СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновации в преподавании иностранных языков

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны проблемы в преподавании иностранных языков в школе, определены пути их решения благодаря инновациям в обучении детей, предлагаются современные подходы, даются практические советы. 

Просмотр содержимого документа
«Инновации в преподавании иностранных языков»

Инновационные процессы в преподавании иностранного языка.

Автор: Кравец Оксана Владимировна, учитель немецкого и английского языков, МБОУ СОШ №2 г. Болотного Новосибирской области

Задача развития и совершенствования методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Мы, учителя, постоянно слышим претензии, предъявляемые нам обществом, что обучаем детей иностранному языку со второго класса по одиннадцатый, т.е. десять лет, а выпускники не могут говорить на простейшие бытовые темы. Вот именно в том и проблема, что ученики не могут составить и воспроизвести простой диалог на тему «В магазине», например, но могут без запинки рассказать топик «Засуха» на английском языке или тему «Времена года» на немецком языке. Парадокс? Нет, это закономерный результат ещё советских методик обучения иностранному языку. Зачастую обучение идёт по ложному пути, в полном отрыве от жизни, от живых жизненных ситуаций. Учитель ведёт уроки, ученики работают, страницы учебника исправно перелистываются, а результаты не удовлетворяет ни учителя, ни ученика, ни родителей. Что же можно предпринять в данной ситуации? Однозначно, менять подходы к обучению детей. Менять себя самого учителю. Идти в ногу со временем и новыми требованиями, запросами общества. И, если 20-25 лет назад учитель иностранного языка мог дать примерно такое задание на уроке: «Открываем учебник, страница такая-то, текст такой-то, до звонка его нужно письменно перевести.», то сегодня о таких заданиях нет и речи! Даже сами учебники не ориентированы на такие виды заданий. Длинные тексты если и встречаются, то работают над ними совершенно не так, как было сказано выше. Существует масса различных заданий, которые помогут учащимся понять текст за небольшой промежуток времени без затраты на перевод целого урока и даже без использования словарей. Что же для этого нужно? В первую очередь, желание самого учителя работать по- другому. Учитель, работающий творчески, активно, нестандартно заражает своим желанием к открытию чего-то нового и своих учеников. Он всегда рядом с учениками, он не задаёт огромное количество трудных заданий на дом, а предлагает выполнить всё всем вместе в рамках урока, он расскажет много нового по изучаемой теме, покажет увлекательный фильм, фотографии или попросит ребят самих найти необходимую информацию, выходящую за рамки урока. Проведенные исследования педагогической работы показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований последних ФГОС к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и учителя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в тесном сотрудничестве.

Традиционные методы обучения иностранному языку предполагают усвоение знаний в искусственных ситуациях, вследствие чего будущий выпускник не видит связи изучаемого предмета со своим будущим. Об этом мы говорим уже более десяти лет, но, как видим по результатам уровня обученности учащихся и освоения школьной программы грандиозных перемен в лучшую сторону - к успехам в говорении и аудировании нет. Любой учитель терзает себя мыслями, что делать, как изменить ситуацию в лучшую сторону, ведь все учителя стараются и выкладываются на уроках как бегуны на длинной дистанции.

Современные ответы на вопросы, чему учить и как учить, методика и дидактика обучения иностранным языкам ищет, основываясь на исследованиях, анализирующих соотношение языка, речи и мышления, мышления и коммуникации, коммуникативного и когнитивного в речи и т.д. Наука не стоит на месте, но и нам, учителям, не стоит сидеть, сложа руки в пассивном ожидании, что всё решится как- то без нашего участия. Конечно, учителя в нашей стране перегружены учебными часами, порой нет ни сил, ни времени, ни желания что-то менять в уже отлаженной работе, но кто как ни мы, учителя, выполняя зачастую Сизифов труд, способны к переменам и умеем заразить своим желанием изменить всё к новому тысячи своих поклонников- своих учеников? Итак, всё в наших руках!

