Оснащение кабинета для инклюзивного образования
Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.
Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы.
Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.
Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ
Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.
Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:
находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
имеет широкий дверной проем без порожка;
имеет правильную прямоугольную форму;
окрашен в светлые пастельные тона.
Оснащение инклюзивного кабинета:
Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
Различные ИКТ:
Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями (Эдутач).
Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта».
Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.
Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты:
журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
световые столики для рисования и песочной терапии;
вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
зеркальный шар с мотором и источником света;
колесо спецэффектов;
фиброоптический ковер;
балансировочная доска-лабиринт;
напольные и настенные лабиринты;
декоративно-развивающие панели.
В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:
Джек Лондон. «Белый Клык»
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Глупов и Глуповцы»
В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.
Большая книга про вас и вашего ребенка
Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.
Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.
Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.
Зоны кабинета инклюзивного обучения
Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:
Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
регулирование эмоционального фона;
нейтрализация стрессовых состояний;
Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.
Обычно оформляется три зоны:
рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.
Другие материалы по теме:
Система развивающего обучения Л. В. Занкова;
Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»;
М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;
Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы;
Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».
В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.
Коррекционный кабинет
Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.
Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:
для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
для развития мелкой моторики;
для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
для развития когнитивных функций.
Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал.
В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:
Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные
ощущения.
Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.
В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно
комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
Просмотр содержимого документа
«Оснащение кабинета для инклюзивного образования»
Оснащение кабинета для инклюзивного образования
Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.
Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы.
Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.
Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ
Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.
Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:
находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
имеет широкий дверной проем без порожка;
имеет правильную прямоугольную форму;
окрашен в светлые пастельные тона.
Оснащение инклюзивного кабинета:
Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
Различные ИКТ:
Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями (Эдутач).
Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта».
Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.
Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты:
журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
световые столики для рисования и песочной терапии;
вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
зеркальный шар с мотором и источником света;
колесо спецэффектов;
фиброоптический ковер;
балансировочная доска-лабиринт;
напольные и настенные лабиринты;
декоративно-развивающие панели.
В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:
Джек Лондон. «Белый Клык»
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Глупов и Глуповцы»
В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.
Большая книга про вас и вашего ребенка
Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка.
Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.
Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.
Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.
Зоны кабинета инклюзивного обучения
Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:
Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с
особыми образовательными потребностями.
Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
регулирование эмоционального фона;
нейтрализация стрессовых состояний;
Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.
Обычно оформляется три зоны:
рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.
Другие материалы по теме:
Система развивающего обучения Л. В. Занкова;
Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»;
М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;
Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы;
Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».
В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.
Коррекционный кабинет
Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.
Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:
для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;
для развития мелкой моторики;
для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;
для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;
для развития когнитивных функций.
Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал
В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:
Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.
Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.
Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.
Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные
ощущения.
Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.
Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.
Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.
В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно
комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.