СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение на уроках русского языка»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКОЕ САМОВЫРАЖЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Актуальность. Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Особенно актуальна она в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Возникла потребность психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развить в нем интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности.

Цель. Повышение интереса к изучению русского языка ; формирование у учащихся умения сочетать теоретические знания с практической деятельностью; развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся; активизация познавательной деятельности.

Главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, состоит в том, чтобы помочь своим питомцам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узкую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее.

Обращение к теме «Инновационные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение» вызвано проблемой нашего времени – «отторжение» ребенка от общения с окружающими людьми. Дети общаются виртуально в компьютере. Долгое время в жизни школьника оказывается невостребованным такой компонент обучения, как языковая и коммуникативная компетенция. Зачастую дети прибегают к сокращению, заменяют живую, культурную речь примитивными невербальными способами общения. Современному обществу нужен человек, который отличался бы высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей.

Не секрет, что каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в нее что-то от себя, в чем-то ее усовершенствовать. Педагогическое творчество занимает особое место среди разных ее видов. Именно учитель в значительной степени сопровождает и вдохновляет творческое развитие человека в период его становления. Но в то же время нам хочется, чтобы ученик обучался добровольно, самостоятельно и творчески. Этого можно добиться, если ввести в учебный процесс активные формы и способы работы.

Новация – это все новое.

Инновация – это новый способ в работе.

Коммуникативная компетенция — овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся школы на разных ее этапах.

Этапы формирования коммуникативной компетенции учащихся:

Первый этап. Освоение различных жанров устного и письменного общения.

Второй этап. Освоение правил эффективного общения.

Третий этап. Совершенствование коммуникативной компетенции учащихся посредством вовлечения в исследовательскую и творческую деятельность.

Работая над проблемой «Инновационные технологии как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся через творческое самовыражение», ставлю перед собой задачу: как сделать урок интересным для учащихся? Как активизировать их деятельность? Как добиться такого результата, что данный материал необходим им для жизни? Как создать такой урок, на котором ученик не просто получает систему знаний от преподавателя, но и сам может что-то новое познать, почувствовать радость открытия, понять потребность познавать все больше и больше? Уроки – творческие мастерские, на мой взгляд, больше всего отвечают на поставленные вопросы.

Петербургский педагог, методист И.А.Мухина дала точное определение творческой мастерской: « Мастерская педагогическая – это форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» [1]. Цель мастерских: создание опыта сотворчества, в котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком свой духовный мир, формирует отношение к «человеческому в человеке».

Принципы и правила ведения мастерской:

  • ценностно-смысловое – равенство всех участников мастерской;

  • право каждого преодолевать свои трудности и ошибки;

  • реализация идей «педагогики успеха».


Творческая мастерская – это не традиционный урок. На уроке творческой мастерской ученик не получает готовых знаний, а сам ими овладевает, строит. На уроке царит атмосфера доверия, сотрудничества, учитель постоянно обращается к собственному опыту ученика, большое внимание уделяется творчеству, что является стимулом для развития индивидуальности ребенка. Мастерская предусматривает такую ​​организацию и развитие реального пространства, в котором возможен диалог. Организация коллективной деятельности детей и взрослых в мастерской имеет свои закономерности (этапы).


1.Начало мастерской – индукция – первая задача мастерской, мотивирующая дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в себя деятельность

2 . Самоконструкция – индивидуальная работа по информации; дается задача по теме урока на базе личного вида, где происходит творческий процесс и разрыв.

3. Социоконструкция – основная работа по изучению нового материала осуществляется на данном этапе через парную, групповую форму деятельности.

4. Социализация – межгрупповое взаимодействие, презентация созданного продукта (гипотезы) всеми участниками, ознакомление с результатами групповой работы. Информация дается дозированно и может повторяться многократно, имеет связь с темой урока.

5. Разрыв происходит между первичными знаниями учащихся и полученными новыми знаниями в ходе работы в мастерской

6. Рефлексия (итог, размышление) – процесс осмысления всего, что происходит за период проведения мастерской.

