СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные жанры как продукт проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2017 по новым стандартам ФГОС СПО каждый студент обязан создать проект по выбранной им общеобразовательной дисциплине. Проект может быть как творческий, так и научно-исследовательский (по выбору обучающегося). 

Предлагается материал для творческих проектов. В данной разработке - знакомство с жанрами журналистики, которые могут обозначиться как один из видов продукта проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«информационные жанры как продукт проектной деятельности»

На этом уроке мы с вами коснёмся жанровой специфики и начнем разбирать некоторые самые востребованные в публицистике жанры, которые можно использовать для создания продуктов проектной работы.

Не нужно быть профессионалом, чтобы понять, что информация, которую мы получаем через газеты и журналы, носит разнообразный характер. Это говорит о том, что журналистика имеет множество жанров, каждый из которых имеет свои характерные особенности. Давайте разберемся в каждом из них. Но прежде чем классифицировать жанры журналистики, будет нелишним дать их общее определение.

Жанр - это сложившийся в ходе истории вид журналистского произведения. Этих типов очень много. Главное - разобрать, в чем их различия. Несмотря на то, что жанры журналистики во многом схожи с литературными, их главное отличие - достоверность и адресность фактов.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что литература делится на виды в зависимости от того, каким способом в них отражается реальная действительность. Теория журналистики, соблюдая традиции литературы, также направлена на изучение видов и жанров своих произведений. Окружающий нас мир невероятно разнообразен, поэтому-то и журналистика, главной целью которой является передача информации обо всем этом многообразии, также должна подвергаться делению на несколько видов.

Согласно одной из классификаций, жанры журналистики подразделяются на: информационные, художественно-публицистические и аналитические.

Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Информационный жанр (новостной). Что лежит в основе большинства журналистских произведений? Конечно же, факт, то есть уже свершившееся событие. Из множества фактов компонуется информация. Информационные жанры журналистики направлены на отображение очевидных фактов о событиях, которые произошли недавно и еще не успели утратить свою свежесть и актуальность. К ним относятся хроники, заметки, зарисовки, разные виды интервью (диалог, монолог или анкета), отчеты, путевые заметки, обозрения, репортажи и др. Основным методом передачи информации в данном случае является повествование в так называемом “стиле телеграфа”.

Аналитический жанр (рациональный). Данный тип основан на методе дедукции и индукции, то есть синтезе и анализе. Когда мы анализируем, то рассматриваем ту или иную проблему только после того, как расчленим ее на части. Это означает, что в данном процессе мы проходим путь от общего к частному. А вот в случае дедукции или синтеза мы сначала изучаем каждую из возможных частей проблемы в отдельности, а потом только в общем плане. Аналитические жанры журналистики шире и масштабнее по своему фактическому материалу. К ним относятся статьи, рецензии, обзор и корреспонденция.

Художественно-публицистический жанр (эмоциональный). В этом случае на первый план выступает творческое мышление автора. Он передает свою версию происшествия, то есть, грубо говоря, свое субъективное мнение по тому или иному поводу, опираясь на собранные факты. Художественные жанры журналистики - это зарисовки, очерки, фельетоны, памфлеты, эссе, истории и пр.

Соответственно, у каждой группы жанров свой предмет, функция и метод

Группа жанров

Предмет

Метод

Функция

Новостные жанры

Событие

Поиск ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?)

Объективный рассказ о событии

Жанры рациональной (аналитической) публицистики

Связь события с другими событиями

Логический анализ

Вписывание известного события в контекст

Жанры эмоциональной публицистики

Человек за событием.

Ситуация-событие в развитии;

Описание людей в драматических ситуациях

Вызов эмоциональной реакции читателей



Данная классификация жанров согласуется с одним из определений журналистики, которое гласит, что журналистика – это рассказ о людях, которые решают задачи, в процессе чего происходят какие-то события.

Если внимание сфокусировано на событиях, которые происходят, потому что люди решают задачи, то это новостная журналистика. Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с большей или меньшей полнотой.



Если внимание сфокусировано на задачах, то это рациональная публицистика, особенность аналитики – анализ.



Если внимание сфокусированно на людях, то журналистика эмоциональная. Особенностью жанров эмоциональной публицистики является субъективность.

Таким образом, одно и то же явление окружающей действительности может быть представлено в журналистских текстах совершенно разными способами в зависимости от того, что выходит на первый план. И на данном основании журналисту нужно сделать выбор в пользу одной из групп жанров.

Новости пишутся по схеме «перевернутой пирамиды». Эта схема подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения не того, с чего начиналось событие, а самого важного элемента события, его сути. Затем располагается менее важная информация, а завершает статью еще менее важная, которую при редактировании можно выбросить без особого ущерба для текста.


Написание новостей заключается в поиске ответов на шесть основных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?

Новостные тексты отличаются краткостью и информационной насыщенностью.

Новостные заметки бывают короткие и расширенные (плюс «оживлённая» новость, «песочные часы», «мягкая» новость, «кольцевая композиция»).

Рассмотрим некоторые примеры разновидности заметок.


Короткая новостная заметка состоит из 10–20 строк и содержит ответы на основные шесть вопросов.


