СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная война. Способы её предотвращения.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа ученицы заняла II место в районной научно-практической конференции Хасанского муниципального района Приморского края в апреле 2019 года. К выступлению разработана презентация.

Просмотр содержимого документа
«Информационная война. Способы её предотвращения.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт Краскино Хасанского муниципального района»






Информационная война.

Способы её предотвращения.









Сараева Кристина 11 «А» класс

Проскурякова Е.Г. – учитель информатики

Жигло Е.Д. – учитель обществознания





пгт Краскино

2019


Введение.

Основная часть.

Глава 1. «Сущность информационных войн».

  1. История появления.

  2. Понятие и его суть.

  3. Основные черты информационной войны.

  4. Характерные признаки.

  5. Основные цели.

Глава 2. «Структура и составные части».

Глава 3. «Механизмы ведения».

  1. Формы.

  2. Виды информационного оружия.

  3. Рациональные и иррациональные методы ведения.

Глава 4. «Информационная безопасность».

1) Последствия информационных войн

2) Способы защиты

3) Защита информации в Китае.

Глава 5. «Действие информационных войн на конкретных примерах».

1) Информационное противоборство в ВОВ.

2) Крымская война 1853 – 1856.

3) Война в Южной Осетии.

4) Арабо – израильский конфликт.

5) Информационная война между Украиной и Россией.

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что сегодня информация играет ключевую роль в функционировании общественных, государственных институтов и в жизни каждого человека. Сегодня не так важно обладать физическими возможностями, потому что на данном этапе развития общества силён не тот у кого «гора мышц», а тот, кто владеет информацией. Именно она является самым мощным оружием XXI века, поэтому очень важно уметь найти, отобрать и правильно подать эту информацию.

В сети Интернет мне не раз приходилось непосредственно наблюдать «войну» двух противоположных мнений из-за политики государства или экономических проблем стран мира. На телевидении я очень часто вижу не чистые факты и взвешенное объяснение журналистов, а негативные рассуждения и явно искаженные факты. Нельзя не упомянуть и об информационном освящении ситуации в Украине, где СМИ Запада и России показывают нам абсолютно противоположные мнения. Характер подачи информации, если сравнить их, вызывает недоумение, а затем сомнения в правильности выводов той или иной стороны.

Что же действительно происходит сегодня? Какие процессы изменяют общественное мнение, преобразовывают политические институты целых государств? И способны ли мы защитить наше с вами сознание от информационного манипулирования?

В связи с этим, целью исследования является подробное рассмотрение понятия «информационная война», определение её сути, видов, признаков и выявление способов борьбы с ней. Для достижения нашей цели следует выделить следующие задачи:

  1. Понять сущность информационной войны.

  2. Выделить характерные черты и признаки.

  3. Разобрать структуру информационной войны.

  4. Понять что является информационным оружием.

  5. Определить методы ведения.

  6. Показать на примерах действие информационных войн.

  7. Выявить способы защиты и борьбы с информационными войнами.

Я предполагаю, что современное общество ещё не в полной мере осознаёт угрозы и последствия информационных войн, а следовательно, не знает как с ними бороться и противостоять им.

На своей странице в одной их самых популярных в мире социальных сетей «Instagramm» я провела социологический опрос, направленный в основном на аудиторию возрастом 16-20 лет, нашла и обработала большое количество информации на заданную тему и на её основании попыталась понять какой способ борьбы с информационными войнами является самым эффективным и рациональным.

Основная часть.

Глава 1.

Сущность информационных войн.

1.Впервые термин "информационная война" появился в наше время, в середине 80-х годов XX в. в связи с новыми задачами Вооруженных сил США после окончания "холодной" войны и явился результатом работы группы американских военных теоретиков в составе Г.Е. Экклз, Г.Г. Саммерз и др. В дальнейшем термин начал активно употребляться после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 г. в Ираке, где новые информационные технологии впервые были применены в военных целях.

2.Чаще всего информационной войне дают несколько определений:

  • Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника. Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств.

  • Информационная война - комплексное воздействие (совокупность информационных операций) на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство, которое уже в мирное время приводило бы к принятию благоприятных для стороны-инициатора информационного воздействия решений, а в ходе конфликта полностью парализовало бы функционирование инфраструктуры управления противника.

