СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы.

Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;

имеет широкий дверной проем без порожка;

имеет правильную прямоугольную форму;

окрашен в светлые пастельные тона.

Оснащение инклюзивного кабинета:

Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.

Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.

Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.

ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.

Различные ИКТ:

Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями (Эдутач).

Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта».

Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.

Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.

Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты:

журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;

звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);

световые столики для рисования и песочной терапии;

вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;

интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);

зеркальный шар с мотором и источником света;

колесо спецэффектов;

фиброоптический ковер;

балансировочная доска-лабиринт;

напольные и настенные лабиринты;

декоративно-развивающие панели.

В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

Джек Лондон. «Белый Клык»

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Глупов и Глуповцы»

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

Зоны кабинета инклюзивного обучения

Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.

Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:

освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;

регулирование эмоционального фона;

нейтрализация стрессовых состояний;

Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.

Обычно оформляется три зоны:

рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;

учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;

зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.

Другие материалы по теме:

Система развивающего обучения Л. В. Занкова;

Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»;

М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;

Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы;

Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».

В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.

Коррекционный кабинет

Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:

для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;

для развития мелкой моторики;

для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;

для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;

для развития когнитивных функций.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал.

В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:

Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.

Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.

Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.

Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные

ощущения.

Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.

Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.

Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно

комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.

 

Просмотр содержимого документа
«Оснащение кабинета для инклюзивного образования»

Оснащение кабинета для инклюзивного образования


Кабинет для детей с ОВЗ, или кабинет инклюзивного обучения, является частью системы требований ФГОС по обеспечению физической и информационной доступности образования этой категории школьников и созданию для них безбарьерной образовательной среды.


Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы.

Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.


Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.


Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:


находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;

имеет широкий дверной проем без порожка;

имеет правильную прямоугольную форму;

окрашен в светлые пастельные тона.


Оснащение инклюзивного кабинета:

Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.

Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.

Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.

ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.

Различные ИКТ:

Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями (Эдутач).

Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок «Клавинта».

Компьютерный роллер Новотон и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.

Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект «Семаго»), предметно-образные и динамические средства наглядности.

Реабилитационное оборудование сенсорной комнаты:

журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;

звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);

световые столики для рисования и песочной терапии;

вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;

интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);

зеркальный шар с мотором и источником света;

колесо спецэффектов;

фиброоптический ковер;

балансировочная доска-лабиринт;

напольные и настенные лабиринты;

декоративно-развивающие панели.


В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:


Джек Лондон. «Белый Клык»

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Глупов и Глуповцы»


В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.


Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка.

Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.


Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.


Зоны кабинета инклюзивного обучения


Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:


Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с

особыми образовательными потребностями.

Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:

освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;

регулирование эмоционального фона;

нейтрализация стрессовых состояний;

Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.

Обычно оформляется три зоны:

рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;

учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;

зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.

Другие материалы по теме:

Система развивающего обучения Л. В. Занкова;

Вебинар И.Н. Ананьевой «Ребенок плохо говорит? Просим помощи у логопеда»;

М. И. Лозбякова. «Учимся правильно и четко говорить. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей»;

Н. Б. Троицкая. Рабочие тетради по развитию речи. К учебнику Т. Г. Рамзаевой. 1-4 классы;

Е. В. Тихомирова. Комплект авторских логопедических игр «Ромашковые истории».

В зоне отдыха также рекомендуется проводить консультации с родителями. Все зоны разделяются стеллажами с учебно-методическими пособиями и ТСО, ширмами, большими кубиками.


Коррекционный кабинет

Школьный коррекционный кабинет, которым заведует дефектолог или логопед, имеет цель выявлять и корректировать дефекты устной и письменной речи, в первую очередь учеников начальной школы. В кабинете специалист работает с детьми индивидуально, с подгруппой или группой.

Коррекционный кабинет должен иметь хорошее освещение, современное оборудование и учебно-методические, дидактические наглядные пособия. А именно:


для коррекции мимики, артикуляционной моторики, звукопроизношения, речевего дыхания, слоговой структуры слова;

для развития мелкой моторики;

для формирования и отработки фонематического слуха и фонематического восприятия;

для налаживания системы звуко-буквенного анализа и синтеза;

для развития когнитивных функций.

Нескучная детская психология. Как общаться с ребенком, чтобы он вас и слушался, и слышал


В коррекционном кабинете создаются следующие условные зоны:


Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными партами, доской, стеллажами с пособиями и литературой.

Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры и игрушки.

Релаксационная, для отдыха и снятия напряжения. Оборудована мягкой мебелью и аквариумом.

Сенсорного опыта — для формирования знаний о физических свойствах предметов и явлений. В ней собраны игры и пособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные

ощущения.

Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации и лепки, трафареты.

Развития артикуляционной моторики и постановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков. Снабжена большим и индивидуальными зеркалами, инструментами для постановки звуков с гигиеническими средствами их обработки, дидактическими материалами по речевому дыханию.

Зона ТСО, для повышения эффективности коррекционной работы с помощью вспомогательных средств. Располагает компьютером, музыкальным центром, диктофоном, метрономом.

В результате грамотно оформленные и оснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения и коррекционные кабинеты обеспечивают психологическую и дидактическую безопасность процесса получения знаний школьниками с ОВЗ, дают им возможность довольно

комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные с особенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!