СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения студентов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развить эстетический вкус и эмоциональное восприятие произведений русской и зарубежной литературной классики, используя инновационные технологии в обучении на уроках литературы. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения студентов»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(На примере дисциплины литературы)



















ояснительная записка

Представленная инновационная тематика уроков ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения. Применены такие приему: постановка проблемных вопросов при изложении нового материала, применение практических заданий, ситуационных задач, наглядных пособий и технических средств обучения. Побуждение студентов к ведению записей, созданию опорных конспектов и публичных выступлений.

Значительная часть уроков построена на произведениях внеклассному чтению, использование которых способствует личностному самоопределению и достижению определенного уровня студентов в системе социальных отношений, требований, определяемых временем и повышению культуры устной и письменной речи, побуждению их к практической и мыслительной деятельности.

Большое внимание уделяется созданию эмоционального отношения к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, отрывков из них, фрагментов литературной прозы, публицистических материалов. В эмоциональной обстановке уроков обостряется внимание к теоретическому материалу, приобщению к актуальным проблемам жизни общества, придается новая окраска изучаемому материалу, повышению его духовно-нравственной значимости.

Концепция: Для чего изучать?

Чему учить?

Как учить?

Задачи:

  1. Возродить литературу к ее фундаментальным ценностям и нравственным человеческим первоосновам.

  2. Пересмотреть интерпретацию художественных произведений в программах, отразив достижения современной науки и учитывая возможность разных явлений об информационных концепциях произведений его первоосновах и конфликтах.

  3. Возвратить в класс тех писателей и поэтов чьи имена были не по праву забыты.

  4. Шире применять формы и методы при обучении, специфичные для литературы позволяющие достигать в конкретных условиях высокие результаты.

  5. Развить творческую самостоятельность и творческие способности студентов, перестроив учебно-воспитательный процесс на принципах общения педагогического сотрудничества.

  6. Вести обучение на определенном уровне трудности в связи с тем ,что низкий уровень затормаживает творческие способности учащихся.

  7. Установить связи литературных документов с художественными произведениями с целью обучения учащихся навыкам научного поиска и творчества.

  8. Не оставлять без внимания самообразование студентов, уделять особое внимание урокам внеклассного чтения.

  9. Отвести большую роль внеклассным и внешкольным мероприятиям литературы.

Необходимо использовать на уроках средства живописи, искусства, музыку:

  • Сборник «Искусство в школе», Москва, 1981-глава «Киноискусство и литература»,- глава «Произведение издательства искусства на уроках литературы».

  • Мерецкая Н.В. «Сопряжение» (Из опыта работы- литературный клуб факультатив творчество Чехова МПС)

  • Сборник «МПС при изучении литературы в школе», под редакцией Колокольцева М. 1990

  • Старцева З.С. «Содружество искусств на уроках литературы» М. 1989

  • Максимова В.И. «МПС в учебно-воспитательной работе современной школы», М. 1987

  • Ян Платок «Верьте музыке», М. 1989 (Творчество Булгакова, Маяковского, Цветаевой, Пастернака)

  • Мерецкая Н.В. «Эстетическое воспитание в школе рабочей молодежи», М.1965 (Пушкин и музыка, Чехов и Левитан)

ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ.

  • Зепалова «Урок литературы и театра» М. 1982

  • Мерецкая Н.В. «Сопряжение» ( стр. 142 – 180- «Как изучать литературу, играя литературу»

  • Крымова Н. «Любите ли вы театр», М.1989

  • Эстетическое воспитание школьников средствами театра- Мурманский пединститут, 1990

  • Найденов Б.С. «Выразительность речи и чтения», М. 1969

  • Система творческих заданий и ее доказательства, продуманность – Миропольская М.Е. «Вслушиваясь в слово», Киев 1989 (задание на воображение)

  • «Основы эстетического воспитания», М. 1986

  • Психологическо-педагогические основы преподавания литературы в школе, М.1987 – глава приложение

  • «Задание Чичерина для длительной самостоятельной работы учащегося, - журнал «Русский язык и литературы в УССР» №5 (1990), с.43

МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ.