У термина «информационная война» существует очень много значений, но в совокупности они означают примерно одно и тоже, иными словами, этот термин можно определить, как воздействие на людей с помощью распространения и пропаганды определённой, выгодной информации, а также нарушение коммуникативных процессов противника.

3.Основные черты информационной войны:

  • объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону;

  • информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума;

  • навязывание чуждых целей — это то, что делает информационную войну войной и отличает её от обычной рекламы;

  • средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен;

  • информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

4.Суть информационной войны заключается во влиянии на общество с помощью информации. К признакам информационной войны относятся:

  • ограничение доступа к определенной информации: закрытие веб-ресурсов, телевизионных программ, печатных изданий;

  • появление различных информационных источников с одинаковой информацией;

  • создание отрицательного психологического фона по конкретным вопросам;

  • появление в обществе эмоциональной напряженности;

  • проникновение насаждаемой информации в различные сферы общества: политику, культуру, бизнес, образование.

5.Информационная война имеет такие цели:

  • контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация).

  • использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага

  • повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций.

Главной целью информационных войн является получение политического, военного, экономического и социального выигрыша за счет принуждения противной стороны принять решение, соответствующее намерениям другой стороны. Ведение информационной войны является одной из составляющих политики многих государств. В любом случае, информационную войну, вне зависимости от ее определений следует тесно связывать с жестокой и опасной деятельностью, с кровопролитными и боевыми действиями.

Глава 2.

Структура и составные части.

Существуют различные подходы [1] к пониманию структуры информационных войн, однако наиболее общая, по моему мнению, типология, представлена ниже:

  • психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;

  • электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию;

  • дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;

  • физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем;

  • меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;

  • прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.

А элементами информационной войн согласно предыдущей структуре являются:

  • контроль над ситуацией

  • защита информации и распространение своих идей

  • информационный терроризм(хакерские аттаки)

  • информационная блокада

  • война в средствах массовой информации

  • промышленный экономический шпионаж

Глава 3.

Механизмы ведения.

Механизмы ведения информационной войны зависят от её вида. [2]Классической работой в данной области считается работа Мартина Либики «Что такое информационная война?», опубликованная ещё в августе 1995 г. Национальным Институтом Обороны США. В ней автор определил семь форм информационной войны:

  • командно-управленческая -нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями

  • разведывательная - сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной

  • электронная - прикладной метод ведения информационного противостояния, целью которой является снижение информационных возможностей противника

  • психологическая - подразумевает использование методов информационного противостояния против не информационных систем противника, а непосредственно человеческого разума и психики; выступает как манипулирование общественным сознанием, общественным мнением на различных социальных уровнях

  • хакерская - порождение информационной эры, подразумевает диверсионные действия против гражданских (в отличие от электронной войны, где цели - исключительно военные) объектов противника и защиту от них

  • экономическая - имеет две формы: информационная блокада (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США)

  • кибервойна - цель - осуществление информационного терроризма (захват компьютерных данных, позволяющих выследить цель либо шантажировать её)

Самой масштабной и опасной по праву считается психологическая война. Она оказывает информационное воздействие на широкие круги общественности. [3]

Наряду с рациональными способами воздействия на сознание существуют способы, которые можно назвать иррациональными. Они могут оказывать разрушительное воздействие, подавлять рациональное начало и заставлять людей служить своим целям. Здесь в свое время большие наработки сделало ведомство Геббельса.

  • один из эффективных методов - метод большой лжи - успешно был применен и обоснован Гитлером. Суть этого метода в том, что люди в большую ложь охотно верят, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что их обманывают настолько бессовестно. В случае неудачи следует незамедлительно искать врагов. Понимание масс незначительно, зато забывчивость чрезмерно велика. Большая ложь дает выигрыш во времени, а потом о ней никто не вспомнит.

  • в основе другого метода, использованного гитлеровской пропагандой, лежит ограниченность восприятия людей. Человек не успевает перерабатывать данные, избыточную информацию он воспринимает как шум. Поэтому действительно важную роль играют простые формулировки, повторение, закрепление определенного набора положений. Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, общество пожелает запомнить.

