СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инклюзивное образование: специальные компьютерные инструменты обучения детей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кукушкина О.И.,

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО,

главный научный сотрудник ИКП РАО,

методист ГБОУ ГОМЦ «Школьная книга»

Москва – 2015

Просмотр содержимого документа
««Инклюзивное образование: специальные компьютерные инструменты обучения детей с ОВЗ»»

Департамент образования города Москвы

ГБОУ "ГОРОДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ШКОЛЬНАЯ КНИГА»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора Директор Центра

_______________ Н.И.Васильева ________________ Л.А.Родионов













Дополнительная профессиональная программа

(повышение квалификации)



«Инклюзивное образование:

специальные компьютерные инструменты обучения детей с ОВЗ»





Автор курса


Кукушкина О.И.,

доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАО,

главный научный сотрудник ИКП РАО,

методист ГБОУ ГОМЦ «Школьная книга»







Москва – 2015



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы

Совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности – педагогическое изучение и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями в развитии) с учетом возможности использования специализированных компьютерных инструментов обучения (СКИ) и перспективы их развития.

Совершенствуемые компетенции

в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании

Компетенция

Направление подготовки 050400

Психолого-педагогическое образование





050400

44.04.01




Код компетенции





Бакалавриат

Магистратура




4 года

5 лет


1.

Готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи

ПКСПП -2



2.

Способен использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа



ПКСПП-5



1.2. Планируемые результаты обучения


Знать

Направление подготовки 050400

Психолого-педагогическое образование





050400

44.04.01




Код компетенции





Бакалавриат

Магистратура




4 года

5 лет


1.

Роль, место и функции специализированных компьютерных инструментов в обучении детей с различными нарушениями развития

ПКСПП -5



2.

Роль специализированных компьютерных инструментов в решении диагностических и коррекционно-развивающих задач инклюзивного и специального образования детей с ОВЗ

ПКСПП -2



3.

Специализированные компьютерные инструменты и сферу их применения в обучении детей разного возраста с разными нарушениями развития



ПКСПП-5


Уметь

Бакалавриат

Магистратура




4 года

5 лет


1.

Профессионально грамотно отбирать специализированные компьютерные инструменты для решения диагностических и коррекционно-развивающих задач

ПКСПП -2



2.

Методически грамотно применять специализированные компьютерные инструменты в образовании детей с ОВЗ



ПКСПП-5


1.3. Категория обучающихся: руководители образовательных организаций, заместители руководителей образовательных организаций, учителя начальных классов, психологи, методисты, работающие с детьми с ОВЗ в системе специального и инклюзивного образования

1.4. Форма обучения: очная

1.5. Режим занятий, срок обучения: 6 часов в неделю по расписанию; 18 часов








Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего

часов

Виды учебных занятий, учебных работ






лекции

интерактивные занятия

Формы контроля

1

Базовая часть

2

2



1.1

Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование



2

2



2

Профильная часть (предметно-методическая)

16

6

9

1

2.1

Раздел 1 Специализированные компьютерные инструменты ( СКИ) обучения детей с ОВЗ





2.1.1

Смысл применения СКИ в обучении детей с ОВЗ

1

1



2.1.2

Роль СКИ в специальном и инклюзивном образовании

2

1

1


2.2

Раздел 2 СКИ и преодоление


тртрудностей





2.2.1

Начальная математика

2


2


2.2.2

Скрытые проблемы развития

4

2

2


2.2.3

Осмысленное чтение и письмо.

3

1

2


2.2.4

Картина мира

3

1

2



Итоговая аттестация в форме собеседования

1



1


ИТОГО:

18

8

9

1



2.2. Учебная программа

1. БАЗОВАЯ ЧАСТЬ

    • Концепция ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Инклюзивное образование

Лекция – 2 часа

ФГОС для обучающихся с ОВЗ: дифференциация уровней, программ, условий образования для каждой категории детей с ОВЗ. Ъ

Возможные варианты образовательных маршрутов для каждой категории детей с ОВЗ.

Базовые характеристики каждого варианта:

  • Требования к структуре образовательной программы (ООП/ АООП);

  • Требования к результатам обучения на каждой ступени,

  • Требования к условиям образования.

