произведений :
- С. Алексеевич «У войны не женское лицо»
- Б. Васильев «А зори здесь тихие»
- Д. Гранин «Клавдия Вилор»
- О. Кожухова «Двум смертям не бывать»
- А. Алексин «Запомни его лицо»
Стихи поэтесс:
- Ю. Друнина, О. Бергольц.
Познакомить на уроке со статьёй В. Антонова «Лицо войны» Журнал «Смена» №9 (май) 1989
УРОК – РЕКОМЕНДАЦИЯ
(Самостоятельно прочитанное произведение)
- Ю. Смуул «Ледовая книга»
- Л. Мартынов «Первооткрыватели»
- Д. Гранин «Искатели»
- Д. Гранин «Это странная жизнь»
- Ю. Кочаев «И гневается океан»
В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я (АПС)
(УРОК – ДИСПУТ)
- В. Тендряков «Ночь после выпуска»; «Шестьдесят свечей»
- А. Кузнецова «Земной поклон»
- Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
- М. Прилежаева «Юность Маши Строговой»; «Осень».
- А. Лиханов «Благие намерения»
- Ю. Поляков «Работа над ошибками»
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
(УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ)
- М. Малич «Северное сияние»
- Л. Лебединская «Последний месяц года»
- А. Гессен «В глубине сибирских руд»
- Б. Окуджава «Глоток свободы»
(Проблема выбора нравственной позиции, поиска жизненного идеала, формирование жизненных принципов).
НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК МОЛОДОГО ГЕРОЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(УРОК – РАЗДУМЬЕ «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»)
- А. Алексин «Игрушка» (Журнал «Октябрь» № 4, 1989)
- Ю. Нагибин «Встань и иди»
- Л. Разгонов «Мир, в котором дети не гости»
- А. Алексин «А тем временем где-то»; «Звоните и приезжайте»; «Позавчера и после завтра».
- Л. Габышев «Одлян или воздух свободы» (Журнал «Новых мир» № 6, 7 (1989))
- И. Поляк «Песни задрипанного» Журнал «Октябрь» № 1, 1990
ТЕМА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
(УРОК – БЕСЕДА)
- Ч. Айтманов «Первый учитель»
- В. Тендряков «Весенние перевёртыши»
- Философская лирика Н.Заболоцкий «О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенный век» - урок поэтический час
НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ – ПЕЧОРИН.
Мог или не мог Печорин такое стихотворение, если бы писал стихи?
Гумилев – поэтический одаренный Печорин.
УРОК – ПОИСК ИЛИ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
(СТАТЬИ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ЖУРНАЛОВ) :
- «Новый мир» № 12, 1987
- «Московские новости» № 48, 1989
- «Альмонах поэзия» № 52, 1989
УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА «ГОЛОС СОВЕСТИ СЛЫШУ СВОЕЙ»
УРОК – МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(УРОК – ДИСПУТ)
- Е. Воронцова «Девочка и адмирал» («Девочка и футболисты»)
- А. Рыбаков «Трилогия о Кроше»
- Ю. Щекочихин «Ловушка № 6» (Кинофильм «Меня зовут Арлекино»)
- Н. Павлова Пьеса «Вагончик»
- Г. Щербакова «Отчаянная осень».
«Если по совести» (Урок – обзор) – современная публицистика
- статья Ю. Черниченко
- Артем Стреленный.
УРОК – УСТНЫЙ ЖУРНАЛ « А ПРОШЛОЕ КАЖЕТСЯ СНОМ» (ТЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ) – ПО ПУБЛИКАЦИЯМ НИКОЛАЯ ШМЕЛЕВА – СТРАНИЦЫ -
1 страница – НАЧАЛО -
Тема репрессий, тема сталинизма -
- Б. Васильев «Завтра была война»
2 страница – КАК ЭТО БЫЛО:
- А. Бек «Новые назначения» (Группа делится на творческие группы и каждая получает задание):
- 1 группа – Выбирать эпизод, который с вашей точки зрения наиболее ярко раскрывает тему и «новое назначение»;
- Роль воспоминаний о тридцатых годах, о войне в идейном содержании романа;
- Анисимов и его окружение в тридцатые и сороковые годы
- 2 группа – Выбрать эпизод, который связан со всем романом, что нового вносит он в характеристику героя?
