П. 9 Драматические образы в музыке
Драматические образы, как и лирические, представлены в музыке очень широко. Драматические образы выражают столкновения, противоречия, конфликты. Нередко они связаны с жанрами, основанными на драматических литературных произведениях. Таковы опера, балет и другие сценические жанры.
Однако значительно чаще понятие «драматический» связывается в музыке с особенностями её характера, музыкальной трактовкой героев, образов и т. д.
Главные свойства драмы:
-Человек находится в сложной, тяжёлой ситуации, которая кажется ему безвыходной
-Он ищет выход из этой ситуации
-Он вступает в борьбу – либо со своими врагами, либо с самой ситуацией Таким образом, драматический герой, в отличие от лирического, действует, борется, в результате этой борьбы либо побеждает, либо погибает .
Сегодня мы поговорим об опере П. И. Чайковского "Пиковая дама".
«Пиковая дама» — опера по мотивам одноименной повести А. С. Пушкина.
Сюжет оперы:
Главный герой оперы – офицер Герман, немец по происхождению, беден и мечтает о быстром и лёгком обогащении. Он игрок в душе, но никогда не играл в карты, хотя всегда мечтал об этом.
В начале оперы Герман влюблён в богатую наследницу старой графини – Лизу. Но он беден, и шансов на женитьбу у него никаких. То есть сразу же намечается безвыходная, драматическая ситуация: бедность и в результате этой бедности невозможность добиться любимой девушки. И вот случайно Герман узнаёт о том, что старуха-графиня, покровительница Лизы, знает тайну 3 карт. Под дулом пистолета требует от графини назвать ему 3 карты.
Старуха умирает, не назвав ему их, но следующей ночью ему является её призрак и говорит: "Тройка, семёрка, туз". Лиза, не выдержав такого удара, топится в реке. Герман отправляется в игорный дом, выигрывает . Затем, всё, что он выиграл, он проигрывает и кончает с собой.
Послушаем знаменитую арию Германа в игорном доме – "Что наша жизнь? Игра!"
Художественная цель композитора - представить при помощи музыкального языка героя с ярким, взрывным характером. Ария написана в темпе Moderate (умеренном темпе) . Композитор предлагает использовать различные музыкально-выразительные средства, такие как: mezzo piano (не слишком тихо), fortissimo (очень громко). Нисходящая , мрачная тема вначале - основное зерно (мелодия проста, спокойна, сдержанна). Драматическая кульминация следующего отдела - вокальный взлет вверх. Мелодия становится более речитативной. Затем идет песенный раздел, который, сопровождается злобными, повторяющимися звуками деревянных, знаменуют крах несчастного, который теряет рассудок .
О́пера — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия.
А́рия — вокальная партия для одного голоса , соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.
Речитати́в — вокальная музыкальная форма, , род певучего разговора.
Почти все увертюры Бетховена связаны с драматическими произведениями, являясь вступлением к пьесе или опере: «Эгмонт» - к трагедии Гёте, «Кориолан» - к драме Коллина, «Леонора» - к опере «Фиделио».
Увертюра "Кориолан" была написана Бетховеном в 1807 году под впечатлением одноимённой трагедии австрийского драматурга Генриха-Иозефа Коллина (1772-1811). В её основу была положена история жившего в V веке до н.э. римского полководца Гая Марция, прозванного Кориоланом. Знатный патриций он прославился своими подвигами, победами над врагами римлян - вольсками. Однако его ненависть к плебеям и жажда власти привели к тому, что Кориолан был осужден на вечное изгнание из Рима. Тогда он решился на измену родине и встал во главе войска вольсков.
(Патри́ций (лат. patricius, от pater — отец). в Древнем Риме — лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.
Плебей, в древнем Риме - человек из низших классов свободного (т. е. не состоявшего в рабстве) населения).
Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Эта острая психологическая коллизия стала исходным моментом инструментальной "драмы". Изображён конфликт с народом и одновременно - трагический конфликт с самим собой. Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в музыке Бетховена.
Образ Кориолана необычен для композитора: герой борется не за свободу народа, а против него. Многие герои произведений Бетховена погибают в борьбе, но дело, за которое они отдают жизнь, торжествует, и победные фанфары прославляют доблесть павшего. Кориолана же ждет бесславная смерть, и композитор рисует разрушение и гибель человеческой личности, отдающей жизнь за неправое дело.
В увертюре «Кориолан» Бетховен впервые отказывается от медленного вступления: резкие, трагически-жестокие аккорды начала, разделенные выразительными паузами, непосредственно вводят в главную тему , полную смятения и тревоги. Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. В резких контрастах форте и пиано, во внезапных акцентах вырисовывается образ суровый и мрачный.
Ему противопоставлена светлая, лирическая, привольно льющаяся мелодия скрипок. Второй тема - певучая и женственная, содержащая интонацию мольбы, мягкой, но настойчивой просьбы. Светлая и удивительно певучая тема, видимо, символизирует то дорогое и прекрасное, что было утрачено героем с его изменой: образом матери Кориолана — символом семьи, родины . Но покой недолог. Вновь возникают тревожные ритмы, внезапные нарастания, резкие контрасты звучности. На смену приходит новая тема — в ней слышатся тихая просьба и гневные возгласы, робкие мольбы и непреклонный отказ. Молящие интонации переходят от одного инструмента к другому, звучат все более настойчиво — словно толпы народа, стеная, простирают руки. При последнем проведении тема героя изменяется до неузнаваемости. Резкие аккорды прерываются долгими паузами, звучат все тише и глуше, вместо энергичной устремленной вверх мелодии возникают лишь ее краткие, бессильно никнущие обрывки у виолончелей. В конце появляются интонации, как предвестники отчаяния, безысходности. Едва слышные унисоны струнных завершают увертюру. Побеждающее в конце концов чувство любви к родине, к матери побуждают его пожертвовать жизнью.
Вся драматическая концепция увертюры строится на сопоставлении и развитии основных образов. Вся музыка увертюры, от начала до конца воспринимается как непрекращающийся поединок Кориолана с «судьбой» и с самим собой.
М.видео
2