Общие и особые образовательные потребности

Вариант 1.1. (инклюзивное образование)

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательным условием освоения первого варианта стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая поддержка - создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей, включая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции. Обязательной является подготовка педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант специального стандарта.

Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельный предмет школьной программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта стандарта.

Вариант 1.2.

Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню его академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого и усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Смыслом такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Вариант 1.3.

Третий вариант не предполагает освоения цензового уровня образования: в структуре содержания его “академический” компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ограничениями возможностей здоровья. Детский коллектив и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, при необходимости индивидуализируется и содержание основной программы обучения. В связи со значительной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую среду. Смыслом этой работы является расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов ребенка в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками.

Вариант 1.4.

(индивидуальный уровень конечного результата школьного образования)

Ребенок получает образование, уровень которого определяется, прежде всего, его индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания “академического” компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с различными нарушениями развития, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательной является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях школы и дома. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, ее смыслом является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов таких детей с их нормально развивающимися сверстниками. Таким образом, данный вариант стандарта, как и предыдущий, предусматривает не только адаптацию ребенка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.

Четыре варианта ФГОС для детей с ОВЗ рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню конечного результата школьного образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ. Стандартизация промежуточных результатов образования на каждой его ступени должна обеспечить сохранение возможности перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой в процессе школьного обучения. Это необходимо для максимального использования потенциальных способностей ребенка с ОВЗ и реализации его права на получение образования, адекватного его возможностям, которые раскрываются в самом процессе обучения.

Применительно к каждому выбранному варианту стандарта должны быть представлены:

  • требования к структуре основной образовательной программы (соотношение академического компонента и жизненной компетенции);

  • требования к условиям получения образования

  • требования к результатам школьного образования на каждой его ступени

  • характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный),

В дифференциации этих требований в соответствии с нуждами каждой категории детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей с ОВЗ. Отличие от стандарта образования здоровых детей состоит в том, что ФГОС для обучающихся с ОВЗ представлен в описании его вариантов, которые и являются интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования детьми с ОВЗ.


2. ПРОФИЛЬНАЯ ЧАСТЬ

«Предметно-методическая деятельность»


Раздел 2.1 Специализированные компьютерные инструменты (СКИ) обучения детей с ОВЗ

Тема 2.1.1

В чем смысл разработки и применения СКИ в обучении детей с ОВЗ?

Лекция – 1час

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерно- опосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями развития. С внедрением этих технологий мировое сообщество профессионалов связывает в начале ХХI века перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц, нуждающихся в особой помощи.

Признается, что для части детей с глубокими и комплексными нарушениями развития компьютерные технологии являются единственным и уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.

Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями в развитии в последнюю треть ХХ века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в развитии специального образования выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Они способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем специального и инклюзивного образования:

  • разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребенка с ОВЗ;

  • визуализацию процесса и результата деятельности для облегчения их анализа и освоения ребенком с ОВЗ;

  • создание необходимых ребенку «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных технологий;

  • разработку новых способов качественной индивидуализации обучения;

  • удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в условиях специального и инклюзивного образования.

Применение компьютерных инструментов изучения и обучения детей с ОВЗ как в специальном, так и инклюзивном образовании, вырастает в одну из перспективных линий развития профессиональной культуры в целом.


Тема 2.1.2 Роль СКИ в специальном и инклюзивном образовании

Лекция – 1час, интерактивные занятия – 1 час

Использование уникальных возможностей ИТ во всех областях специального и инклюзивного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

Преимущества компьютерных инструментов специального и инклюзивного обучения школьников с нарушениями развития состоят в том, что становится возможным:

- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;

- моделировать предметное содержание сложных и скрытых от непосредственного наблюдения объектов познания в любых необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного содержания в наглядной форме и с помощью речи, переходить от одного способа к другому;

- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;

- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;

- обеспечивать возможность продуктивной индивидуальной деятельности в условиях группового обучения;

- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.

Преимущества компьютерных инструментов могут плодотворно использоваться в специфичных и неспецифичных, традиционных и инновационных областях специального и инклюзивного образования.