  • А.Чирва «Книга в твоих руках»- глава «Ступени погружения в книгу», М.1989

  • Ю. Азаров «Не подняться тебе, старик» М.1989

  • Ю. Азаров «Радость учит и учиться», М.1989- глава «Как развернутый во времени мир человека»

  • Беленький - статья «Сообразность»- Журнал «Русский язык и литература УССР» №5 1990

  • О.С. Богданович «Эстетические беседы с подростками», М. 1987

  • Е.А. Просолова «В союзе с красотой», Мю 1987 (развитие форм внеклассной работы- посиделки, различные формы общения, обогащение речи и раскованность»

ИНЕСЦЕНИРОВАНИЕ.

  • Т.Б. Соломатина «Обучение инсценированию» - Журнал «Литература в школе» №1 1982

  • В.К. Путинцева «Проникновение в художественный мир произведения», - Журнал «Литература в школе» №6 1985

  • Т.Ф. Курдюмова «От диалога к монологу», - Журнал «Литература в школе» №4 1986

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.

«Интегрированный урок» - Журнал «Начальной школы» №3 1990

Основополагающие материалы:

  • ст. Беленького – «Беспокойный предмет» Ж\л «Русский язык и литература в УССР» №1, 1990

  • ст. Беленького – «Курс литературы чему учить» №3 ,1990

  • ст. Беленького «Сообразность природы искусства» №5, 1990

  • М.Г. Качурин – Суверенность искусства , Литературное образование Л.Ш. №3 (1989)

  • Звянидковский – «Чему учить» Русский язык и литература УССР №2, 1990

  • Литература в школе №6 (1987)- проекты программ

  • Литература в школе №1 (1988)- списки рекомендуемой литературы


СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОНЫХ УРОКОВ ПО ВНЕКЛАСНОМУ ЧТЕНИЮ

1 урок – Введение.

«Мой читательский выбор»

(По современной советской поэзии)

Тип урока – урок – обозрения.

По произведениям: Р. Рождественский, Л. Татьяничева, О. Фокин, Р. Гамзатов, С. Орлов, М. Дунин, Ю. Друнина, В. Тушнова.

Мадер Р. Д. «Уроки – беседы по современной поэзии», М. 1986


ТЕМА РАТНОГО ПОДВИГА СОВЕСТКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.


Б. Васильев: «В списках не значится – урок – памяти

В основе анализ произведений :

- С. Алексеевич «У войны не женское лицо»

- Б. Васильев «А зори здесь тихие»

- Д. Гранин «Клавдия Вилор»

- О. Кожухова «Двум смертям не бывать»

- А. Алексин «Запомни его лицо»
Стихи поэтесс:
- Ю. Друнина, О. Бергольц.
Познакомить на уроке со статьёй В. Антонова «Лицо войны» Журнал «Смена» №9 (май) 1989
УРОК – РЕКОМЕНДАЦИЯ
(Самостоятельно прочитанное произведение)
- Ю. Смуул «Ледовая книга»
- Л. Мартынов «Первооткрыватели»
- Д. Гранин «Искатели»
- Д. Гранин «Это странная жизнь»
- Ю. Кочаев «И гневается океан»

В НАЧАЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛУ ПОМНЮ Я (АПС)
(УРОК – ДИСПУТ)
- В. Тендряков «Ночь после выпуска»; «Шестьдесят свечей»
- А. Кузнецова «Земной поклон»
- Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»
- М. Прилежаева «Юность Маши Строговой»; «Осень».
- А. Лиханов «Благие намерения»
- Ю. Поляков «Работа над ошибками»

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
(УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ)
- М. Малич «Северное сияние»
- Л. Лебединская «Последний месяц года»
- А. Гессен «В глубине сибирских руд»
- Б. Окуджава «Глоток свободы»
(Проблема выбора нравственной позиции, поиска жизненного идеала, формирование жизненных принципов).

НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК МОЛОДОГО ГЕРОЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(УРОК – РАЗДУМЬЕ «ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ»)
- А. Алексин «Игрушка» (Журнал «Октябрь» № 4, 1989)
- Ю. Нагибин «Встань и иди»
- Л. Разгонов «Мир, в котором дети не гости»
- А. Алексин «А тем временем где-то»; «Звоните и приезжайте»; «Позавчера и после завтра».
- Л. Габышев «Одлян или воздух свободы» (Журнал «Новых мир» № 6, 7 (1989))
- И. Поляк «Песни задрипанного» Журнал «Октябрь» № 1, 1990

ТЕМА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
(УРОК – БЕСЕДА)
-
Ч. Айтманов «Первый учитель»
- В. Тендряков «Весенние перевёртыши»
- Философская лирика Н.Заболоцкий «О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенный век» - урок поэтический час

НИКОЛАЙ ГУМИЛЁВ – ПЕЧОРИН.
Мог или не мог Печорин такое стихотворение, если бы писал стихи?
Гумилев – поэтический одаренный Печорин.

УРОК – ПОИСК ИЛИ УРОК – ИССЛЕДОВАНИЕ
(СТАТЬИ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ЖУРНАЛОВ) :
-
«Новый мир» № 12, 1987
- «Московские новости» № 48, 1989
- «Альмонах поэзия» № 52, 1989

УРОК ПО ТВОРЧЕСТВУ АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА «ГОЛОС СОВЕСТИ СЛЫШУ СВОЕЙ»
УРОК – МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
ФИЛОСОФСКО-НРАВСТЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
(УРОК – ДИСПУТ)
-
Е. Воронцова «Девочка и адмирал» («Девочка и футболисты»)
- А. Рыбаков «Трилогия о Кроше»
- Ю. Щекочихин «Ловушка № 6» (Кинофильм «Меня зовут Арлекино»)
- Н. Павлова Пьеса «Вагончик»
- Г. Щербакова «Отчаянная осень».

«Если по совести» (Урок – обзор) – современная публицистика
- статья Ю. Черниченко
- Артем Стреленный.
УРОК – УСТНЫЙ ЖУРНАЛ « А ПРОШЛОЕ КАЖЕТСЯ СНОМ» (ТЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ) – ПО ПУБЛИКАЦИЯМ НИКОЛАЯ ШМЕЛЕВА – СТРАНИЦЫ -
1 страница – НАЧАЛО -
Тема репрессий, тема сталинизма -
- Б. Васильев «Завтра была война»
2 страница – КАК ЭТО БЫЛО:
- А. Бек «Новые назначения» (Группа делится на творческие группы и каждая получает задание):
- 1 группа – Выбирать эпизод, который с вашей точки зрения наиболее ярко раскрывает тему и «новое назначение»;
- Роль воспоминаний о тридцатых годах, о войне в идейном содержании романа;
- Анисимов и его окружение в тридцатые и сороковые годы
- 2 группа – Выбрать эпизод, который связан со всем романом, что нового вносит он в характеристику героя?
- 3 группа – Найти эпизод, который рассказывает о том, как Анисимов узнает о своем новом назначении :
Что открыло Анисимову это назначение;
Суть трагедии Анисимова.
На основе произведений :
- Ю. Домбровский «Факультет не нужных вещей»
- О. Волков «Погружение во тьму» - роман – газета № 6, 1990
- А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
- Е. Гинзбург «Крутой маршрут»
3 страница – ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛИ?
- СТРАХ -
- Б. Антокольский «Московская улица» Журнал «Знамя» № 2, 1989
- ПРЕДАТЕЛЬСТВО -
-
Ю. Нагибин «Встань и иди»
- СТРАХ И УЖАС ЖИЗНИ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ -
-
Ю. Даниэль «Искушение» Журнал «Юность» № 11, 1989
- М. Дудинцев «Белые одежды»
4 страница – ИТОГ -
- Г. Владимов «Верный «Руслан»» Журнал «Знамя» № 2, 1989
УРОК – КОНФЕРЕНЦИЯ:
1. Вступительное слово учителя, стремление уловить движение, нравственных ценностей во времени предупреждение об опасностях утраты человеческой памяти.
2. Память и нравственность – основной мотив литературы.
- В. Распутин «Прощание с Матерой»
- Ч. Айтманов «Буранный полустанок»
3. Перенесение центра памяти на документы, открывающие правду жизни
- С. Алексеевич «У войны не женское лицо»
4. Соотнесение разновременных пластов, установление связи между различными историческими процессами, попытка оценить современную жизнь, с позиции предшествующих поколений :
- В. Быков «Карьер»
- В. Быков «Знак победы» (11)
- Ю. Нагибин «Терпение»
- Ю. Трифонов «Старик» (11)
5. Размышление о взаимоотношениях человека и эпохи, о роли личности в истории :
- Б. Окуджава «Путешествие делитантов»; «Свидание с Бонапартом»; «Бедный Авросимов»
6. Обращение к историческим страницам истории, размышление о человечности и его проявлениях в безчеловечных условиях :
- Г. Жженов «От глухаря до жар-птицы».
Нравственная конференция порождения сталинской эпохой и ее влияние на последующую жизнь общества, на философское, человеческое сознание. (Возможно проведение устного журнала – 3 стр.)
- А. Солженицын «В круге первом»
Исследования противостояния личности эпохи в книге Д. Гранина «Зубр» (11)
ВЫВОД (по сталинизму) - Чем он опасен?
1. Человек отказывается от всего человеческого во имя государства «Государство, которое требует подавление человека в себе, это государство – безнравственное» М. Пришвин.
2. Формирующийся некий стереотип в мышлении, в жизни, в поведении, «жизнь по лозунгам».
3. Готовность всегда при любых обстоятельствах безумно выполнить любое распоряжение.
4. Лучшие из лучших больны, потому что они отказались от себя, как от личности и возрастили в себе стереотип поведения.
ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.Н.ОСРОВСКОГО ИЛИ ПЕРЕД:
УРОК – ТЕАТР – ПО ПЬЕСАМ ОСТРОВСКОГО
- «Волки и овцы»
- «Таланты и поклонники»
- «Лес»
- «На всякого мудреца довольно простоты»
- «Сказка снегурочка»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Показать разнообразие мира Островского
- Познакомить с проблемами, которые ставит Островский и которые близки нам сейчас.
На уроке обязательно должно быть, инсценирование – показать искусство декорации, искусство занавеса.
СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ (ПОСЛЕ ОСТРОВСКОГО)
УРОК – СПЕКТАКЛЬ:
ПО ПЬЕСАМ :
- Л. Петрушевская «Песни двадцатого века» ; «Три девушки в голубом»;
- В. Розов «Дома»; «Мы пришли»
- О. Ершов «Афганцы, их возвращение домой»
- Алешин «Тема с вариациями»
И. С. ТУРГЕНЕВ. ЛЮДИ НАУКИ, ИХ ТРУД И СУДЬБА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
УРОК – СЕМИНАР ИЛИ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ:
- Д. Гранин «Иду на грозу»
- «Четверть века спустя» Журнал «Нева» № 6, 1988 стр. 155 – 160
- П. Загребный «Разгон»
- М. Дудинцев «Белые одежды» (11)
- Д. Гранин «Зубр» (11)