  • третий метод, использованный Гитлером, основан на том, что в подсознании человека заложено определенное, регулирующее поступки отдельных лиц, "стадное" чувство принадлежности к определенной общественной группе, которое стимулирует моду, синхронизацию поступков, подчинение лидерам. На его основе можно успешно пропагандировать расовую и религиозную исключительность, преимущества "образа жизни", выделение "интеллектуалов" над "серой массой".

Достаточно эффективными оказываются периодические, сменяющие друг друга кампании, занимающие внимание людей. Безрезультатность старых забывалась, и все начиналось сначала. Последовательность кампаний не оставляла времени для размышлений и оценок.

Эффективен метод, когда отождествляются неизбежные негативные стороны явления. Например, при хорошей профессиональной компоновке кадров телерепортажей можно создать для многомиллионной аудитории впечатление о событии, по сути, противоположном реальности, сосредотачивая внимание на соответствующих негативных и даже очень редких кадрах.

Помимо вышеописанных прямых методов воздействия на сознание, существуют и косвенные, связанные с воздействиями на условия функционирования мозга. Так химическое регулирование мозга может быть нарушено с помощью наркотиков и алкоголя. На сознание людей также могут существенно влиять электромагнитные и акустические поля, особенно в диапазоне инфракрасных частот. Обращая их на людей, сосредоточенных на относительно малом пространстве, можно существенно изменять их поведение. Действие таких полей может носить и глобальный характер. [4]

Глава 4.

Информационная безопасность.

Последствия информационных войн могут дать о себе знать уже в самом начале борьбы. От информационного влияния невозможно защититься, так как оно проникает во все сферы человеческой жизнедеятельности. Сущность информационной войны заключается в давлении на общество, в результате чего члены общества получают искаженное представление о действительности и не имеют возможности сделать правильные выводы и принять верные решения. [5].

Сторона, проигравшая в информационной войне, может ощутить на себе такие последствия:

• переход частей структуры под ведомство победителя;

• полное или частичное разрушение структуры;

• уничтожение той части структуры, которая не нужна победителю;

• снижение работоспособности системы;

• уничтожение систем безопасности пораженной стороны.

Информационная война используется в разных сферах, но ее цель всегда остается постоянной: повлиять на общественное мнение. Вести противодействие информационной войне бывает непросто, ведь манипуляции и пропаганда разрабатываются опытными специалистами. Чтобы не стать жертвой информационного влияния, следует рассматривать по интересующему вопросу мнения разных людей и задействовать разносторонние источники информации.

Защита от воздействия информационной войны сложнее, чем нападение. Общих технологий защиты нет, но используются такие варианты:

• Игнорирование информационной войны

• Разоблачение технологии

• Активные действия в ответ

• Устранение причин информационной войны

Контроль интернета в Китае: как это делает правительство. Оно полностью контролирует все линии связи, ведущие из Китая в остальные страны. Это называется “Великим Китайским Файрволом”. Файерволл (англ. Firewall) – это система, контролирующая все соединения в отдельной точке сети. Она закрывает ненужные вам соединения. Какие соединения считать нужными, а от каких избавляться, система решает на основе правил, устанавливаемые человеком. Сейчас почти на каждом компьютере есть такая система, только она не у всех включена.Правительство Китая сделало простой ход. Они поставили системы Firewall на всех линиях, идущих из страны. Каждый пакет информации, идущий в Китай извне, подвергается проверке и отбрасывается, если считается неугодным компартии КНР. Для примера, как это работает. Если ваш сайт, который находится в России, попал в черный список правительства КНР, то просто его вносят в список правил системы Firewall и все данные, идущие от него в Китай, просто отбрасываются. [6]

Глава 5.

Действие информационных войн на конкретных примерах.

