СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование инновационных технологий в преподавании русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания студентов и обучающихся.

Инновационное развитие страны требует сегодня обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода. 

Просмотр содержимого документа
««Использование инновационных технологий в преподавании русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»»

«Использование инновационных технологий в преподавании русского языка в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования»

Активизация познавательной деятельности обучающихся и студентов начального и среднего профессионального образования – одна из самых важнейших проблем всей системы образования. В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать ставку на усвоение определённой суммы знаний.

Теперь важно уметь самостоятельно добывать и пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Задача педагога научить студентов самостоятельно учиться, готовить их к самообразованию, формировать способность видеть проблему, понимать и искать пути её решения.

Актуальность данной темы определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания студентов и обучающихся.

Инновационное развитие страны требует сегодня обновления всех учебных программ и методов обучения на основе компетентностного подхода.

Важнейшим компонентом новой модели начального и среднего профессионального образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания на практике, реализовывать собственные проекты.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд;

опорный конспект;

кластеры;

синквейн;

ключевые термины;

логические цепочки;

медиапроектроекты;

лингвистические карты;

лингвистическая аллюзия (намек);

анализ текста;

работа с тестовыми материалами;

нетрадиционные формы домашнего задания.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо включать обучающихся в исследовательскую деятельность.

Для достижения хорошего результата необходимо использовать разнообразные виды уроков: урок-практикум, урок-лекция, урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-презентация с использованием компьютера, урок-виртуальная экскурсия.

Урок-виртуальная экскурсия даёт возможность студентам и обучающимся своими глазами не выходя за пределы кабинета увидеть и прочувствовать другой мир. Виртуальная экскурсия, сопровождаемая индивидуальными выступлениями учащихся, сделает процесс погружения в мир писателя или поэта более наглядным и эмоционально окрашенным.

Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке?

Явилось ли для вас творчество писателя открытием?

Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы?

Особую актуальность приобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностной представляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.

Большой интерес представляет проектно-исследовательская деятельность в виде создания мультимедийных презентаций и написания проектов, что, в свою очередь, способствует повышению качества научно-практических и научно- исследовательских работ.

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.

Поэтому актуальным может стать изучение отдельных разделов русской грамматики, орфографии или морфологии при подготовке к тестированию через проекты. Эти задачи неизбежно ведут к комплексной проработке всего необходимого для их решения материала.

При изучении литературы проектная деятельность приобретает практическое значение, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей учебной деятельности обучающихся.

Значительная часть проектной деятельности – работа с источниками, сбор наиболее важных материалов, применение на практике добытых результатов. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием.

Так как реализация проектов происходит в рамках действующих программ, выбирается значимая тема курса, на которую выделено достаточное количество часов.

В содержании проекта предусматривается наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска и творческого подхода.

Таким образом, содержание проекта - это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть оформлено в виде материального продукта и обладает социально значимым смыслом для его участников.

В основе метода проектов - решение какой-либо проблемы, что предполагает возможность интеграции, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного и других), возможность поиска нового содержания учебной работы, освоения новых методических решений. Студенты в процессе реализации поставленных проблем и задач овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Приведу пример конкретного проекта, реализованного вместе с обучающимися 2 курса по русскому языку.

Описание проектной работы обучающихся:

Учебная дисциплина: русский язык

Название проекта: Лингвистика вокруг нас?

Тема учебного курса: Русский язык в системе славянских языков.

Цель проекта: Лингвистический анализ текста; исследование исторических процессов в лингвистике; выявление источников информации лингвиста.

Основополагающий вопрос: Лингвистика вокруг нас? Где искать лингвистику? Что можно найти в старых рукописях? Можно ли узнать знакомых в чужестранцах?

Конечный результат: исследование исторических изменений в языке, выявление причин изменения.

В рамках проектного обучения происходит усиление значимости как самого предмета, так и исследовательской деятельности учащихся, затрагивающей предметную область - русский язык.

К активным формам обучения русскому языку относятся практические работы. Практическим работам может быть посвящен весь урок или его часть или домашнее задание в виде практической работы.

Практические работы особенно актуальны, так как они, активизируя познавательную деятельность, формируют навыки правильного и уместного использования языковых средств в различных ситуациях общения, углубляют знания учащихся, приучают работать с дополнительной литературой.

Практические работы могут быть на различные темы: понятие языковой нормы, вопросы теории и практики современной лексикографии, лингвистический анализ единиц разных уровней языка, стилистический анализ художественного текста, что необходимо для подготовки к аттестации.

На практических занятиях студенты приобретают навыки разных видов лингвистического анализа, обогащают свой словарный запас, развивают свои способности к дальнейшей активизации познавательной деятельности.

Уроки-практикумы заканчиваются тестированием, которое экономит много времени на уроке и показывает результат. При проведении тестирования использую мультимедиа, ЦОРы.

Часть заданий рассчитано на развитие нестандартного мышления:

1. Разгадывание ребусов

2. Составление ребусов

3. Различные виды кроссвордов

Внедрение в учебный процесс информационных технологий позволяет формировать навыки работы с информацией, развивать различные виды мышления, усиливать практическую ориентацию в обучении. Изменяется структура и содержание учебного занятия, повышается темп урока за счет увеличения объема самостоятельной работы учащихся, осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения.

Компьютерные технологии позволяют разработать систему разноуровневых тестов, которые дадут возможность определить уровень предварительной подготовки обучаемых и успешность реализации программы.

При проблемном обучении учащихся для ответа на основополагающий вопрос осуществляют поиск и сбор информации, опираясь на современные информационные технологии.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока.

Например, при объяснении нового материала можно использовать презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны, красочны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, алгоритмов, схем, различных занимательных заданий, тестов, повышают интерес к предмету; делают процесс усвоения более эффективным.

Внедрение ИКТ в учебный процесс обеспечивает:

систематизацию и интеграцию информационных потоков в образовательном пространстве;

проектирование и мониторинг личностных достижений студента в освоении общих и профессиональных компетенций.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!