- 3 группа – Найти эпизод, который рассказывает о том, как Анисимов узнает о своем новом назначении :
Что открыло Анисимову это назначение;
Суть трагедии Анисимова.
На основе произведений :
- Ю. Домбровский «Факультет не нужных вещей»
- О. Волков «Погружение во тьму» - роман – газета № 6, 1990
- А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
- Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
3 страница – ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛИ?
- СТРАХ -
- Б. Антокольский «Московская улица» Журнал «Знамя» № 2, 1989
- ПРЕДАТЕЛЬСТВО -
- Ю. Нагибин «Встань и иди»
- СТРАХ И УЖАС ЖИЗНИ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ -
- Ю. Даниэль «Искушение» Журнал «Юность» № 11, 1989
- М. Дудинцев «Белые одежды»
4 страница – ИТОГ -
- Г. Владимов «Верный «Руслан»» Журнал «Знамя» № 2, 1989
УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ:
1. Вступительное слово учителя, стремление уловить движение, нравственных ценностей во времени предупреждение об опасностях утраты человеческой памяти.
2. Память и нравственность – основной мотив литературы.
- В. Распутин «Прощание с Матерой»
- Ч. Айтманов «Буранный полустанок»
3. Перенесение центра памяти на документы, открывающие правду жизни
- С. Алексеевич «У войны не женское лицо»
4. Соотнесение разновременных пластов, установление связи между различными историческими процессами, попытка оценить современную жизнь, с позиции предшествующих поколений :
- В. Быков «Карьер»
- В. Быков «Знак победы» (11)
- Ю. Нагибин «Терпение»
- Ю. Трифонов «Старик» (11)
5. Размышление о взаимоотношениях человека и эпохи, о роли личности в истории :
- Б. Окуджава «Путешествие делитантов»; «Свидание с Бонапартом»; «Бедный Авросимов»
6. Обращение к историческим страницам истории, размышление о человечности и его проявлениях в безчеловечных условиях :
- Г. Жженов «От глухаря до жар-птицы».
Нравственная конференция порождения сталинской эпохой и ее влияние на последующую жизнь общества, на философское, человеческое сознание. (Возможно проведение устного журнала – 3 стр.)
- А. Солженицын «В круге первом»
Исследования противостояния личности эпохи в книге Д. Гранина «Зубр» (11)
ВЫВОД (по сталинизму) - Чем он опасен?
1. Человек отказывается от всего человеческого во имя государства «Государство, которое требует подавление человека в себе, это государство – безнравственное» М. Пришвин.
2. Формирующийся некий стереотип в мышлении, в жизни, в поведении, «жизнь по лозунгам».
3. Готовность всегда при любых обстоятельствах безумно выполнить любое распоряжение.
4. Лучшие из лучших больны, потому что они отказались от себя, как от личности и возрастили в себе стереотип поведения.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.Н.ОСРОВСКОГО ИЛИ ПЕРЕД:
УРОК – ТЕАТР – ПО ПЬЕСАМ ОСТРОВСКОГО
- «Волки и овцы»
- «Таланты и поклонники»
- «Лес»
- «На всякого мудреца довольно простоты»
- «Сказка снегурочка»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Показать разнообразие мира Островского
- Познакомить с проблемами, которые ставит Островский и которые близки нам сейчас.
На уроке обязательно должно быть, инсценирование – показать искусство декорации, искусство занавеса.
СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ПОСЛЕ ОСТРОВСКОГО)
УРОК – СПЕКТАКЛЬ:
ПО ПЬЕСАМ :
- Л. Петрушевская «Песни двадцатого века» ; «Три девушки в голубом»;
- В. Розов «Дома»; «Мы пришли»
- О. Ершов «Афганцы, их возвращение домой»
- Алешин «Тема с вариациями»
И. С. ТУРГЕНЕВ. ЛЮДИ НАУКИ, ИХ ТРУД И СУДЬБА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
УРОК – СЕМИНАР ИЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ:
- Д. Гранин «Иду на грозу»
- «Четверть века спустя» Журнал «Нева» № 6, 1988 стр. 155 – 160
- П. Загребный «Разгон»
- М. Дудинцев «Белые одежды» (11)
- Д. Гранин «Зубр» (11)
ЦЕЛЬ:
Обсуждение проблем науки, затронутых в романе
Показать историческую и культурную обстановку в стране, обратить внимание учащихся на понимание контекста ,сложность характера и поступков героев и нравственный выбор
Как отразилось в литературе борьба биологической науки послевоенного времени
УРОК-ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:
Биолог - почему возникло учение о генах и генетике
Почему такое большое значение принимает наследственность
И все-таки почему именно «гены» останавливаются на них, как на объектах дискуссии
Н.Г ЧЕРНЫШЕВСКИЙ - ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОТНОШЕНИЙ В ПРОЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ФАНТАСТОВ:
ТЕМА РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н. РУБЦОВА И А. АХМАТОВОЙ
УРОК - ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ. ( ПО БИОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ И ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АВТОРОВ)
М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН.
УРОК – РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ «САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «СМЕХ – ОРУЖИЕ СИЛЬНЫХ» ( ПО ТИПУ ИГРЫ «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»
Ильф и Петров «Двенадцать стульев»; «Золотой теленок»
М. Зощенко «Рассказы»
М. Булгаков «Собачье сердце»
Ф. Искандер «Кролики и удавы»
ТАТР САТИРЫ - В.В. МАЯКОВСКИЙ.
( РАССКАЗАТЬ О НЕМ И РАСКРЫТЬ ПРОБЛЕМАТИКУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ТЕНДРЯКОВА ( УРОКИ – ДИСПУТЫ)
«Чистые воды Китяжа»
«Пара гнедых»
«Параня»
«Люди или нелюди»
«Хлеб для собаки»
ВОЗМОЖНО: ТРАДИЦИИ ДОСТОЕВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ В. БЫКОВА.
Л.Н. ТОЛСТОЙ.
( ОСТАНОВИТЬСЯ ГЛУБОКО НА ВОПРОСАХ О МАССОНСТВЕ – ЖУРНАЛ « ЭХО ПЛАНЕТЫ » № 29 , 30, 1990)
ТРАДИЦИИ ТОЛСТОГО В ОСМЫСЛЕНИИ ТЕМЫ ВОЙНЫ:
Ах, война, война… Болеть нам ею не переболеть, вспоминать ее не перевоспоминать…
В. Астафьев «А где-то была война»
В. Кондратьев «Отпуск по ранению»; «Встречи на стреженке»; «Этот срок восьмой»
Д. Гранин «Еще заметен след»
В. Смирнов «Заулки»
«О войне, мире, жизни» Журнал «Литературное обозрение» №5, 1990
ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Составление характеристик героям, не обращаясь к письмам Потапова, что пропадает в таком пересказе?
Чем отличается подобная характеристика от автора?
Почему идейно-художественным стержнем можно считать письмо?
Почему Татьяна Петровна счастливо по-детски суетясь ,готовя дом к приезду незнакомого человека?
Как характеризует Потапова его письмо?
Можно ли говорить о гражданственности, патриотизме, разнообразии интересов Потапова?
О чем вспоминает Потапов в страшные минуты боя?
ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ:
Основная мысль рассказа?
Выпишите, какие приметы городка и дома с нежностью вспоминает герой.
Найдите эпизоды ,где дом встречает его, как старого хозяина, сравните их.
НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ МИНИАТЮРУ «БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ – ЭТО НЕ МАЛОВАЖНО « В. АСТАФЬЕВ
А.П. ЧЕХОВ
НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
(ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ В. ШУКШИНА)
УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ.
(ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПИСАТЕЛЯ В ИЗЛОЖЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОСТИ, ЯВЛЕНИЙ, МЕШАЮЩИХ ДВИЖЕНИЮ НАШЕГО ОБЩЕСТВА)
ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ?
УРОК-ДИСПУТ ИЛИ СЕМИНАР.