1. Информационное противоборство в ВОВ. Немецко-фашистская пропаганда использовала самые разнообразные формы информационно-психологического воздействия на вооружённые силы и гражданское население противника. Главными из этих форм являлись: устная, радио-, кино- и печатная пропаганда. В ходе Великой Отечественной войны основной формой воздействия на военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и гражданское население РСФСР стала пропагандистская печать. Однако сфера её распространения по необходимости ограничивалась территорией временно оккупированных областей. Самой же эффективной формой пропаганды, воздействие которой распространялось и на военнослужащих РККА, и на население ближнего тыла, являлись в первую очередь – листовки. По данным германского исследователя листовочной пропаганды К. Кирхнера, немецкие пропагандисты с 1939 г. по 1945 г. изготовили и распространили на фронтах около 5 млрд экземпляров листовок. [7]

Важной составной частью нацистской пропаганды являлась контрпропаганда. Германские специалисты информационно-психологической войны старались опровергнуть сообщения советских средств массовой информации о жестоком отношении немцев к советским военнопленным, о зверствах нацистов на временно оккупированных территориях. Главными задачами информационно-психологического воздействия на военнослужащих Вооружённых Сил СССР являлись: устрашение противника; усиление тревоги за судьбу родных; усиление пораженческих настроений, подрыв авторитета государственного и военно-политического руководства СССР; создание позитивного представления о плене; побуждение к добровольной сдаче в плени дезертирству. Пропагандистским службам Германии предписывалось применять все имеющиеся возможности влияния на сознание и волю противника, используя ложь и провокации.

Морально-политические и психологические последствия вторжения немецко-фашистских захватчиков в пределы нашей страны, наряду с установленной ими системой политического и экономического господства, режимом террора, в значительной степени объяснялись фашистской пропагандой среди советского населения. Чтобы подчеркнуть, насколько необходимо и важно было своевременно ликвидировать названные выше явления, уместно, как нам представляется, хотя бы кратко остановиться на некоторых, наиболее характерных моментах организации системы фашистской пропаганды в оккупированных районах Российской Федерации и ее основных направлениях. [7.1]

2. Крымская война 1853-1856.Одним из первых намеков на проведение информационной войны, который имеет документальное подтверждение, является период Крымской войны 1853-1856 годов. Согласно британским газетам того времени, русские войны добивали раненых противников, которые оказались в море после победы в Синопской битве.

3.Война в Южной Осетии. Ровно 11 лет назад между Россией и Грузией произошел военный конфликт, который стал крупнейшим для России со времен боевых действий на территории Чеченской республики. Агрессия со стороны Грузии началась в ночь на 8 августа 2008 года. В результате конфликта, который продолжался 5 дней, агрессия со стороны Грузии была прекращена при помощи вмешательства в конфликт российских войск, которые нанесли вооруженным силам Грузии ощутимое поражение. Вот как описала данную «войну на эффектах» американская газета «The Exile», которая выходила в Москве на английском языке. По информации издания, лидеры Грузии обзвонили чуть ли не каждого влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их в том, что Грузия стала жертвой российской агрессии еще в том самое время, когда грузинская армия занималась обстрелом Цхинвали и даже до того момента, как российская армия вступила в данный конфликт. После этого президент Грузии Михаил Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью каналам BBC и CNN. Он повторял в интервью одни и те же простые строчки на превосходном английском языке и всегда на фоне флага ЕС. Все его посылы сводились к тому, что Россия является агрессором. Он заявлял о том, что Грузия – это маленькая демократическая страна и просил о помощи. При этом эффективности грузинской пропаганды помогал тот факт, что страна не препятствовала попаданию западных журналистов в зону конфликта. В свою очередь Россия сделала практически невозможным доступ к Южной Осетии для представителей нероссийских СМИ, что было большой ошибкой. По этому поводу недовольство выражалось даже в российских изданиях. Пока Россия в очередной раз доказывала, что не наносит удары по гражданским объектам, Грузия заявляла о том, что российские истребители наносят бомбовые удары по финансируемому странами Запада нефтепроводу глубоко на территории Грузии. Данное заявление являлось абсолютной ложью, но это не помешало данной новости провисеть в заголовках западных СМИ не менее 2-х дней. [8]

4. Арабо-израильский конфликт. Конфликт остаётся нерешённым и по сей день. Но в современном обществе стороны используют и современное оружие, то есть информационное оружие. «В течение 50 лет арабо-израильский конфликт пытались разрешить с помощью самолетов и танков. Но теперь открыт новый фронт: киберпространство. Израильтяне, ливанцы и палестинцы ведут жестокую виртуальную битву, обрушивая град сообщений электронной почты и не уставая нажимать на гашетку нового оружия информационной эпохи - на клавишу мыши. Так, пропалестински настроенный хакер Доктор Нукер исковеркал Web-сайт Американо-израильского комитета общественных связей и подменил его содержание документом, в которой выражен резкий протест против притеснения Израилем палестинских граждан. Кроме того, хакеру удалось получить ссылки на информацию о кредитных картах некоторых из пользователей сайта. Хезболла планирует кровавую битву, чтобы вытеснить Израиль из южного Ливана, и израильтяне сражаются, стремясь уничтожить исламистскую партию в Web».

