СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные формы и способы работы с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и способы работы с одаренными детьми»

Тема: «Инновационные формы и способы работы с одаренными детьми»

«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».

(Эрика Ландау, психотерапевт)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики.

Так исследования, выполненные в разных странах убедительно показали, что около 20-30 % детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальное школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растереть, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах основной общеобразовательной школы.

Хочется рассказать о работе с детьми, имеющими высокий уровень развития. Они отличаются каким-то необыкновенным любопытством, богатым воображение, фантазией, прекрасной речью, большим запасом слов.

Речь отличается бесконечными суждениями, умозаключениями (по мнению ученых, именно речь – мерило одаренности ребенка). Он пользуется информацией как специалист, кодируя ее своей памяти. Чтобы эту информацию умножить, сам ставит для себя невыполнимые задачи, не всегда соизмеримые с его силами.

Меняется школьник - меняется и учитель. В XXI веке педагог должен применять инновационные методы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.

Изученная теория поставила новые проблемы: как не потерять таких детей, как различить их в классе. А именно – как надо развивать творческие способности младших школьников, какие для этого необходимы условия. В течение четырех учебных лет работаю над поиском и внедрением методов и приемов, способствующих включению младших школьников в активную творческую деятельность.

Обобщив изученную литературу, для решения данной проблемы, важным, необходимым считаю активность, инициативность,творческий поиск самого педагога.

Каков же мотив, обусловивший меня на эту работу – это отсутствие специально разработанной системы упражнений для развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

Исходя из этого, мною были определены цели данной работы – выявить одаренных детей, чтобы выделить их в отдельную группу:
- разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий, упражнений, направлений на развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Для достижения поставленных целей нужно учитывать и исходные принципы:
1. Разностороннее развитие ученика;
2. Формирование устойчивого интереса к учению;
3.Обучение грамотному выполнению заданий;
4. Постоянный контроль;
5. Индивидуальный подход;
6. Полное раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей;

Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Это важно учитывать в работе с детьми.
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность выделить некоторые рекомендации для стимулирования творчества:
- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
-учить детей замечать противоречия;
- помогать детям видеть аналогии;
- учить детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;
- преодолевать привычку обыденного взгляда на жизнь;
- доверяться догадке, интуиции;
- воспринимать новшества и изменения, не противиться им;
- развивать потребность в учении и самообразовании.

Одним из условий в работе с одаренными детьми является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые побуждают у них потребность в творческом самовыражении.

Важным приемом развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, необычайная внимательность, ненасытное любопытство.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Разумеется, далеко не у всех детей есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.
На развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, которые осуществляются в процессе учебной деятельности.

Существуют различные формы работы с одаренными детьми:
- использование возможностей нетрадиционных уроков (уроки-конкурсы, уроки-сказки, уроки-аукционы и др.)
- использование активных форм обучения: проблемные ситуации, проблемные лекции, дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышлений вслух, диалогах, проведении деловых игр, игровых и практических занятий;
- проведение интегрированных занятий;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проведение исследований;
- проведение рейтинговой системы обучения;
использование новых педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения и воспитания (технология метода проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, нетрадиционные формы организации занятий, аукциона знаний, открытые микрофоны, устные журналы);
- применение разноуровневого контроля знаний в ходе внеурочной работы;
- проведение предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок.

В своей педагогической деятельности использую игровую технологию, технологию критического мышления, элементы разноуровневой технологии, развивающей технологии.
Для выявления способности детей очень важна индивидуальная работа, поощряющая творчество.

Можно использовать такие способы работы с детьми:
а) работа по карточкам;
б) применять дополнительные задания по интересам

Также в своей работе я использую тесты на определение творческого воображения. Эти методики доступны в использовании, позволяют исследовать творческое мышление и воображение

Вывод: Анализ данных вводного среза позволила сделать следующие выводы. Количество учащихся с высокими творческими способностями – 5 человек. Исходя из данного анализа, можно сделать вывод, что класс со средними развитыми способностями.
После проведенного анализа наметила основные направления дальнейшей работы.
Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в том случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики. Решение задач расширяет математический кругозор, формирует неординарность мышления, умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивает упорство в достижении поставленных целей, прививает интерес к изучению классической математики.
Предлагаю такие типы задач для развития активного самостоятельного творческого мышления одаренных детей:
• задачи с не сформулированным вопросом;
• задачи с недостающими данными;
• задачи с лишними данными;
• задачи с несколькими решениями;
• задачи с меняющимися содержанием;
• задачи на соображение, логическое мышление.