Перспектива использования СКИ в инклюзивном образовании заключается, прежде всего, в удовлетворении особых образовательных потребностей детей в области формирования академической и жизненной компетенции.

Перспектива использования компьютера в области формирования и коррекции произносительной стороны речи детей связана с применением сурдопедагогами и логопедами технологий визуализации акустических компонентов речи. Их включение в коррекционный процесс позволит расширить сенсорную базу для формирования основных произносительных навыков, ввести дополнительную визуальную опору для анализа ребенком собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени, трансформировать упражнения в интерактивные игры, расширить возможности качественной индивидуализации обучения.

Перспектива использования информационных технологий в области развития самостоятельной письменной речи глухих и слабослышащих детей связана с применением «Текстовых редакторов». Обучение этой информационной технологии на начальном этапе школьного обучения позволит:

- мотивировать детей к совершенствованию своей письменной речи за счет исключения рутинного процесса переписывания и возможности бесследного исправлять ошибки любого характера;

- перенести акцент в работе над самостоятельной письменной речью с процесса написания и переписывания текста на его осмысленное редактирование;

- совершенствовать все необходимые для построения текста действия и операции не изолированно, а подчиняя их смысловой работе над текстом;

- обеспечить возможность экспериментировать с текстом в процессе его построения и совершенствования;

- расширить сферу учебного и естественного общения детей посредством письменной речи за счет их включения в сетевую коммуникацию.

Перспектива использования информационных технологий в области развития представлений о мире состоит в разработке специальных инструментов познавательной деятельности, адекватных возможностям детей младшего школьного возраста с нарушениями развития и позволяющих им начать осмысливать сложные закономерности мироустройства посредством моделирования знакомых фрагментов действительности по заданным взрослым правилам. В роли таких особых инструментов могут выступать созданные компьютерные модели «Калейдоскоп картин»; «Калейдоскоп картин и описаний»; «Калейдоскоп картин и цветовая таблица гипотез»; «Текст и калейдоскоп картин».

Перспектива использования информационных технологий в области развития представлений о внутреннем мире человека у школьников с нарушениями развития состоит в разработке специальных средств обучения, позволяющих педагогу:

- превратить скрытые явления внутренней жизни человека в видимые объекты познания ребенка на начальном этапе обучения за счет моделирования этих объектов в доступных детям знаковых формах;

- обеспечить занимательную для ребенка форму и необходимую степень свободы продуктивной индивидуальной деятельности классификации, экспериментирования, прогнозирования и моделирования событий жизни героя и связанных с ними явлений эмоциональной жизни;

- сделать результаты продуктивной индивидуальной деятельности доступными для обсуждения и анализа со стороны всех участников учебного процесса, предоставить ребенку возможность свободно корректировать их на основе обсуждения;

- задать модель групповой учебной деятельности, необходимой для освоения позиций и относительности эмоциональных оценок в области социальных явлений.


Раздел 2.2 СКИ и преодоление трудностей в обучении детей с ОВЗ

Тема 2.2.1 Начальная математика

Интерактивные занятия – 2 часа

Роль СКИ в преодолении трудностей обучения у детей с ОВЗ рассматривается на примере специализированной мультимедийной программы «Состав числа», версия 3.0., необходимой детям с ОВЗ старшего дошкольного и младшего школьного возраста для надежного освоения базовых математических представлений.

Программа содержит все необходимые такому ребенку и более подробные, чем в обучении здоровых сверстников, этапы обучения, выстроенные в строго определенную последовательность, с развернутой системой наглядных опор. СКИ помогает детям с ОВЗ пройти путь от элементарного практического «раскладывания» предметов на две группы всеми возможными способами до решения примеров и простейших уравнений.

Предмет рассмотрения - возможность индивидуальной настройки - выбора предметов и объектов, которыми оперирует ребенок, темпа предъявления заданий, способов речевого инструктирования, способов поощрения.

Предметом внимания слушателей – методика применения становится подробное методическое руководство для учителей и родителей. Применение СКИ « Состав числа» позволяет надежно формировать понятие «число» у детей с ОВЗ, является необходимым инструментом инклюзивного образования.