У «перевёрнутой пирамиды» есть проблема. Она выносит самую важную информацию в начало текста, а это фактически делает ненужным дальнейшее чтение.

Расширенная новостная заметка состоит из ядра (суть события, это могут быть ответы как на все шесть вопросов, так и на часть из них), деталей (подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него) и дополнительной информации (напрямую не связанной с событием, однако позволяющей глубже понять его смысл).


Заметка по схеме «песочные часы» начинается с краткого пересказа сути события, затем следует «переход» и подробный рассказ с соблюдением хронологии события. Если от «песочных часов» убрать верхний треугольник и оставить только нижний, получится так называемая «мягкая» новость – рассказ о событии в хронологическом порядке.


Если «мягкую» новость дополнить литературными приемами изложения, то получится репортаж или очерк – жанр эмоциональной публицистики, не претендующий на объективный рассказ о событии, но позволяющий читателю это событие пережить.









2


Просмотр содержимого презентации
«информационные жанры »

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА как продукт проектной деятельности студента

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА как продукт проектной деятельности студента

Жанр - это сложившийся в ходе истории вид журналистского произведения. Жанры журналистики подразделяются на: информационные, художественно-публицистические и аналитические

Жанр - это сложившийся в ходе истории вид журналистского произведения.

Жанры журналистики подразделяются на: информационные, художественно-публицистические и аналитические

Информационный жанр (новостной ) хроники, заметки, зарисовки, разные виды интервью, диалог, монолог или анкета, отчеты, путевые заметки, обозрения, репортажи и др.) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖАНР (РАЦИОНАЛЬНЫЙ) статьи, рецензии, обзор и корреспонденция ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ) зарисовки, очерки, фельетоны, памфлеты, эссе, истории и пр.

Информационный жанр (новостной )

хроники, заметки, зарисовки, разные виды интервью, диалог, монолог или анкета, отчеты, путевые заметки, обозрения, репортажи и др.)

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖАНР (РАЦИОНАЛЬНЫЙ)

статьи, рецензии, обзор и корреспонденция

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ)

зарисовки, очерки, фельетоны, памфлеты, эссе, истории и пр.

Группа жанров Новостные жанры Предмет Событие Жанры рациональной (аналитической) публицистики Метод Связь события с другими событиями Функция Поиск ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?) Жанры эмоциональной публицистики Объективный рассказ о событии Логический анализ Человек за событием. Вписывание известного события в контекст Ситуация-событие в развитии; Описание людей в драматических ситуациях Вызов эмоциональной реакции читателей

Группа жанров

Новостные жанры

Предмет

Событие

Жанры рациональной (аналитической) публицистики

Метод

Связь события с другими событиями

Функция

Поиск ответов на шесть основных вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?)

Жанры эмоциональной публицистики

Объективный рассказ о событии

Логический анализ

Человек за событием.

Вписывание известного события в контекст

Ситуация-событие в развитии;

Описание людей в драматических ситуациях

Вызов эмоциональной реакции читателей

Если внимание сфокусировано на событиях, которые происходят, потому что люди решают задачи, то это новостная журналистика. Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с большей или меньшей полнотой.

Если внимание сфокусировано на событиях, которые происходят, потому что люди решают задачи, то это новостная журналистика.

Особенность новостных жанров – отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале.

Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с большей или меньшей полнотой.

Если внимание сфокусировано на задачах, то это рациональная публицистика. Особенность аналитики – анализ.

Если внимание сфокусировано на задачах, то это рациональная публицистика.

Особенность аналитики – анализ.

Если внимание сфокусировано на людях, то журналистика эмоциональная. Особенностью жанров эмоциональной публицистики является субъективность.

Если внимание сфокусировано на людях, то журналистика эмоциональная.

Особенностью жанров эмоциональной публицистики является субъективность.

Короткая новостная заметка состоит из 10–20 строк и содержит ответы на основные шесть вопросов. «Оживленная» новость, в неё добавляются описательные моменты, которые делают событие наглядным. Расширенная новостная заметка состоит из ядра (суть события, это могут быть ответы как на все шесть вопросов, так и на часть из них), деталей (подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него) и дополнительной информации (напрямую не связанной с событием, однако позволяющей глубже понять его смысл).

Короткая новостная заметка состоит из 10–20 строк и содержит ответы на основные шесть вопросов.

«Оживленная» новость, в неё добавляются описательные моменты, которые делают событие наглядным.

Расширенная новостная заметка состоит из ядра (суть события, это могут быть ответы как на все шесть вопросов, так и на часть из них), деталей (подробный рассказ о событии и обстоятельствах вокруг него) и дополнительной информации (напрямую не связанной с событием, однако позволяющей глубже понять его смысл).

Если «мягкую» новость дополнить литературными приемами изложения, то получится репортаж или очерк – жанр эмоциональной публицистики, не претендующий на объективный рассказ о событии, но позволяющий читателю это событие пережить.

Если «мягкую» новость дополнить литературными приемами изложения, то получится репортаж или очерк – жанр эмоциональной публицистики, не претендующий на объективный рассказ о событии, но позволяющий читателю это событие пережить.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!