СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная культура

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать понятие об информационной культуре и ее составляющих

Просмотр содержимого документа
«Информационная культура»

Учитель: Пряникова Татьяна Сергеевна

Предмет: информатика

Класс: 11 класс

Тема урока: Информационная культура

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 

сформировать понятие об информационной культуре и ее составляющих.

Задачи:

образовательные:

- дать определение понятия информационной культуры; назвать ее сущностные характеристики;

- изучить этические и правовые нормы информационной деятельности человека;

- повторить основы информационной безопасности;

- повысить уровень компетенции в вопросах информатизации современного общества;

развивающие:

-формировать ключевые компетенции: умение работать в группе, сотрудничать, организовывать взаимосвязь знаний и упорядочивать их.

-развивать умение пользоваться приобретенными знаниями на практике.

воспитательные:

-воспитывать информационную культуру учащихся.

Оборудование:

мультимедийное оборудование (ПК + проектор + экран);

программное обеспечение: приложение PowerPoint

компьютерные презентации для объяснения нового материала;

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

рабочий лист учащегося



План урока:

  1. Организационный момент                        (1 мин)

  2. Постановка проблемы                        (3 мин)

  3. Формулировка темы и целей урока (2 мин)

  4. Изучение нового материала                (23 мин)

  5. Закрепление                                        (8 мин)

  6. Подведение итогов урока     (2 мин)

  7. Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

  1. Орг. момент.

Учащиеся рассаживаются за сдвоенные парты, т.е. разбиваются на группы.

Чтение эпиграфа к уроку:

«Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет победите вы или проиграете.»

Билл Гейтс

  1. Постановка проблемы.

    • Вот с обработки информации я и предлагаю начать наш урок.

    • Перед вами на столах и у меня на доске список слов и словосочетаний.

Нормы права Информационные технологии

Информационная безопасность

Компьютерная грамотность

Культура общения

Обработка

Передача

Компьютерные технологии

Этикет

Нормы морали



    • Поработайте в парах и попробуйте разбить их на два столбика, названиями которых будут «Информация» и «Культура».

    • Покажите на доске, что у вас получилось? Что вызвало затруднения? Возможно ли существование понятий столбика «Информация» без понятий второго столбика?


3. Формулировка темы и целей урока.

    • Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти слова? Какова будет тема нашего урока? (информационная культура)

    • Тема сегодняшнего урока «Информационная культура»

    • Что из вышеперечисленного вам хорошо известно, а что нужно узнать? Какие цели мы поставим перед собой на урок?


- Для того чтобы «не утонуть» в море информации, необходимо обладать определенными навыками работы с информацией и техникой, которая помогает эту информацию обрабатывать. В связи с этим возникло новое понятие «информационная культура». Об этом мы сегодня поговорим и попробуем вывести составляющие информационной культуры и сформулировать определение.


4. Изучение нового материала.

  • Что такое «культура» вообще в вашем понимании?

  • Нормы, правила, воспитание, искусство…

  • Вы правы, это понятие объемное.

  • Чем определяется культура человека? Какой человек считается культурным?

  • Чтобы ответить на этот вопрос, разобьемся на две группы – «теоретиков» и «практиков»

а) Исследовательская работа

«Теоретики» пройдут к компьютерам и найдут в Интернете определения культуры, скопируют их в текстовый документ под именем «Определения», используя «Толковый словарь Ожегова», Большой Энциклопедический словарь (БЭС), «Толковый словарь Даля».

«Практики» попробуют подобрать слова, определяющие необходимые человеку для оптимального существования в современном мире умения, ассоциирующиеся у них с каждой картинкой, появляющейся на слайде. (слайд 4)


б) Анализ результатов работы 1 группы.

Заслушиваются найденные определения понятия «культура». Учитель подводит итог. ( слайд 5)

  • Таким образом, понятие «культура» включает в себя:

    • материальные результаты деятельности людей: машины, сооружения, произведения искусства и т. д.;

    • результаты познания: науки;

    • нормы морали, этикета и права;

    • человеческие силы и способности: знания, умения, навыки, уровень интеллекта, мировоззрение, способы и формы общения людей.


в) Анализ результатов работы 2 группы.

- А в чем проявляется информационная культура человека?

Современное общество принято называть информационным, поэтому человек должен обладать такими качествами, которые позволили бы ему адаптироваться и хорошо существовать в IT-насыщенной среде.

Во-первых, в информационном обществе человек должен владеть различными техническими устройствами – от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

Во-вторых, он должен владеть информационными технологиями.

В-третьих, он должен уметь извлекать информацию как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.