ЦЕЛЬ:

  • Обсуждение проблем науки, затронутых в романе

  • Показать историческую и культурную обстановку в стране, обратить внимание учащихся на понимание контекста ,сложность характера и поступков героев и нравственный выбор

  • Как отразилось в литературе борьба биологической науки послевоенного времени

УРОК-ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

  • Биолог - почему возникло учение о генах и генетике

  • Почему такое большое значение принимает наследственность

  • И все-таки почему именно «гены» останавливаются на них, как на объектах дискуссии

Н.Г ЧЕРНЫШЕВСКИЙ - ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОТНОШЕНИЙ В ПРОЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ ФАНТАСТОВ:

  • Братья Стругацкие «Отягащенные злом или сорок лет спустя»; «Град обреченный»; «За миллиарды лет до конца света»

  • В. Хавин «Фантазии или прогноз»

ТЕМА РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н. РУБЦОВА И А. АХМАТОВОЙ

УРОК - ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ. ( ПО БИОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ И ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АВТОРОВ)

М.Е. САЛТЫКОВ - ЩЕДРИН.

УРОК – РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ «САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «СМЕХ – ОРУЖИЕ СИЛЬНЫХ» ( ПО ТИПУ ИГРЫ «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»

  • Ильф и Петров «Двенадцать стульев»; «Золотой теленок»

  • М. Зощенко «Рассказы»

  • М. Булгаков «Собачье сердце»

  • Ф. Искандер «Кролики и удавы»

ТАТР САТИРЫ - В.В. МАЯКОВСКИЙ.

