СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационные технологии в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии в условиях реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в условиях реализации ФГОС»

Образовательная модель мобильного обучения «1ученик: 1 компьютер»,

как одна из ключевых образовательных инноваций в контексте ФГОС.

Тхор Лаура Курманбиевна, МАОУ «СШ «Земля родная»

Мы живем в то время, когда изменения в образовании происходят все чаще. Школа старается приспособиться к динамичным реалиям сегодняшнего мира. Глобальная экономика, новые рынки труда, требующие формирования новых компетенций, проникновение информационных и коммуникационных технологий во все сферы социальной жизни ставят перед школой задачу соответствия новым условиям. Переход школ на модель «1 ученик: 1 компьютер» сегодня является тенденцией мирового масштаба.

Не так давно в школе «Земля родная», в моём классе в том числе, началось внедрение образовательной модели мобильного обучения в учебный процесс, которая является одной из самых актуальных на сегодняшний момент образовательных инноваций соответствующая требованиям ФГОС, в которых говорится: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». (Кондаков А.М.)

Что представляет собой образовательная модель «1 ученик: 1 компьютер»?

Модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» - это образовательная ситуация обучения, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов».

В рамках реализации ФГОС в кабинетах начальных классов школы «Земля родная» появился мобильный класс: телега с учебными нетбуками Classmate PC, снабжённая компьютером для учителя с системой управления классом Classroom Manager. В школе подобран оптимальный вариант реализации модели, при котором в распоряже-

нии каждого учащегося и каждого учителя имеется собственный портативный, связанный с компьютерами других учащихся по беспроводной локальной сети ноутбук, имеющий доступ к классному серверу (компьютер учителя) и выход в сеть интернет.

Каковы же возможности данной модели?

Двигаемся дальше. Вспомним условия оснащения учебного процесса согласно требованиям ФГОС: «Необходимость формирования навыков выполнения универсальных учебных действий в области ИКТ требует наличия технических и программных средств обучения (ПК и периферийное оборудование, программные средства обработки текста, графики, звука, видеоизображений, анимации, среды моделирования, комплексы ЭОР, доступ в Интернет, ИОС).

«Что дают образованию новые технологии? Стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивность, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений» ( А.М. Кондаков). Вполне очевидно, что мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер» может обеспечить все вышеперечисленное. (Примеры)

Вывод 1. Модель мобильного обучения 1 ученик-1 компьютер обеспечивает основные условия реализации ФГОС.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В мобильном обучении мы это можем наблюдать через:

- проектную работу, где ученики осуществляют поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых информационных объектов и создают свои собственные с помощью инструментов и средств ИКТ;

- исследования процессов с использованием инструментов и средств ИКТ.

- практикумы в компьютерных лабораториях.

- индивидуальные или групповые выступления: презентации с помощью ИКТ.

- использование мобильных устройств и ИКТ инструментов в образовании вне стен классной комнаты: в музее, парке, библиотеке и пр.

Вывод 2. Модель мобильного обучения предоставляет широкие возможности для организации системно-деятльностного подхода. Доступ к мобильному устройству позволяет ученикам осваивать ИКТ инструменты и использовать их для формирования УУД постоянно, увеличивая эффективность их использования в открытой образовательной среде.

Рассмотрим информационно-образовательную среду по требованиям ФГОС:

«Системно-структурная организация ИОС проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем):

- Информационных образовательных ресурсов.

- Компьютерных средств обучения.

- Современных средств коммуникации.

- Педагогических технологий». А.М.Кондаков

Модель мобильного обучения позволяет организовать доступ всех участников образовательного процесса к ресурсам школы, класса, семьи. Перечень возможностей всех участников образовательного процесса в ИОС школы при использовании модели мобильного обучения впечатляет:

- Ведение электронного журнала.

- Наличие электронной учительской.

- Доступ родителей в ИОС и возможность участия в жизни школы (класса).

- Возможность доступа к урокам в школе и дома, очно и дистанционно.

- Наличие в ИОС школы электронных УМК, электронных учебников, ЭОР по различным предметам.

- Электронное портфолио ученика (электронный дневник, портфель достижений, карта здоровья и др.).

- Возможности для смешанного обучения.

- Возможности тестирования.

- Открытое сообщество школы и пр. и пр.

Перечислять можно долго, возможности, реализуемые в среде мобильного обучения, и не только с точки зрения потребления контента, но и участия в его создании.

Вывод 3. Модель мобильного обучения обеспечивает возможности для развития ИОС школы и ее интеграции в открытое образовательное пространство района, региона и т.д.

Итак, образовательная инновация модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» в контексте ФГОС позволяет достичь следующих преимуществ:

- Улучшение освоения учебного материала. Благодаря интерактивным возможностям современных компьютеров, которые в модели «1 ученик : 1 компьютер» становятся доступными учащемуся всегда и везде, учитель получает возможность давать ученику тот уровень нагрузки, к которому он готов в настоящий момент. Компьютер становится не только обучающим средством, но и средством наглядности и презентации учебного материала.

- Индивидуализация и личностный характер обучения. Персональный компьютер позволяет учащемуся выстроить индивидуальную траекторию в информационном поле. С помощью поисковых систем, сред совместного редактирования документов, блогов он может находить наиболее актуальную для себя информацию и выстраивать наиболее адекватную своему восприятию картину знания.

- Участие в коллективной проектной деятельности. Сетевые технологии взаимодействия позволяют учащимся под руководством учителя создавать проекты, отвечающие их целям и потребностям. С помощью проектов они могут осваивать наиболее востребованные виды деятельности и взаимодействия внутри команды.

- Самостоятельная и исследовательская деятельность учащихся. Современные учебные ноутбуки представляют собой универсальные инструменты, позволяющие сконструировать среду виртуального эксперимента, научиться создавать программы и алгоритмы, использовать сенсоры и датчики, позволяющие лучше понять окружающий нас мир.

Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. Переход к модели «1 ученик : 1 компьютер» носит не технологический, а гуманитарный характер, и ориентирован не на технику, а на учащихся, которым предстоит после окончания школы жить и работать в совершенно других, по сравнению с предыдущим поколением, условиях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!