5.Информационная война между Украиной и Россией.Политический кризис, начавшийся на Украине в 2013 году, в 2014-м перерос в гражданскую войну между правительственными силами и Донбассом, не желавшим признавать новые власти Украины. Однако тогда же началась еще одна война — информационная, в которую оказалась втянута Россия. СМИ Украины обвинили во всех бедах своей страны и источником внутреннего раскола на Украине именно Кремль. Российские СМИ в целом придерживаются в оценке происходящих в соседнем государстве событий их официальной трактовки руководством РФ, что неудивительно. Как следствие, мы часто наблюдаем диаметрально противоположные оценки одних и тех же фактов, будь то события в Одессе в мае 2014 года или воссоединение (в украинских СМИ — аннексия) Крыма и России. [9]

3.Заключение.

Связи с общественностью играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это воздействие осуществлялось при помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной тысячи лет.В скором времени связи с общественностью заняли важное место в жизни государств, а с развитием техники и технологии стали активно использоваться и на международном уровне с целью приобретения каких-либо преимуществ контролируемым им государством.

Однако сегодня влияние СМИ настолько велико, что мы сами становимся заложниками убеждений и мыслей, которые нам преподносят. Разжигание любой розни между людьми преступно со стороны тех, кто контролирует «четвертую власть», так как идет в противоречие с нормальным и стабильным развитием человечества, подталкивая нас к очередным конфликтам.

Я считаю, что человеку можно и нужно как можно больше рассказывать о вреде, которые приносят такие войны, а также научить его противостоять влиянию на свою сознание «извне». [10]

На государственном уровне нужно создавать такие институты и принимать такие законы, которые будут направлены на защиту информационного и цифрового суверенитета нашего государства от атак других стран. Что касается общественности, то по моему мнению, мы должны добиваться создания СМИ «народного доверия», которые будут находится под контролем не иностранных компаний, не государства и не частных лиц, а именно народа. Усилиями истинно гражданского общества будут проводиться частые инспекции таких СМИ, проверки их на надежность, а также участие самого гражданского общества в создании и распространении максимально правдивой информации хотя бы на местном уровне. На уровне образовательных учреждений, в рамках предмета «Обществознание» должен быть внедрен курс «Информационная безопасность», в рамках которой научно-популярным языком будет объясняться феномен информационных войн, а также методы и способы защиты от их негативного влияния.[11] И конечно же каждый из нас должен самостоятельно противостоять этим явлениям. Мы должны проверять полученную информацию, и если она неверна, то опровергать её, приводя аргументы и доказательства,например, такие как фото или видео. [12]

4.Список литературы.

http://kak-bog.ru/informacionnaya-voyna-v-sovremennom-mire

https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-voyna-kak-radikalnaya-forma

https://ecoteco.ru/library/magazine/zhurnal-8/tehnologii/informacionnaya-voynaosnovnaya-forma-borby-blizhayshego-buduschego/

https://megapredmet.ru/1-7050.html

https://mgimo.ru/upload/iblock/486/Сулейманова%20Ш.С.%20Назарова%20Е.А.%20-%20ИНФОРМАЦИОННЫЕ%20ВО

ЙНЫ.pdf

https://vuzlit.ru/974217/formy_informatsionnoy_voyny

http://mirznanii.com/a/46100/informatsionnye-voyny-vidy-tseli-metody

https://studopedia.ru/6_14189_tipi-sovremennogo-informatsionnogo-oruzhiya.html

https://lektsii.org/5-80552.html

https://www.rubaltic.ru/context/02112018-russkie-ubiraytes-von-iz-litvy-doloy-moskvu/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!