СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии формирования естественно-научной грамотности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дано определение понятий "функциональная грамотность", "естественно-научная грамотность", кратко описаны основные педагогические технологии, способствующие формированию естественно-научной грамотности. Даны рекомендации по использованию "Кейс-технологии"

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии формирования естественно-научной грамотности»

Инновационные технологии формирования естественно-научной грамотности.

Естественно-научная грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

(А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук)

  

Естественно-научная грамотность- это не синоним естественнонаучных знаний и умений , это естественнонаучные знания и умения в действии!!

Естественно – научная грамотность способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно - научными идеями

Это определение понятия, которое даётся в международных сопоставительных исследованиях PISA

Смысл этого определения в том, что естественно-научная грамотность – это качество гражданское, которое позволяет компетентно обсуждать актуальные проблемы, связанные с естественными науками на уровне семьи, общества, страны

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления;

  • понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

научное объяснение явлений

  • Применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления

  • Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления

  • Делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

  • Объяснять принцип действия технического устройства или технологии

понимать основные особенности естественно-научного исследования

  • Распознавать и формулировать цель данного исследования

  • Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

  • Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки

  • Описывать и оценивать способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений

Компетенция: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

  • Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

  • Преобразовывать одну форму представления данных в другую

  • Распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах

  • Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Естественно-научная грамотность обучающихся очень многих стран оценивается в международном исследовании с аббревиатурой PISA, наряду с читательской и математической грамотностью.

Результаты этого исследования, которое проводится раз в три года, внимательно изучаются в каждой стране, а затем используются для того, чтобы усовершенствовать, сделать более эффективной систему школьного образования.

В международном исследовании проверяются не просто знания и умения, которые обучающиеся получили на уроках разных предметов, а то, как они могут применять эти знания и умения для решения реальных задач, возникающих в разных жизненных ситуациях.

Задания по оцениванию ЕНГ – это не типичные учебные задачи по физике, химии или математике, характерные для школы, а близкие к реальным проблемные ситуации, связанные с разнообразными аспектами окружающей жизни, включают в себя описание ситуации и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией.

Для формирования естественно-научной грамотности учителю необходимо учить детей:

  • выделять идеи и методы деятельности,

  • перестраивать известные приемы и находить новые приемы учебной деятельности.

  • выводить следствия, используя обобщенные связи между объектами и обобщенные приемы

  • решать прикладные задачи, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях,

  • самостоятельно работать по использованию обобщенных приемов, справочников и других источников.

  • проводить исследовательскую работу с использованием различных источников информации

  • уметь внимательно прочитать текст, выделить в приведенной в нем информации только те факты и данные, которые необходимы для получения ответа на поставленный вопрос.

  • научить детей «учиться для жизни», то есть выходить за пределы учебных ситуаций.



Современному учителю необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

  Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.

Основными образовательными технологиями, которые можно положить в основу формирования естественно-научной грамотности , являются:

1. Технология проблемного обучения - это создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

2. Информационно-коммуникационные технологии - это изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет, интерактивные методы обучения, дистанционное взаимодейтсвие.

3. Технология разноуровневого обучения - даёт учителю возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. При данной технологии реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех и самореализовываться в рамках своих возможностей, повышается уровень мотивации ученья.

4. Технология проектных методов обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

5. Технология исследовательских методов в обучении дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

6. Лекционно-семинарская система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к сдаче экзаменов и обучению в ВУЗах. Она дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся. Однако данной технологией нельзя злоупотреблять, так как может сделать образовательный процесс малоэффективным: скучным для учащихся, что понижает мотивацию к обучению. Кроме того, большие объёмы информации не успевают осмысливаться, а потому плохо запоминаются учащимися. Однако в качестве периодического применения данная технология допустима в современной школе, особенно в сочетании с семинарами на проблемную тематику, когда ученики могут актуализировать и применить полученные знания и умения.

7. Технология использования в обучении игровых методов. Это могут быть ролевые, деловые и другие виды обучающих игр. Эта технология обеспечивает расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие учебных умений и навыков.

8. Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

9. Система инновационной оценки «портфолио» - это формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

10.Технология дистанционного обучения - становится всё более и более актуальной в современных школах. Эта технология уравнивает шансы на получение полноценного образования для детей со слабым здоровьем или тех учащихся, которые по различным причинам не могут посещать уроки. Элементы данной технологии можно использовать и для дистанционного общения учителя с учениками при выполнении домашнего задания (индивидуально-консультативная дистанционная методика), при работе над проектом, а так же для полноценного обучения при временной нетрудоспособности учеников.

11.Технология модульного обучения обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

12.Технология смыслового чтения.

13. Технология развития критического мышления.

14.  Кейс-технологии (или метод анализа конкретных ситуаций).

Я остановлюсь на применении Кейс –технологии.

ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ» Кейс-технология (от англ. «case» — случай) — интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса.

Кейс-технология направлена на развитие междисциплинарных знаний и умений, так как решение проблемной ситуации может быть на «стыке» разных наук, требовать применения знаний из других дисциплин и научных областей. Установление междисциплинарных связей происходит в процессе работы обучающихся над кейсом (при его анализе и выработке решения).

Специфика учебных кейсов заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для успешного  решения необходимо не только конкретное предметное знание, но и интегративное знание нескольких дисциплин.  Во всех случаях решение учебных кейсов направлено на достижение межпредметных и метапредметных  результатов.

Кейс включает в себя:

1.Сюжетную часть – случай, проблема, история из реальной жизни;

2. Методическую часть –задания и вопросы для работы с кейсом;

3. Информационную часть – приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.)

учебные кейсы можно разрабатывать  на основе :

-построения заданий к  тексту  параграфов учебника

- применения  заданий в рабочей  тетради на печатной основе к учебнику

-построения задач на основе дополнительной литературы

-применения  заданий ОГЭ и ЕГЭ из открытого банка заданий ФИПИ.

Виды кейсов

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

  • Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Требования к кейсу:

- написан понятно, интересно, простым и доходчивым языком;

- соответствует теоретическому содержанию дисциплины (курса);

- описывает ситуацию, содержащую проблему (противоречие, вопрос);

- не содержит подсказок относительно решения проблемы;

- содержит необходимое и достаточное количество информации для его понимания.

Итогом работы над кейсом, независимо от степени его сложности, должен быть определенный интеллектуальный продукт (проект, модель, рекомендации, ответ на вопрос) как вариант решения обозначенной проблемы.


Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей.

        

Применение кейс-технологий на уроках позволяет создавать ситуации, формирующие  новые знания, обеспечивает развитие у учащихся коллективных навыков сотрудничества, товарищеской взаимопомощи, что является очень важным мотивирующим фактором.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!