На уроках мастерских учитель переходит на позиции партнерства с учеником, преобладают методы проблемно-розыскные и диалогические. Обязательно присуще этим урокам сотрудничество и сотворчество. Слабо успевающие учащиеся не испытывают больших трудностей в работе, потому что они испытывают понимание, помощь, групповую поддержку. Заканчивается мастерская всегда рефлексией, когда учащиеся анализируют свои ощущения, впечатления от работы. Тематика мастерских отражает выбор ценностей, стоящих в центре размышлений педагогов и жизненных потребностей учащихся. Преподавателю необходимо проявить мастерство, чтобы все происходящее на уроке имело для каждого участника личностный смысл, чтобы каждый открыл для себя что-то важное.

В качестве примера приведу задания по русскому языку с использованием методики творческий мастерских.

  1. Коммуникативная разминка.

- Что называется морфемой? (Наименьшая неделимая значимая часть слова).

- Корни могут быть связаны и не связаны. Какие корни называются несвязанными? (Те, что могут существовать как самостоятельные слова: лес, лесок, опушка). Привести примеры.

- Основание может быть производным и непроизводным. Как их различить? (В составе производного основания, кроме корня, можно выделить еще словообразовательные аффиксы, а непроизводное основание содержит только корень (солнце, белый, снег).

- Что называется аффиксом? (Это носитель словообразовательного и грамматического значений слова, служит средством создания производных слов и форм того же слова – префикс, суффикс, окончание (флексия), постфикс).

- Следует ли учитывать чередование звуков при определении корня? (Приведите примеры).

- Что отличает формы слова от корневых слов?

2. Орфографический тренажер. Упражнения на применение обобщающих правил «Основные орфограммы в префиксах, корнях, суффиксах». Задание для учащихся: подобрать примеры к каждому правилу.

3. Диктант с заменой.

При написании диктант с заменой от учеников требуется не только максимально точная передача содержания услышанного и прочитанного исходного варианта текста, но и привнесение в текст ряда изменений, касающихся как содержания, так и грамматического строя текста.

4. Приём «Если бы…».

Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова и т.д.

5. Диктант с продолжением.

Использование приёма позволяет ничем не ограничивать фантазию сочинителя  и составлять повествование с самым невероятным сюжетом, с самым удивительным и неожиданным оборотом событий, этому  способствует заданная в начале фраза, для которой весь последующий рассказ является своеобразным продолжением.

6. Сочинения-миниатюры. 

Цель такой работы – приучить детей свободно выражать свои мысли, мнение, улавливать и отражать в написанном разные моменты и жизненные ситуации. Темы стараюсь подбирать звучные и выразительные, например: «Весенняя симфония», «Гулял по лесу ветерок», «Сентябрь – чародей цвета», «Идёт волшебница зима».

7. Исследовательская работа. "Основные формы речевого этикета и их роль в речи".

Рассматривает понятие "речевой этикет", дает определение видов и функций речевого этикета, описывает принципы, характерные для современного речевого этикета.

8. Работа с текстом.

Прочитайте текст и определите, где происходят события, описанные    в тексте, кто эти люди? Почему вы так решили?

Человек с золотым ключом на шее показал на корабль и поднёс палец к аккуратному рту. Должно быть, человек в плаще понял этот знак. Он прокричал что-то тонким голосом, похожим на писк комара. Не прошло и четверти часа, как сотни сгорбленных носильщиков потащили к кораблю столы, корзины с едой и бочки с вином. В каждой корзине лежал хлеб, вяленый баран и жареный цыплёнок.

9. Дискуссия.

К дискутивным упражнениям относятся учебная дискуссия и комментирование. В обсуждении  задания принимают участие большое количество учащихся, выражающих

различные точки зрения и суждения  по одному и тому же вопросу. 

Вывод.

Использование в работе современных и инновационных методик в преподавании русского языка через творческое самовыражение учащихся, даст возможность сформировать у обучающихся коммуникативную компетенцию, стабилизировать качество знаний по русскому языку, развивать познавательный интерес, творческое мышление обучающихся, умения и навыки речевого общения.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!