В ходе интерактивных занятий слушатели учатся пользоваться СКИ «Состав числа» - обеспечивать качественную индивидуализацию обучения детей с ОВЗ. В ходе занятий моделируются различные варианты освоения элементарных математических представлений детьми с ОВЗ, слушатели упражняются в определении уровня актуального развития математических представлений, зоны ближайшего развития ребенка, подборе необходимых каждому ребенку вариантов работы со СКИ. Учатся использовать СКИ в качестве инструмента педагогической диагностики и индивидуализированного обучения.

Тема 2.2.2 Скрытые проблемы развития

Лекции – 2 часа, интерактивные занятия – 2 часа

Функции СКИ «Мир за твоим окном»:

  • выявлять скрытые трудности коммуникативного и читательского развития ребенка с ОВЗ,

  • трансформировать выявленные проблемы в задачи обучения (как специального, так и инклюзивного),

  • находить в самом СКИ способы решения поставленных задач.

Каким детям с ОВЗ может быть полезен? Тем детям с нарушенным слухом, кому трудно: анализировать, систематизировать, обобщать, облекать в словесную форму свои представления и впечатления об окружающем мире, вступать в диалог, понимать смысл прочитанного, пользоваться календарем.

Содержание и структура СКИ. Программа «Мир за твоим окном» включает пять разделов: Четыре времени года; Погода; Одеваемся по погоде; Рассказы о временах года; Календарь.

Предметом анализа слушателей становится подробное методическое руководство для учителей и родителей «Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка».

В ходе интерактивных занятий слушатели учатся пользоваться СКИ «Мир за твоим окном». Моделируются различные варианты освоения детьми с ОВЗ коммуникации, читательской деятельности, календарной структуры года. Слушатели упражняются в выявлении соотношения между обучением чтению и читательским развитием ребенка, обучением языку и развитием способности ребенка извлекать информацию из общения, умением ребенка пользоваться календарем в жизни и формированием представлений о времени. Слушатели учатся выявлять скрытые проблемы развития, трансформировать в задачи обучения, составлять обоснованный план коррекционной работы. Учатся использовать СКИ в качестве инструмента выявления и преодоления разрыва между обучением и развитием ребенка с ОВЗ.

Тема 2.2.3 Осмысленное чтение и письмо

Лекция – 1 час. Интерактивные занятия – 2 часа

Предметом освоения является специализированная методика применения «Текстовый редактор» для обучения осмысленному чтению и письму детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ в области освоения письменной формы речи.

Необходимые в обучении детей с ОВЗ средства редактирования речи.

Преимущества текстовых редакторов. Аргументы дефектолога в пользу раннего освоения школьниками с ОВЗ текстовых редакторов на уроках языка.

Специальный подход и методика обучения текстовому редактору детей с ОВЗ 7-9 лет на уроках языкового цикла в начальной школе.

Использование сформированных умений. Перенос акцента в работе над письменной речью с процесса написания и переписывания текста на осмысленное редактирование собственной речи.

На интерактивных занятиях слушатели анализируют логику построения и усложнения набора зданий для обучения текстовому редактору. Упражняются в умении создавать по заданным правилам задания для обучения текстовому редактору на уроках языкового цикла младших школьников с нарушениями слуха, речи, ЗПР, приспосабливать к своим ученикам. Специально моделируются и анализируются ошибки в подборе заданий и методике их применения на практике.

Тема 2.2.4 Картина мира

Лекции – 1 час, интерактивные занятия – 2 часа

Предметом внимания слушателей является цикл СКИ «Картина мира», необходимых педагогу в специальном и инклюзивном образовании для формирования картины мира и коррекции типичных недостатков представлений детей с ОВЗ – фрагментарности, конкретности, узости, однозначности, оторванности от личного опыта.

Цикл СКИ «Картина» мира» адресован детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, нуждающимся в особой помощи в процессе обучения.

СКИ поможет педагогу учить ребенка размышлять об окружающем природном мире как о неотъемлемом, постоянно и закономерно меняющемся контексте его личного бытия.

СКИ показывает путь, следуя которому, взрослый сможет шаг за шагом приучать ребенка замечать изменения в окружающем мире, осмысливать, делиться своими размышлениями с окружающими и стремиться быть понятым. Исходной «точкой», основой для построения целостной осмысленной картины окружающего мира является жизненный опыт самого ребенка.