Рассмотрим интересные идеи, которые помогут нам начать меняться и увлекать за собой своих учеников и, конечно же, коснёмся темы, как уменьшить нагрузку на себя, порой уже уставших от работы и лавины задач, и переложить большую часть работы в освоении знаний и ответственности за своё образование на учеников. Да-да, именно так и никак иначе! Они -учатся, а мы им помогаем, но не учимся за них. Это должно стать нашим девизом и лозунгом. Нужно прекратить выполнять за учеников их работу, нужно придумывать им такие задания, чтобы современный ленивый ученик, пресыщенный информацией и не видящий ценности в знаниях, мог потрудиться сам их добыть. Да, это трудно, но, если мы не будем перестраиваться сами, то будем просто потворствовать лени и необразованности наших учеников. Вспомним китайскую пословицу: «Дай человеку рыбу, и он её съест. Научи человека ловить рыбу, и он будет кормить себя всю оставшуюся жизнь». Это второй девиз в нашей работе. Именно научить, а не выполнить за ученика!

Я считаю, что нам, современным учителям, работать сейчас гораздо интереснее. Ведь мы не ограничены в выборе методов, методик и подходов в обучении. Главное, как в медицине- не навреди! Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность школам выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях учителю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс. Разве наши с вами учителя в советское время были так свободны в выборе средств обучения?

Инновационное моделирование

Итак, наиболее эффективным средством развития мышления будущих выпускников является имитационное моделирование. Его применение на занятиях иностранного языка и не только дает возможность формировать навыки и умения общения; развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к предстоящей деятельности и жизни в обществе в целом; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность школьникам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке. Я рекомендую своим ученикам в произвольной форме описывать всё, что они видят вокруг- погоду, предметы, людей, настроение. Нужно выстраивать коммуникативные ситуации так, чтобы язык начал работать. Можно мысленно вести диалог самим с собой или даже в голос, если рядом нет никого, чтобы не смущаться. Я практикую такой метод перед сном или, когда вынуждена долго сидеть в очереди наедине со своими мыслями, без живого общения. Если мы не будем говорить на языке. Он перейдёт в разряд «мёртвых». Мозг – хитрый орган, он избавляется от всего, что считает лишним или задвигает это «лишнее» на задний план. Если язык не использовать, мозг будет постепенно переносить словарный запас в так называемый «архив» или пассив. Так формируется пассивный словарный запас. Наша задача- стремление к пополнению активного запаса.

Рассмотрим другие современные инновационные методы обучения иностранному языку, направленные на более эффективное развитие личности и адаптацию в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.

Многосторонний метод.

Современный многосторонний метод берет свое начало от так называемого “Кливлендского плана”, разработанного в 1920 году. Его основные принципы:

  1. Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.

  2. Язык есть культура, т.е. культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные языковые материалы.

  3. Каждое занятие должно строиться вокруг единственного фокуса. Обучаемые на одном занятии должны узнавать одну вычлененную единицу содержания обучения, а не массу учебного материала, где будут в одной куче и склонение прилагательных, и временные формы глагола. Некоторые УМК откровенно грешат избыточностью учебного материала, что вынуждает учителя вычленять самое нужное и полезное в рамках урока.

  4. Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас и каким –либо образом быть связано с предыдущим. Т.е., должна сохраняться так называемая «преемственность учебного материала».

  5. Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения. Другими словами, если условно перенести эту рекомендацию на тело человека, то можно понять, что, чтобы произвести какое- либо действие, мы работаем одновременно головой, глазами, ушами, руками, а то и ногами. Значит, слушание, говорение, чтение и письмо должны в той или иной степени «поработать», чтобы произошло запоминание, фиксация, навык «схватился».

Метод полной физической реакции

Данный метод основан на двух основных предпосылках.

Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей.

Во-вторых, языковые занятия обычно ограничивается понятиями, описывающими ситуацию “здесь и сейчас” и легко объяснимыми примерами на изучаемом языке. Обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.

Естественный метод

Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. Педагог никогда не обращает внимания обучаемых на ошибки в речи, так как считается, что это может затормозить развитие речевых навыков. Ранний продуктивный период начинается с момента, когда пассивный словарь учащихся достигает около 500 словарных единиц.

