СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект "Безмолвная Арктика"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательный проект направлен на создание комплесной характеристики арктической пустыни России.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект "Безмолвная Арктика"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Берёзовская средняя общеобразовательная школа»









Индивидуальный информационно-познавательный проект


«БЕЗМОЛВНАЯ АРКТИКА»





Выполнил: Гуляйкин Кирилл,

ученик 7 класса

Наставник:

Гуляйкина Елена Владимировна,

учитель географии











п. Берёзовка

2018 год

Содержание:

Введение……………………………………………………………………..3 стр.

  1. Комплексная характеристика Арктики……………………...…………….4 стр.

    1. Географическое положение…………………………………………….4 стр.

    2. История освоения……………………………………………………….4 стр.

    3. Рельеф……………………………………………………………………5 стр.

    4. Климат………………………………………….………………………..6 стр.

    5. Флора и фауна…………………………………………………..……….7 стр.

    6. Население и хозяйственная деятельность человека………………….8 стр.

    7. Экологические проблемы………………………………………………9 стр.

  2. Практическая часть выполнения работы…………………………………10 стр.

Заключение……………………………………………………………………..11 стр.

Список литературы…………………………………………………...………..12 стр.




















Введение

Арктика – это необычайная красота: снежная пустыня, льды, дикие животные. Само ощущение пребывания на Северном полюсе – оставит неизгладимое впечатление на любого человека, побывавшего в этом регионе. Я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие, ведь Арктика – загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в первозданном виде. Белые медведи и северные олени, огромные ледники и подводные вулканы, климатические загадки и почти неисчерпаемые природные ресурсы… Этот единый географический регион таит в себе немало неизведанного и непознанного.

Актуальность моей работы заключается в том, что в настоящий момент Арктика становится все популярней и популярней среди исследователей, туристов и просто любителей острых ощущений. Такой ажиотаж можно объяснить тем, что это одно из немногих мест на Земле, богатых территориями, куда действительно не ступала нога человека, и поэтому каждый может почувствовать себя здесь настоящим первооткрывателем. К сожалению, такое чрезмерное внимание к данной территории может привести к нарушению экологического равновесия. Поэтому мне бы хотелось комплексно изучить нетронутые девственные территории.

Цель:Создание комплексной характеристики территории Арктики.

Задачи:

1.проанализировать научно-популярную литературу, содержащую сведения об исследованиях Арктики;

2. дать комплексную характеристику данной территории;

3. сформулировать выводы по проделанной работе.

4. подготовитьмультимедийный продукт.

Результат моего труда может быть полезен на уроках географии, истории, внеклассных мероприятиях. Его с удовольствием посмотрели мои родные и близкие люди.






  1. Комплексная характеристика Арктики.

    1. Географическое положение

Территория Арктики– не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район, примыкающий к ней. Он включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с его моpями: Гpенландским, Баpенцевым, Каpским, морем Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским и Бофоpта, а также морем Баффина, многочисленными пpоливами и заливами Канадского Аpктического архипелага; островами: Гpенландией, Шпицбеpгеном, Землей Фpанца-Иосифа, Hовой Землёй, Севеpной Землей, Hовосибиpскими островами и о.Вpангеля [1].

Рисунок 1. ГП Арктики

    1. История исследования Арктики

Долгое время Арктика считалась не приспособленной для жизни человека и путешествий. Даже один из самых отважных полярников норвежский исследователь Фритьоф Нансен, который в 1888 г. первым пересек на лыжах южную часть Гренландии, называл безмолвную Арктику «Страной ледяного ужаса».
Однако эта необычайная красота не могла оставлять равнодушными к себе смелых первооткрывателей, решивших покорить Северный полюс.
Первое свидетельство - плавание до широты 66,5 градусов грека Пифея из Марселя.

В 1648 г. группа мореходов во главе с Федотом Поповым и Семеном Дежневым обошла Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоуховапересекла Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходец Меркурий Вагинисследовал группу Новосибирских островов[3].

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. Витус Беринг выполнил огромный комплекс исследований северной территории Сибири до Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин, произвел описание побережья Таймыра. Северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

По идее Степана Макарова в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который использовали для научных исследований океана.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил Георгий Седов, который совершил две зимовки, во время второй Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу [3].

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института, в 1929 г. Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса [6].