Важнейшими математическими операциями, способствующие развитию творческих способностей являются анализ и синтез, умение сравнивать, обобщать, проводить аналогии.
При целенаправленной и системной работе по развитию творческих способностей у учащихся развиваются следующие умения:
1. Умение анализировать проблемные ситуации;
2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
3. Умение разрешать противоречия;
4. Умения создавать творческие занятия.
Необходимым условием развития творческих способностей учащихся является упражнение в их решении. Но, подбирая задания, надо учитывать, что:
1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;
2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;
3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;
4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;
5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.
Лингвистические «угадайки». Выполнение подобных заданий во многом напоминает кроссворд (без заполнения клеточек). Необходимо восстановить «первоисточник» (словосочетание, фразеологический оборот, предложение) по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию (толкованию), например, закончить фразеологизм «Голоден, как … (волк)». Эта работа способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

На уроках мы пишем и сочинения-сказки о частях речи и небольшие рассказы и использованием фразеологических оборотов и крылатых выражений, например, Зарубили себе на носу.

В нашем классе есть Никита и Дима. Никита любит задирать нос. Дима любит водить всех за нос. Как-то раз Никита начал задирать нос, и Дима решил подшутить над ним. Между мальчиками вспыхнула ссора. Вдруг в класс зашла учительница. Мальчики были наказаны. После этого случая Никита и Дима зарубили себе на носу, что задирать нос и водить людей за нос – плохо.

Учащимся очень нравится изобразительное творчество, поэтому они рисуют фразеологические обороты, а их одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. (Наиболее любимы изображения: «уши развесить», «повесить нос», «вешать лапшу на уши», «сердце в пятки ушло», «дело в шляпе», «кот наплакал»).

Лингвистические «почемучки» - это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.
Микроисследования. Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений. Создание детьми энциклопедии одного слова позволило работать с научно-популярной литературой и справочниками, формулировать выводы составлять текст. Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования («Энциклопедия одного слова»).

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Сочинения совершенствуют письменную речь, увеличивают словарный запас, развивают детскую фантазию, воображение. Предлагаю следующие виды сочинений: сочинения нетрадиционного содержания: «Сочинение-сон», «Заметка в стенгазету», «Письмо бабушке», «Пожелание Деду Морозу», «Сочинение-фантазия», «Сказка», «Письмо в будущее» и др.
Детям очень нравится такой вид работы, как ассоциативный мультфильм, например, Учитель – класс – ученики – парта - тетрадь… Самостоятельно подготовив цепочку слов, дети составляют сказку или рассказ, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому, например, «Учитель вошел в класс. В классе ученики приготовились к уроку. Они сели за парты и открыли тетрадь…» Постепенно работа усложняется. С выбранными случайно словарными запасами дети составляют связные рассказы.

Учащимся предлагаю следующие виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках литературы и обучения грамоте:
1. творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;
2. творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;
3. творческие задания, в которых происходит создание нового;
4. творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;
5. творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;
6. творческие задания, которые подразумевают организацию практической и познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;
7. творческие задания занимательного характера, на смекалку;
8. творческие задания, содержащие игровой момент;
9. творческие задания с элементами тренинга;
10. творческие домашние задания;

Предлагаю следующие виды практических заданий:

После проведенной работы:
1. Речь детей обогащается новыми словами, расширяется их лексикон.
2. Возрастает интерес к изучению русского языка.
3. Повышается орфографическая зоркость, улучшается успеваемость по русскому языку, литературному чтению.
4. Развиваются познавательные способности младших школьников, наблюдательность, мышление, воображение детей.
5. дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах, олимпиадах.

Выводы: Для того, чтобы говорить о каких-то результатах, необходимо провести итоговое тестирование по определению уровня развития творческих способностей на выходе.

Применение данной системы на протяжении четырех лет дает свои результаты. Это можно увидеть в следующих показателях. Если в первом классе детей с высокими творческими способностями было 5 человек, то в конце четвертого класса 10 человек. Во втором и третьем, четвертом классах дети занимали призовые места на предметных олимпиадах, а в четвертом классе 2 человека заняли призовые места: Зайцева Яна заняла 2 место в Республиканском интеллектуальном конкурсе «Ак-бота», Гладышева Татьяна в международном интеллектуальном конкурсе «Кенгуру» - 3 место.

Учащиеся принимали активное участие в различных интеллектуальных конкурсах, но не все заняли призовые места. Ведь самое главное у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала младших школьников.

Ребенок - это загадка, маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с внутренней звездой, холодный блеск, который разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!