Системно- деятельностный подход

На сегодня это главная составляющая часть системы инновационного обучения иностранным языкам. Этот подход основан на постулате, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и обусловлена ею. Другими словами, цель в обучении иностранным языкам меняется. Если 25-30 лет назад мы стремились к накоплению знаний и потом не могли понять для чего они нам, где мы можем их применить, то сегодня предполагается иной подход- знания должны быть напрямую связаны с деятельностью. Мы должны чётко понимать цель- для чего мы этому учимся, должны научиться самостоятельно добывать знания, должны всегда думать о том, каким способом добыть эти знания, желательно наименее затратным по времени, а также мы должны понимать, для чего мы получаем эти знания и где сможем их применить, в противном случае наша деятельность была напрасной, просто «мартышкиным трудом». Именно бесцельность деятельности является самым ключевым моментом в формировании мотивации к изучению иностранного языка. Можно сколько угодно убеждать учеников, что знания иностранного языка когда-нибудь пригодятся им в жизни, это никогда не станет для них весомым мотивом к изучению языка. Цель должна быть очевидной, доступной здесь и сейчас. В моменте. Поэтому на уроке не нужно ставить глобальную цель, что «вы, когда-нибудь поедете в Германию, США, Великобританию и поговорите с иностранцем». Дети прекрасно понимают, что это недосягаемая для большинства их них цель. К тому же, о чём они поговорят с этим мистическим «иностранцем», о засухе, временах года, транспорте в городе? А ведь такие именно такие темы коллеги предлагают заучивать наизусть своим ученикам для сдачи устного экзамена! Дети противятся этому всеми силами, но внешние силы сильнее разума. И вот, пожалуйста, уже рождается протест, нежелание учить, нелюбовь в иностранному языку и даже учителю. Результат – отрицательные оценки за итоговую и промежуточную аттестацию, негативные эмоции, которые, кстати, моментально фиксируются психикой и переносятся на всю последующую жизнь. Вспомним Гальперина П.Я., который в своих исследованиях ставил вопрос: «Для чего человек учится?» И отвечал на него:

«Чтобы научиться что-нибудь делать, а для этого узнать, как это надо делать». Таким образом, мы, учителя, должны научить своих учеников учиться, добывать знания, и конечно же, чтобы они сами ставили перед собой цель, для чего они это делают, чтобы время, проведённое ими на нашем уроке, не показалось им затраченным впустую. А в конце урока самое время пожинать плоды нашей совместной деятельности- поразмышлять, что же мы все вместе научились, и как мы это делали. Если мы будем постепенно приучать себя пользоваться на уроках системно-деятельностным подходом, вскоре мы увидим пусть незначительные, но ощутимые плоды совместного труда.

Активное обучение.

Основано на том, что учащийся все чаще сталкивается в реальной жизни с необходимостью решения проблемных ситуаций. Этот метод направлен на организацию развития самоорганизации, саморазвития личности. Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность учащихся.

Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Применение ИКТ на занятиях иностранного языка является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. Всем без исключения современным детям нравится работать с компьютером или телефоном. Сегодня телефон – это практически маленький компьютер в наших карманах. Перспективы использования Интернет-технологий на сегодняшний день достаточно широки. Это может быть:

  • Переписка и видеообщение с жителями англо- и немецкоязычных стран посредством электронной почты, телефона, на различных платформах, таких как Zoom, Google Duo, WeChat, Discord, Imind.ru, Skype, WhatsApp, Viber, ;

  • Участие в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;

  • Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.

Работа по созданию Интернет-ресурсов интересна и учащимся, и учителям своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку. Кроме того, в реалиях современности, когда многие школы страдают нехваткой педагогических кадров, в условиях карантина, когда мы целыми четвертями вынуждены брать на вооружение современные ИКТ, работа с детьми с ОВЗ, которые не всегда имеют возможность посещать занятия «вживую» интернет нам, как говорится, «в помощь»!

Языковой портфель

Языковой портфель в современных условиях определяется как пакет рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт/результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет/набор материалов дает возможность ученику и преподавателю по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, проанализировать и оценить объем учебной работы и спектр достижений обучаемого в области изучения языка и иноязычной культуры.

Впервые идея создания инструмента самооценки владения иностранным языком появилась в Швейцарии более 10 лет назад.