Рисунок 2. Северный морской путь

    1. Рельеф

Поверхность материковой части Арктика образуют преимущественно низменные окраины Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Северо-Сибирской, Яно-Индигирской и Колымской низменности. Только в отдельных районах имеются горы: Бырранга на Таймырском полуострове (высота до 1146 м), северная часть Верхоянского хребта, горы Чукотского полуострова.

В пределах материковой части Северной Америки наибольшую площадь занимают холмистые плоскогорья высотой 400—700 м. Наиболее высокие горы находятся на Гренландии (г. Гунбьёрн, 3700 м), на Баффиновой Земле (2591 м).

Большую часть Арктики занимает Северный Ледовитый океан. Здесь широко развита область, занятая окраинными морями. Дно этих морей — подводное продолжение платформенных структур суши. Переходная зона представлена материковым склоном с глубинами 180— 3000 м. Центральная часть океана — Арктический бассейн — область глубоководных котловин (до 5449 м в котловине Нансена) и подводных хребтов, из которых наиболее значительным является хребет Ломоносова.

Рисунок 3. Рельеф Арктики

Под толщами льдов и вод Северного Ледовитого океана проходит горная гряда с вулканами, первые сильнейшие подземные толчки в одном из подводных горных хребтов были зафиксированы в 1999 году [5].

    1. Климат

Полярный климат характеризуется круглогодичными отрицательными температурами воздуха и скудными осадками (100—200 мм в год). Господствует Арктическая воздушная масса, образуя область высокого давления и нисходящих потоков воздуха. Наиболее мягок климат в атлантическом секторе Арктики, самый суровый — на плато Восточной Антарктиды.

Средняя температура в Арктике в это время колеблется от -2 до -5 градусов. Прилегающая акватория намного холоднее, чем воздух. В Баренцевом море температура составляет -25 градусов С, в Гренландском и Чукотском – до -36 градусов С, в Канадском и Сибирском бассейне – до -50 градусов С. Самые низкие показатели наблюдаются в северной зоне акватории. Там температура нередко доходит до -60 градусов.

Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с.ш . — 98 суток; на 80° с.ш .— 127 суток; в районе полюса — полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до −40 ° и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 ° . Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы.

Следует заметить, что, по свидетельствам ученых, 55 млн лет назад в ныне холодном регионе было тепло, как в тропиках, а температура воды в Северном Ледовитом океане составляла около +18 °С! [1].

    1. Флора и фауна

Несмотря на низкую температуру, здесь есть жизнь. Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный олень, снежный баран, белый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляк, лемминг, овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Животные приспособились к суровым условиям за счет толстого слоя подкожного жира и густого меха. Кроме того, в Арктике обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики.

Рисунок 4. Хозяин Арктики

Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Характерные для этих мест птицы – куропатки, белые совы, кайры, гагарки, чайки и даже вороны.

В арктических водах и прибрежных районах легко встретить моржей, тюленей, нарвалов и белух [3].

Благодаря взаимодействию этих видов сложилась интересная цепь питания: рачки – рыбы – птицы – тюлени – белые медведи.

А в начале 1980-х годов на острове Врангеля и полуострове Таймыр появились новые жители. Это длинношерстные мохнатые мускусные быки, которых еще называют овцебыками – они одновременно похожи и на быка, и на овцу. В минувшие времена они жили по всей Арктике, но в большинстве ее районов вымерли и сохранились только на островах Гренландия и Шпицберген. Доставленные за тысячи километров на самолете, они прижились в новых местах [6].

Арктическая пустыня практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи, которых произрастает 1100 видов, что составляет порядка 11 % всех известных видов в мире и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений.

Типичная тундровая растительность включает в себя различные злаки, осоки, лишайники, карликовые ивы и берёзы. Типичные цветковые растения — смолёвка бесстебельная, арктический гравилат и редкий мак арктический [2].

Рисунок 5. Флора Арктики

1.6. Население и хозяйственная деятельность

В Арктике проживает около четырёх миллионов человек, причём более половины из них — в полярных владениях России. Численность постоянного населения в Арктической зоне России на начало 2018 года составляла около 2 331 000 человек (1,6 % населения России). Средняя плотность — 0,63 человека на один квадратный километр. В Российской Арктике живут представители 127 национальностей, и более 70 % из них называют себя русскими.