( РАССКАЗАТЬ О НЕМ И РАСКРЫТЬ ПРОБЛЕМАТИКУ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ТЕНДРЯКОВА ( УРОКИ – ДИСПУТЫ)

  • «Чистые воды Китяжа»

  • «Пара гнедых»

  • «Параня»

  • «Люди или нелюди»

  • «Хлеб для собаки»

ВОЗМОЖНО: ТРАДИЦИИ ДОСТОЕВСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ В. БЫКОВА.

  • М. Ермакова «Традиции Достоевского в русской литературе»

  • В. Быков «Обелиск»; «Сотников»

Л.Н. ТОЛСТОЙ.

( ОСТАНОВИТЬСЯ ГЛУБОКО НА ВОПРОСАХ О МАССОНСТВЕ – ЖУРНАЛ « ЭХО ПЛАНЕТЫ » № 29 , 30, 1990)

ТРАДИЦИИ ТОЛСТОГО В ОСМЫСЛЕНИИ ТЕМЫ ВОЙНЫ:

  • Ах, война, война… Болеть нам ею не переболеть, вспоминать ее не перевоспоминать…

  • В. Астафьев «А где-то была война»

  • В. Кондратьев «Отпуск по ранению»; «Встречи на стреженке»; «Этот срок восьмой»

  • Д. Гранин «Еще заметен след»

  • В. Смирнов «Заулки»

  • «О войне, мире, жизни» Журнал «Литературное обозрение» №5, 1990

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

  • Ю. Бондарев «Горячий снег»

  • К. Паустовский «Снег»

Составление характеристик героям, не обращаясь к письмам Потапова, что пропадает в таком пересказе?

Чем отличается подобная характеристика от автора?

Почему идейно-художественным стержнем можно считать письмо?

Почему Татьяна Петровна счастливо по-детски суетясь ,готовя дом к приезду незнакомого человека?

Как характеризует Потапова его письмо?

Можно ли говорить о гражданственности, патриотизме, разнообразии интересов Потапова?

О чем вспоминает Потапов в страшные минуты боя?

ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ:

Основная мысль рассказа?

Выпишите, какие приметы городка и дома с нежностью вспоминает герой.

Найдите эпизоды ,где дом встречает его, как старого хозяина, сравните их.

НАПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ МИНИАТЮРУ «БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ – ЭТО НЕ МАЛОВАЖНО « В. АСТАФЬЕВ

  • Г. Бакланов «Высота духа» Журнал «Знамя» №5, 1990

А.П. ЧЕХОВ

НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.

(ПО МОТИВАМ РАССКАЗОВ В. ШУКШИНА)

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ.

(ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ПИСАТЕЛЯ В ИЗЛОЖЕНИИ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ПРОЦЕССОВ СОВРЕМЕННОСТИ, ЯВЛЕНИЙ, МЕШАЮЩИХ ДВИЖЕНИЮ НАШЕГО ОБЩЕСТВА)

ЧТО С НАМИ ПРОИСХОДИТ?

УРОК-ДИСПУТ ИЛИ СЕМИНАР.

  • Ю. Трифанов «Обмен» (11)

  • А. Ким «Отец лес» - Журнал «Новый мир» №4,5,6, 1987

  • С. Каледин «Смиренное кладбище» Журнал «Новый мир» №5,1987

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ- УРОК –КОНЦЕРТ «АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИЛИ РОК-ПОЭЗИИ» №52 ,1989


1 УРОК – «ПАРНИ, ПАРНИ! ЭТО В НАШИХ СИЛАХ ЗЕМЛЮ ОТ ПОЖАРА УБЕРЕЧЬ!»

ТЕМА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

УРОК - ПОЛИТБОЙ ( ПРОВОДИТСЯ ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ)

  • В. Губарев пьесса «Саркафаг»

  • Ю. Щербак «Чернобыль»

  • С. Законников «Черная пыль»

  • Разработка урока в журнале «Русский язык и литература в УССР» №3,1990

  • Ю. Бондарев «Игра»

  • В. Коротич «Лицо ненависти»

  • В. Овчинников «Горячий пепел»

  • Ю. Поляков «Сто дней до приказа» Журнал «Юность» №11 ,1987

  • С. Каледин «Стройбат» Журнал «Новый мир» №4,1989

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЧОНКИНА

Разговор молодых и мое отношение к ним.