Цели и формы работы с языковым портфелем могут быть различными. Одним из важных преимуществ языкового портфеля является возможность для ученика самостоятельно проследить свою динамику уровня владения изучаемым языком в течение определенного времени. Ведение языкового портфеля обеспечивает реальную вовлеченность в ход учебного процесса. Сегодня у каждого учителя и ученика есть портфолио. Если детям нравится его вести, то почему бы не попробовать вести языковое портфолио?

Личностно-ориентированное обучение

«Каждый человек – отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, – яснее проступают его самобытные черты». Эти слова принадлежат русскому поэту Серебряного века Брюсову В.Я. Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Да, нас на планете 7, 95 миллиардов, и мы все разные. Как бы мы ни были похожи по характеру и внешности, каждый из нас один единственный такой. Соответственно мы все и думаем, и понимаем, и обрабатываем информацию по-разному. С разной скоростью и качеством запоминания, с помощью разных каналов.

Учитель должен признать и принять уникальность каждого своего учащегося и его способности к учебной деятельности. Важно относиться к своим ученикам гуманно, ведь мы, родившиеся прежде них, призваны помогать им познавать мир, с которым мы познакомились раньше, чем они. Поэтому ни о какой озлобленности не может быть и речи! Ученик идёт вперёд, а мы страхуем от жестоких неудач и падений. Только так и никак иначе! Учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств. Другими словами, мы должны помочь ученику превратиться из куколки в прекрасную бабочку и делать это нужно последовательно, гуманно и без насилия над нашим будущим творением, которое без сомнения должно получиться уникальным. Наше творение – наши ученики. Полюбите своих учеников, примите их уникальность, и положительные результаты не заставят себя долго ждать.

Принципы личностно- ориентированного подхода:

1. Учитель признает уникальность каждого ученика. При этом подходе должно учитываться то, что все учащиеся имеют разную предрасположенность к обучению.

2. Каждый ученик и учитель должны понимать уникальность любого другого человека. Все учащиеся обязаны признавать существование индивидуальной ценности любого другого ученика. Учитель уважает мнение и мысли учеников, ученики соответственно относятся друг к другу и к учителю. Осознание уникальной ценности человека – залог личностно-ориентированного обучения.

3. Каждый ученик должен уметь взаимодействовать с другими учениками на основе гуманных отношений. Основной чертой коммуникации между учащимися должна быть толерантность.

4. Личный или коллективно созданный образовательный продукт ученика не отрицается, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит только после того, как он сам осознал сущность изучаемого явления, процесса или вещи.

5. Получаемые учеником образовательные результаты оцениваются им самим, его товарищами и учителем.

Автономности в обучении

Понятие «автономность» предполагает умение учиться. Как это связано с предметом «Иностранный язык»? При ответе на этот вопрос я хотела бы опереться на слова Е. Пассов сказал, что «иноязычной речевой деятельности нельзя научить, ей можно только научиться» [Е.И. Пассов. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. – С. 48]. Автономность – это самостоятельность в обучении. Известно, что действия, произведённые самостоятельно запоминаются прочнее, чем, если бы человек просто пассивно наблюдал за чьими- либо действиями. Кроме того, когда человек сам ищет способы выполнения какого- либо действия, вероятность того, что он запомнит, как его выполнить гораздо лучше, чем, если бы просто услышал об этом от кого-то. Значит, мы должны стараться вынуждать своих учеников работать самостоятельно, не надеяться на помощь других, ведь в жизни часто бывают ситуации, когда нам приходится в одиночку решать свои проблемы или выполнять какую- либо работу. Таким образом, ученику, приученному полагаться на свои собственные знания и умения в жизни будет гораздо легче решать различные проблемы и вопросы. А учитель в этом случае рассматривается как помощник в достижении цели.



Итак, совместно мы рассмотрели несколько интересных аспектов инновационного обучения иностранным языкам. Вместе с тем хочется отметить, что все эти принципы нам, учителям, очень хорошо знакомы. Всему этому мы учились в институтах и университетах, от своих более опытных коллег. Всем и себе в первую очередь хочется пожелать не отступать от этих принципов, ведь зная правильный пут, всегда можно быстро достичь цели.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!