Арктическая зона характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, наличием разнообразных и значительных по запасам природных ресурсов; удаленностью и транспортной труднодоступностью.

Так же в арктической зоне добывается около 80 % российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60 % меди, 96 % платиноидов, 100 % барита [1].

Политическая география этого региона также весьма интересна: дело в том, что на эту обширную территорию предъявляют права сразу 5 государств. В их числе, разумеется, и Россия.К сожалению, интерес к Северному полюсу и прилегающим к нему территориям вызван вовсе не огромной ценностью для научных исследований, а наличием арктического шельфа, в котором, как предполагают ученые, залегает свыше 100 млрд. тонн нефти и газа, не говоря уже о минеральных ископаемых [2].


1.7.Экологические проблемы

В 1991 году правительства стран, имеющих территории за Северным полярным кругом, приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики. Действующая природоохранная программа ООН определила основные экологические проблемы:

1.Изменение климата. Исследователи утверждают, что средние многолетние показатели температуры воздуха за полярным кругом возрастают быстрее, чем в остальных регионах. Природная зона арктических пустынь в дальнейшем может исчезнуть. Это грозит вымиранием многих видов флоры и фауны. Жизнь коренных арктических народностей тоже находится под угрозой.Выявлено сокращение толщины ледового покрова в 2 раза. Эксперты полагают, что на протяжении XXI века эти процессы продолжатся, что приведет к резкому повышению вод Мирового океана и потоплению прилегающих территорий.

Рисунок 6. Экологические проблемы Арктики

3.Загрязнение воздуха и воды. Основные экологические проблемы связаны с переносом воздушных масс из промышленно развитых регионов северо-запада России, Центральной и Северной Европы. Наблюдается выпадение так называемых кислотных дождей. Такие осадки отрицательно влияют на всю хрупкую экосистему Арктики, разрушают тонкий слой почвы в тундре.

4. Добыча полезных ископаемых и транспорт. В регионе также имеются военные базы и промышленные объекты, перерабатывающее природное сырье. В экосистему попадают: выбросы и стоки промышленных предприятий и коммунального хозяйства; продукты добычи и переработки углеводородного сырья (нефти, газа); тяжелые металлы и другие отходы металлургического производства; отдельные токсические вещества; многочисленные загрязнители с береговых военных баз; отходы судов, работающих на атомном топливе [6].

5. Увеличение лова рыбы и добычи других морепродуктов.




  1. Практическая часть выполнения проекта

Результаты работы я решил представить в виде мультимедийного продукта «Безмолвная Арктика». Для начала я в программе audio cleanin glab записал свой голос, а затем в программу Power Directo rExpress вставил запись голоса, музыку и картинки про Арктику и смонтировал видеофильм, в котором отразил комплексную характеристику данной территории.

В этом видео я решил рассказать самую основную информацию из моего большого доклада, и показать красивые картинки природы, флоры и фауны Арктики.

























Заключение

В начале исследования я поставил перед собой цель комплексно изучить Арктическую область Земли. Работа была построена на основе анализа учебной и классической литературы, интернет-ресурсов.

Проанализировав имеющиеся материалы, я пришёл к следующим выводам:

1.Арктика так и осталась для человека загадкой.

2.Арктика представляет огромный интерес для научного мира.

3.Рельеф Арктики очень разнообразен и для меня было открытием то, что под толщами льда находится столько полезных ископаемых. Удивительно, что на данной территории имеются и вулканы.

4.В Арктике уникальный климат, с преобладанием арктических воздушных масс, высокого давления и нисходящих потоков воздуха.

5.Не смотря на холодный климат и показатели столбиков термометра, к жизни в Арктике приспособились немалое количество животных и растений.

6.Человек тоже смог приспособиться к суровому климату и, более того, начал там жить и осваивать промысел, который доступен в Арктике.

7.В Арктике существует ряд экологических проблем, связанных с хозяйственной деятельностью человека.

8. Будущее Арктики в наших руках.














Список литературы

  1. Манько Ф.И. «Природные зоны России»

  2. Молчанов А.А., Пахоменко В.П., Тарко А.М. Журнал «Экология и жизнь»

  3. https://www.specialtravelclub.ru/info/geography/arktika

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

  5. http://fb.ru/article/179767/klimat-arktiki-priroda-i-ldyi-arktiki

  6. https://znanija.com/task/22412119


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!