Ваше отношение к поведению Зуба?

Почему Зубов стал Зубом?

Отношение стариков к молодым, правильно ли оно?

Почему безропотно молодые выполняют приказы стариков?

Как оцениваете поведение автора и его позицию?

Кто из офицеров действительно близок к солдатам?

Что толкнуло сбежать из части Елиня?

Все ли старшины похожи на Зуба?

Соответствует повесть действительности?

Какой вывод вы сделали, прочитав повесть?

ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ М. ГОРЬКОГО ( ВОЗМОЖНО ОБРАТИТЬСЯ К ОБРАЗУ ВОЖДЯ ДРАМАТУРГИИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ШАТРОВА)


ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ А. БЛОКА. «ИНТИЛЕГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» - УРОК - ОБЗОР – «СЛОМАЛА- ТАКИ ,ПОГАНАЯ, ИЗГНИВАЯ РОДИМАЯ МАТУШКА – РОССИЯ, КАК ЧУШКА СВОЕГО ПОРОСЕНКА» ( БЛОК НЕЗАДОЛГО ДО СМЕРТИ)


ТВОРЧЕСТВО И СУДЬБА А. АХМАТОВОЙ.


ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ В.В. МАЯКОВСКОГО.

ТЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

  • В. Катаев «Время вперед»

  • А. Платонов «Котлован»» «Чивингур»

  • А. Твардовский «Страна Муравия»; «По праву памяти»

  • А. Соложеницин «Один день Ивана Денисовича»

А.ФАДЕЕВ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РОМАНТИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

  • Л. Леонов «Русский лес»

  • Ч. Айтматов «Прощай, Гульсары»

  • А. Толстой «Хождение по мукам»

  • Н. Нилин «Жестокость»

ПОСЛЕ Н. ОСТРОВСКОГО.

РЕВОЛЮЦИЯ ПОРОДИЛА НЕ ТОЛЬКО ПОКОЛЕНИЕ КОРЧАГИНЫХ, НО И ПОКОЛЕНИЕ ШАРИКОВЫХ.


  • К. Тренев «Любовь яровая»

  • Б. Лавренев «Сорок первый»

(Это аномалия выдавалась за образцы поведения – донести до учащихся)

  • В. Солоухин «Смех за левым плечом» - Журнал «Москва» №1,1989

  • А. Абрамов «Поездка в прошлое» - Журнал «Новый мир» №5 ,1989

  • «Пройти через отчаяние» Журнал «Юность» №2,1990

  • Л. Чуйковская «Софья Петровна»

ПОСЛЕ М. ШОЛОХОВА,

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

УРОК - УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

В ВСТУПИТЕЛЬНОМ СЛОВЕ – О ПРОБЛЕМАХ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ.

  • Михайлов , Тенцов «Чрезвычайщина» - Журнал «Родина» № 8 , 1989

  • А. Платонов «Котлован»

  • В. Быков «Облава»

  • В. Белов «Кануны»

1 страница - ТРАГЕДИЯ БЕЗ ВИНЫ ОСУЖДЕННЫХ ЛЮДЕЙ

  • А. Твардовский «По праву памяти»

  • В. Тендряков «Хлеб для собаки»

  • С. Антонов «Васька»

2 страница – СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОТИВ НАСИЛЬСТВЕННОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ

  • Ю. Рожицин «Омут»

  • Г. Можаев «Мужики и бабы»

  • С. Антонов «Овраги»

НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ТЕМЫ ВОЙНЫ

ТЕМА ВОРЕННОПЛЕННЫХ

  • А. Твардовский «Дом у дороги»

  • К. Воробьев «Крик»; «Это мы, Господи»

  • В. Гроссман «Жизнь и судьба»

  • А. Соложеницин «Пленники»

УРОК – ДИСПУТ – МНЕ В МИРЕ ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО (ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ)

  • В. Распутин «Русское устье»

  • О. Гончар «Собор»

  • Поэзия Э. Межелайтиса

  • Поэзия Л. Мартынова

  • «Урок – беседа по современной поэзии» под редакцией Р. Д. Мадер


Составила: преподаватель русского языка и литературы_______ Н.В. Андреева


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!