В-четвертых, он должен уметь представить информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

В-пятых, он должен знать различные методы обработки информации.

В-шестых, он должен уметь работать с разными видами информации.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

- Попробуйте дать определение понятия информационной культуры.

  • А теперь посмотрите, какое определение дано вам в одном из учебников по информатике. (слайд 6)

Информационная культура – знания и умения в области информационных и коммуникационных технологий, а также знание и соблюдение юридических и этических норм при работе с информацией.

  • Вывод: обратите внимание, что наша попытка сформулировать определение была достаточно успешной. Постарайтесь запомнить это определение.

в) Общие выводы.

- Но все же в целом понятие культура связывают с соблюдением определенных норм и правил. Возникли более узкие понятия: «экологическая культура», «педагогическая культура», «молодежная культура» и предмет нашего сегодняшнего разговора – «информационная культура». Давайте попробуем выделить компоненты «информационной культуры»:

    • Механизмы, машины, устройства: персональный компьютер, сотовый телефон;

    • Результаты познания: наука «информатика»;

    • Произведения искусства: компьютерная графика, электронная музыка;

    • Нормы морали, этикета и права: законы об авторском праве, этикет при общении с помощью современных информационно-коммуникационных средств;

    • Знания, умения, навыки: умение обрабатывать информацию с помощью компьютера (текст, графика, звук, электронные таблицы, базы данных и т.д.)

    • Способы и формы общения людей: электронная почта, офф- и он-лайн общение (чаты, форумы).

А теперь подведем итоги и сформулируем еще одно определение понятия “информационная культура”.

Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. (слайд 9)


  • Возможно, именно обладание информационной культурой позволит нам жить в ближайшем будущем как в ролике, созданном корпорацией Microsoft, который мы вам сейчас продемонстрируем. Ваша одноклассница подготовила к нему перевод с английского языка. (Просмотр видеоролика «Технологии будущего»)



  1. Закрепление.

а) Беседа

  • Информационная культура состоит не только в овладении определенными знаниями и умениями, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. А с какими нарушениями вы сталкивались при использовании компьютера или работе в сети?

  • Использование пиратского компьютерного обеспечения, пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете.

  • Какие нормы и правила должны соблюдать пользователи при общении с помощью электронной почты, в чатах, на форуме? Посоветуйтесь в группе и сформулируйте основные этические нормы и правила для таких стилей общения. Группа 1: Правила этикета для электронной почты. Группа 2: Правила этикета для общения в чате. Группа 3: Правила этикета для общения на форуме.

  • Отвечают по группам…

  • Верно, вот некоторые правила, что предлагает нам Интернет и другие источники.

  • Несмотря на некоторые особенности, связанные с виртуальностью и анонимностью такого общения, основой остается уважение к собеседникам и грамотность. (слайды 12-14)


б) Рефлексия

Ответьте на вопрос: “В какой степени вы соответствуете образу человека, владеющего информационной культурой, полученной нами на экране?”.

Для этого заполните таблицу, полученную вами в раздаточных материалах, и определите процент соответствия.

Оценивайте по

10-бальной шкале

Черты информационной культуры человека

Итого

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

в) Упражнения для обобщения и систематизации

- Соедините стрелками понятия, наиболее подходящие друг для друга.

Середина XVI века

 

Владение навыками использования различных технических устройств

Информационное общество

Открытие электричества

Конец XIX века

Развитие промышленности

Информационная культура

Увеличение доли умственного труда

Индустриальное общество

Появление компьютеров

70-е годы XX века

Книгопечатание

Первая информационная революция

Проблемы информационного общества

Лавинообразный поток информации

Появление письменности

Самопроверка с помощью слайда презентации.

6. Подведение итогов урока.

  • Почему сегодня так важно говорить об информационной культуре? В чем ее актуальность?

  • Падение общего культурного уровня в обществе, естественно влечет за собой падение и информационной культуры.

  • А зачем вообще современному человеку обладать информационной культурой и ее составляющими?

  • Чтобы идти в ногу со временем. Чтобы быть успешным человеком в новом информационном обществе.


Вывод по уроку:

знание правил, обладание навыками – залог успешности человека.



7. Домашнее задание: §42, 43, подготовить реферат или презентацию на тему:

  • «Правила информационной безопасности»;

  • «Правовое регулирование в информационной сфере»

Приложение 1

Толковый словарь Ожегова.

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов). Физическая к. (физкультура). л, речи, || прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

КУЛЬТУРА – (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Толковый словарь Даля

КУЛЬТУРА – ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка;

– образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор. в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!