Уникальность СКИ «Картина мира» заключается в том, что с его помощью учитель и родители смогут выявить, систематизировать, расширить и обогатить тот опыт впечатлений, наблюдений и действий, который был накоплен самим ребенком на протяжении всего предшествующего периода его жизни.

На интерактивных занятиях слушатели упражняются в использовании СКИ «Картина мира» для выявления складывающейся у детей с ОВЗ картины мира в условиях специального и инклюзивного образования, предупреждения и коррекции ее недостатков: однозначности, ситуативности, фрагментарности, отрыве от личного жизненного опыта.


Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 час

Оценка качества освоения программы осуществляется в виде итогового собеседования по основным разделам программы. Для этого разработаны специальные оценочные материалы (задания и вопросы):

  • Вычеркните тезисы, с которыми Вы не согласны. Приведите аргументы и сформулируйте свою позицию:

  • Компьютер должен стать предметом изучения ребенка младшего школьного возраста в специальной школе и для этого необходимо введение с первого класса нового учебного предмета («Информатика»).

  • Компьютер в силу своих уникальных возможностей и разрешающих способностей может помочь ребенку в любом возрасте, в решении любой педагогической задачи и на любом этапе обучения.

  • Нет необходимости создавать специализированные компьютерные программы для обучения детей с нарушениями в развитии. Можно использовать программы, созданные для их здоровых сверстников.

  • Если СКИ программа построена с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития детей и отражает логику и дидактические основы коррекционного обучения, можно быть уверенным в том, что она эффективна.

  • Приведите примеры развивающих, коррекционных и учебных задач, для решения которых предлагается использовать новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий.

  • Должны ли СКИ вытеснять традиционно используемые средства обучения детей с ОВЗ?

  • От чего зависит эффект применения СКИ?

  • Что должен знать и уметь педагог для того, чтобы эффективно применять СКИ?

  • Согласны ли Вы с таким утверждением «Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых»?

  • Проанализируйте фрагмент видеофильма «Компьютер в специальной школе» - урок чтения в компьютерном классе для учащихся третьего класса с задержкой психического развития. Проанализируйте рассуждения пар детей в процессе чтения текстов из компьютерной программы «Мир за твоим окном». Попытайтесь определить, умеют ли дети строить по ходу чтения гипотезы о временном контексте описанных событий; связывать этапы своих рассуждений в единое целое; обосновывать финальный вывод. Есть ли разрыв между уровнем развития умения ребенка понимать текст как целое и содержанием представленных в учебниках текстов для чтения? Назовите цель урока. Обосновано ли педагог поставил такую цель? Чем объясняется необходимость применения компьютерной технологии обучения?

  • Чем объясняется необходимость разработки «обходных путей» обучения детей с ОВЗ?

  • Приведите примеры «обходных путей» обучения, используемых в обучении детей с отклонениями в развитии.

  • Что нового, по сравнению с традиционным обучением, может сделать педагог для индивидуализации обучения математике, если в его распоряжении СКИ «Состав числа»?

  • Какие преимущества получает ребенок в процессе освоения представлений о числе благодаря применению СКИ?

  • Что нового может узнать педагог о своих учениках благодаря использованию СКИ «Состав числа»?

  • Какую цель преследовали авторы программы «Лента времени», предоставляя педагогам и родителям возможность самим формировать наборы фотографий?

  • Насколько важными, по Вашему мнению, являются задачи обучения, представленные в компьютерной программе «В городском дворе»?

  • Проанализируйте особенности построения компьютерной модели «Калейдоскоп картинок» из программы «В городском дворе». Почему авторы программы предлагают ребенку моделировать «Небо», «Дерево», «Газон», «Занятия детей на игровой площадке», «одежду героев»? Почему на картинке только одно дерево и именно береза? Почему на картинке нет взрослых? Для чего авторы программы ввели варианты каждой из пяти зон картинки и задали строго определенную последовательность их предъявления ребенку? Почему авторы исключили реакцию компьютера на ошибки детей при моделировании картин жизни городского двора?