Ю. Трифанов «Обмен» (11)
А. Ким «Отец лес» - Журнал «Новый мир» №4,5,6, 1987
С. Каледин «Смиренное кладбище» Журнал «Новый мир» №5,1987
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ- УРОК –КОНЦЕРТ «АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИЛИ РОК-ПОЭЗИИ» №52 ,1989
1 УРОК – «ПАРНИ, ПАРНИ! ЭТО В НАШИХ СИЛАХ ЗЕМЛЮ ОТ ПОЖАРА УБЕРЕЧЬ!»
ТЕМА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
УРОК - ПОЛИТБОЙ ( ПРОВОДИТСЯ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ)
В. Губарев пьесса «Саркафаг»
Ю. Щербак «Чернобыль»
С. Законников «Черная пыль»
Разработка урока в журнале «Русский язык и литература в УССР» №3,1990
Ю. Бондарев «Игра»
В. Коротич «Лицо ненависти»
В. Овчинников «Горячий пепел»
Ю. Поляков «Сто дней до приказа» Журнал «Юность» №11 ,1987
С. Каледин «Стройбат» Журнал «Новый мир» №4,1989
НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧОНКИНА
Разговор молодых и мое отношение к ним.
Ваше отношение к поведению Зуба?
Почему Зубов стал Зубом?
Отношение стариков к молодым, правильно ли оно?
Почему безропотно молодые выполняют приказы стариков?
Как оцениваете поведение автора и его позицию?
Кто из офицеров действительно близок к солдатам?
Что толкнуло сбежать из части Елиня?
Все ли старшины похожи на Зуба?
Соответствует повесть действительности?
Какой вывод вы сделали, прочитав повесть?
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ М. ГОРЬКОГО ( ВОЗМОЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ОБРАЗУ ВОЖДЯ ДРАМАТУРГИИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ШАТРОВА)
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ А. БЛОКА. «ИНТИЛЕГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» - УРОК - ОБЗОР – «СЛОМАЛА- ТАКИ ,ПОГАНАЯ, ИЗГНИВАЯ РОДИМАЯ МАТУШКА – РОССИЯ, КАК ЧУШКА СВОЕГО ПОРОСЕНКА» ( БЛОК НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ)
ТВОРЧЕСТВО И СУДЬБА А. АХМАТОВОЙ.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ В.В. МАЯКОВСКОГО.
ТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.
В. Катаев «Время вперед»
А. Платонов «Котлован»» «Чивингур»
А. Твардовский «Страна Муравия»; «По праву памяти»
А. Соложеницин «Один день Ивана Денисовича»
А.ФАДЕЕВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РОМАНТИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.
ПОСЛЕ Н. ОСТРОВСКОГО.
РЕВОЛЮЦИЯ ПОРОДИЛА НЕ ТОЛЬКО ПОКОЛЕНИЕ КОРЧАГИНЫХ, НО И ПОКОЛЕНИЕ ШАРИКОВЫХ.
(Это аномалия выдавалась за образцы поведения – донести до учащихся)
В. Солоухин «Смех за левым плечом» - Журнал «Москва» №1,1989
А. Абрамов «Поездка в прошлое» - Журнал «Новый мир» №5 ,1989
«Пройти через отчаяние» Журнал «Юность» №2,1990
Л. Чуйковская «Софья Петровна»
ПОСЛЕ М. ШОЛОХОВА,
КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.
УРОК - УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
В ВСТУПИТЕЛЬНОМ СЛОВЕ – О ПРОБЛЕМАХ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ.
1 страница - ТРАГЕДИЯ БЕЗ ВИНЫ ОСУЖДЕННЫХ ЛЮДЕЙ
2 страница – СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОТИВ НАСИЛЬСТВЕННОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ВОЙНЫ
ТЕМА ВОРЕННОПЛЕННЫХ
А. Твардовский «Дом у дороги»
К. Воробьев «Крик»; «Это мы, Господи»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
А. Соложеницин «Пленники»
УРОК – ДИСПУТ – МНЕ В МИРЕ ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО (ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ)
Составила: преподаватель русского языка и литературы_______ Н.В. Андреева