  • Выполните упражнение программы «Все возможные варианты» применительно к любому сезону года. Что является предметом размышлений ребенка в ходе этой деятельности?

  • Выполните упражнение программы «Размышляем» - «Обсуждаем идеи» и проанализируйте функции таблицы, где ребенок отмечает свои гипотезы о том, какое время года на картинке.

  • Создайте иллюстрации к текстам в разделе программы «Читаем и додумываем» - «Догадываемся». Почему упражнение получило такое название? Что должен сделать ребенок для того, чтобы создать иллюстрацию к текстам?

  • Создайте иллюстрации к текстам в разделе программы «Читаем и додумываем» - «Фантазируем». Сколько иллюстраций можно создать к каждому тексту? Какую цель преследует данное упражнение?

Слушатель считается аттестованным, если дал положительные ответы на поставленные вопросы и выполнил корректно предложенные задания.


Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

Учитывая новизну тематики курса и сложность поиска литературы, он оснащен специальным электронным пособием «Специализированные компьютерные инструменты обучения», доступ к которому можно получить на портале ведущего научного центра РФ в области коррекционной педагогики - Института коррекционной педагогики РАО (ikprao.ru). В пособие включены детальные, хорошо иллюстрированные описания изучаемых в курсе компьютерных инструментов, созданных с учетом особенностей развития детей с ОВЗ и предназначенных для использования в системе специального и инклюзивного образования. Подробно представлены специальные методики их применения на различных уроках цикла начального школьного обучения. Пособие открывает возможность чтения представленных в ней текстов с экрана компьютера, их копирования на электронные носители, а также распечатывания в случае необходимости.

Основной список литературы:

  • Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. - C. 6-22.

  • Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11.

  • Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005.

  • Хайдарпашич М.Р. Нужна ли «Лента времени» нормально развивающемуся ребенку? [Текст] / М.Р. Хайдарпашич // Альманах ИКП. – 2013. - № 17. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/nuzhna-li-lenta-vremeni-normalno

  • Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами ИТ // Альманах ИКП. – 2013. - № 17. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17#ccat

  • Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка // Альманах ИКП. – 2013. - № 17. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16#ccat

  • Малофеев Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78.

Дополнительный список литературы:

  • Портал Института коррекционной педагогики РАО [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn-----8kcmadfbxacgagmbj3bgaqdcguqaw3aba5a1i.xn--p1ai/

  • Альманах Института коррекционной педагогики [Электронный ресурс] : научно-методический журнал // Режим доступа: http://alldef.ru/ru/

  • Малофеев Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2008. - № 2. – С. 86-94.

  • Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.

4.2. Материально-технические условия реализации программы

4.2.1. Комплекс мультимедиа-оборудования типовой учебной аудитории. Дидактические и раздаточные материалы по курсу; слайды по содержанию учебного предмета; компьютерные, информационно-коммуникационные средства: ПК (монитор, системный блок, клавиатура, мышь, акустическая система); проектор; многофункциональные устройства (принтер, ксерокс, сканер)

4.2.2. Комплект СКИ:

  • Кукушкина О.И. Мир за твоим окном [Электронный ресурс]: специализированная обучающая компьютерная программа / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 1996. – 1 CD-ROM.;

  • Больших И.В. Состав числа [Электронный ресурс]: специализированная обучающая компьютерная программа / И.В. Больших, О.И. Кукушкина, З.М. Кордун. - М.: Полиграф сервис, 2002. – 1 CD-ROM.;

  • Кукушкина О.И. Лента времени [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа первая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2002. — 1 CD-ROM.;

  • Кукушкина О.И. В городском дворе [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа вторая / о.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2002. – 1 CD-ROM.;

  • Кукушкина О.И. На даче [Электронный ресурс]: цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира»: программа третья / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская. - М.: Полиграф сервис, 2009. – 1 CD-ROM.;

  • Специализированные компьютерные инструменты обучения детей и методики их применения [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / под ред. О.И. Кукушкиной. – М.: Полиграф Сервис, 2010. - 1 CD-ROM.

4.2.3. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном образовании [Электронный ресурс]: видеопособие / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская – М.: Полиграф Сервис, 2004. - 1 CD-ROM.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!